Вместе с тем остается много вопросов, связанных как с возможными метаморфозами на внутриполитической арене, так и с определением внешнеполитических приоритетов самой закрытой, но очень богатой энергоресурсами центрально-азиатской республики.
Многие лидеры стран, понимая всю важность момента инаугурации президента Туркменистана, когда можно встретиться не только с приехавшими гостями, но и договориться о встрече с новым президентом республики, прибыли на торжественное мероприятие.
Напомним, что среди гостей нового президента Туркменистана, было порядка 30 иностранных делегаций, которые возглавляли главы республик бывшего СССР и стран дальнего зарубежья.
В частности, по сообщению Turkmenistan.ru, «делегацию Казахстана возглавлял президент Нурсултан Назарбаев, Украины — президент Виктор Ющенко, Таджикистана — президент Эмомали Рахмонов, Грузии — президент Михаил Саакашвили, Афганистана — президент Хамид Карзай, Ирана — президент Махмуд Ахмадинежад».
Делегацию Российской Федерации представлял председатель правительства Михаил Фрадков, Турции — премьер-министр Реджеп Таип Эрдоган, Азербайджана — премьер-министр Артур Таир-оглы Расизаде, Китая — спецпредставитель председателя КНР, заместитель председателя постоянного комитета ВСНП Исмаил Аймат.
Кроме того, в числе приглашенных можно было увидеть представителей Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Пакистана, Индии, США, Ливии, Египта, Катара, ФРГ, Японии, Испании, Ватикана, Канады, а также ряда международных организаций.
Группа гостей условно разделилась на две «команды». В состав первой вошли страны-поставщики энергоресурсов по всему миру, во вторую — страны-потребители энергоресурсов.
И та и другая «команды» по-своему заинтересованы в налаживании связей с новым президентом Туркменистана и укреплении своих позиций в этой республике.
Также немаловажную роль играют и договоренности, которые были достигнуты во время встреч Туркменбаши с представителями различных транснациональных корпораций, занимающихся разведкой, добычей и транспортировкой энергоресурсов. Все гости, собравшиеся на инаугурации президента Туркменистана, пытались понять, как долго будет находиться у власти второй президент республики, и на кого в дальнейшем он будет опираться в своих действиях.
Становится очевидным, что Гурбангулы Бердымухаммедов уступает ныне покойному Туркменбаши. В этом случае ситуация в Туркменистане схожа с ситуацией 1953 года в СССР.
Тогда на политическом Олимпе отмечались хаотические движения заинтересованных групп, лоббирующих своих людей на столь высокий пост, и сегодня наблюдается подобная картина.
Симптоматично выглядит и тот факт, когда после смерти главы государства (в данном случае можно рассматривать СССР), многие политические деятели зарубежных стран более пристально присматривались к персоне назначенного председателя похоронной комиссии.
Возвращаясь в 53-й год, можно увидеть, что похоронную процессию в то время возглавлял Маленков, который впоследствии и стал главой страны. В Туркменистане ситуация повторилась — комиссию по организации похорон президента возглавил вице-премьер и министр здравоохранения Гурбангулы Бердымухаммедов.
Ясно, что второй президент взошел на престол не только благодаря собственному рвению, но и с помощью заинтересованных людей.
Здесь речь может идти о весомой поддержке нынешнего президента со стороны Председателя Совбеза Туркменистана генерала Акмурада Реджепова, в руках которого в настоящее время де-факто находятся все военно-силовые структуры и вооруженные силы Туркменистана.
То есть — подразделения Министерства обороны (Сухопутные войска, ВВС и войска ПВО), Государственной пограничной службы, внутренних войск Министерства внутренних дел. Также сюда можно отнести структуры Министерства национальной безопасности и Службу личной охраны президента.
И если раньше власть в Туркменистане концентрировалась в одних руках, то сегодня ситуация в корне изменилась. Действующий президент во всех своих шагах будет опираться на и прислушиваться к советам Председателя Совбеза Туркменистана.
В данном случае уже сейчас можно отметить слабые стороны народного избранника:
отсутствие опыта административной работы в масштабе республики (то, что осталось от Минздрава республики после его расформирования нельзя назвать даже департаментом) по причине того, что все решения принимал лично Туркменбаши;
отсутствие опыта в ведении международных переговорных процессов;
отсутствие контактов с зарубежными коллегами;
отсутствие группы единомышленников (команды, на которую мог бы рассчитывать второй президент);
зависимость де-юре и де-факто от Председателя Совбеза Туркменистана генерала Акмурада Реджепова, который может в любой момент поднять вопрос о снятии с Гурбангулы Бердымухаммедова президентских полномочий.
Все вышеперечисленные факторы позволяют предположить, что в краткосрочной перспективе второй президент Туркменистана столкнется не только с аппаратными интригами, вокруг собственной персоны, но и будет играть роль английской королевы, популярной в народе, но не имеющей реальных рычагов власти.
При этом облако нерешенных проблем в масштабе всей республики будет постепенно сгущаться над головой действующего главы страны.
Вместе с тем нужно отметить, что в интересах Гурбангулы Бердымухаммедова и группы Акмурада Реджепова входит соблюдение всех принятых ранее газовых обязательств, так как только запасы энергоресурсов, обеспечивающие режим финансовыми средствами могут служить опорой существующей власти.
Это понимают и многие страны как ближнего, так и дальнего зарубежья, которые уже длительное время закрывали глаза на всевозможные нарушения прав и свобод человека, взамен доступа к энергоресурсам республики.
Вполне вероятно, что сложившаяся ситуация в Туркменистане в среднесрочной перспективе не будет подвержена изменению, хотя уже сегодня есть страны, заинтересованные в росте напряжения и расшатывании ситуации внутри Туркменистана.