Квартирный вопрос - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Квартирный вопрос

Квартирный вопрос

Несмотря на начавшуюся в Казахстане кампанию жилищного строительства, "бездомным" работникам бюджетной сферы все равно придется рассчитывать лишь на собственный карман.

  • 10 Сентября 2004
  • 1115
Фото - Caravan.kz

Более четырех миллиардов тенге выделено на коммунальное строительство в этом году в Южно-Казахстанской области.
Из них около двух миллиардов — целевые инвестиции на коммунальное строительство, направленные в область из республиканского бюджета.
И более двух миллиардов — резервы собственно Южно-Казахстанского областного бюджета. Суммы впечатляют, тем более что еще пару лет назад, на коммунальное строительство в ЮКО не выделялось практически ничего. И даже в перспективе чиновники тогда не брались рассматривать вопрос о жилищном строительстве.
Ныне, до 2007 года в ЮКО планируется сдать в эксплуатацию почти 370 тысяч квадратных метров жилого фонда. При этом ежегодно порядка 8 тысяч квадратных метров жилья предназначаются для так называемых социально незащищенных категорий населения и работников бюджетной сферы.
В среднем, учитывая, что одна двухкомнатная квартира не самой лучшей серии, (а коммунальное жилье для малообеспеченных категорий будет возводиться естественно, не по самым продвинутым проектам), занимает площадь в 40-45 квадратов, получаем ежегодный прирост в «коммунальных» 200 квартир. Механизм распределения этого льготного жилья до конца еще не определен не только на местах, но и в принципе на республиканском уровне.
Однако для рядового учителя и медика все же замаячила надежда получить квартиру «по очереди».
В начале 2000 года тогдашний аким Шымкента Булат Жылкышиев (ныне возглавляющий всю Южно-Казахстанскую область), задался квартирным вопросом и проблемами обеспечения жилья в Шымкенте. Результаты «исследований» удивили даже самых забюрократизированных чиновников. Оказалось, что в Шымкенте таки еще существует очередь на получение жилья, насчитывающая почти две тысячи очередников. В очереди числились врачи и учителя, ожидающие своего угла по 15-20 лет (рекорд — 27 лет в очереди за жильем). После того, как списки были подвергнуты ревизии, выяснилось, что около 100 очередников, естественным образом выбыли из числа претендентов, закончив свое существование в общагах и на снимаемых квартирах.
С весны 1997 года согласно Закону «О жилье», в Шымкенте есть два списка очередников — в 1-й входят малообеспеченные, участники войны, «чернобыльцы», «афганцы», многодетные семьи (всего 11 категорий).
Во втором — бюджетники и военнослужащие. Сегодня в Шымкенте в первой группе -815 человек, во 2-й — 1662 очередника. Естественно, большинство — целые семьи, нередко включающие не только малолетних, (а то и уже повзрослевших детей), но и престарелых родителей.
Вообще, выделение квартир очередникам началось в Шымкенте с 1996 года, когда 60 шымкентских семей получили ключи от квартир в новостройке в микрорайоне «Отрар». Хотя сия пятиэтажка была сдана в строй без канализации и водоснабжения (на это не хватило средств), большинство новоселов были счастливы.
Однако каждый год в Шымкенте последние года праздновали новоселье по 5-7 семей очередников. Так в 2001 году городской акимат выделял очередникам девять квартир за счет того, что управление энергетики и жилищных услуг выкупало эти квартиры на вторичном рынке жилья.
В 2002 году на эти цели в городском бюджете предусмотрено 16 миллионов тенге. Тогда акиматовцы полагали, что денег хватит на покупку 32 квартир (квартиры 3- 4-х комнатные, так как в первую очередь жильем осчастливливаются многодетные, которым по нормативам положены необходимые метры). Но из-за резкого скачка цен на недвижимость закупить удалось едва половину квартир. Во всех случаях коммунальные квартиры выделялись вовсе не бесплатно — но новые квартировладельцы обязаны были ежемесячно вносить квартплату за квартиру городскому управлению жилуслуг из расчета в среднем 1 % стоимости жилья. Таким образом, жилье им представлялось как бы в кредит на 100 месяцев (8 лет). Только после этого владельцы имели право приватизировать коммунальную собственность. В случае же если новоселы по каким-то причинам намеривались переезжать или менять жилье, коммунальные квартиры вновь переходили в городскую собственность без компенсации выплат. Что, собственно, ни у кого не вызывало ни малейших споров или неудовольствия.
Таким образом, официальная очередь на коммунальное жилье за эти годы едва уменьшилось на 100 человек.
Оставшиеся порядка 1700 очередников, с надеждой и страхом сейчас ожидают изменений в механизме распределения очередников. Так как все эти очередники уже неоднократно «ревизировались» управлением жилищных услуг, сомневаться в том, что это те самые остро нуждающиеся и социально незащищенные граждане практически не приходится. Так что, скорее всего эта очередь сохранится.
Но даже при запланированном графике коммунального строительства в 200 квартир в год, очередь из 1700 человек в лучшем случае «рассосется» за 7-8 лет. И это при том, что многие очередники, повторимся, уже ждут своей очереди по десятилетию. Кроме того — 200 коммунальных квартир в год — это план строительства на всю область. Между тем как мы посчитали только шымкентских «бездомных».
Ну и наконец, в управлении жилищных услуг Шымкента не сомневаются, что с определением будущего механизма «квартирных очередей», количество потенциальных очередников не только не уменьшится, но несмотря даже на самый жесткий отбор, значительно возрастет.

Фото из фотогалереи южно-казахстанского регионального портала .