Навстречу обоюдной выгоде? - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-2 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Навстречу обоюдной выгоде?

Навстречу обоюдной выгоде?

В XXI веке экономическое развитие любой страны является важнейшей основой межгосударственных отношений.

  • 8 Сентября 2004
  • 1098
Фото - Caravan.kz

При этом во главу угла ставится баланс интересов и стратегия экономического сотрудничества.
Контроль над энергетическими резервами Центральной Азии, а также возможные маршруты транспортировки стали центральными элементами политики многих государств по отношению к странам, богатым запасами энергоресурсов.
В настоящее время энергетика, являясь движущей силой глобальной экономики, остается одной из актуальнейших составляющих экономического и социального прогресса в XXI веке.
В связи с этим Республика Казахстан постоянно находится в поле зрения многих транснациональных компаний и государств. Не стала исключением и Саудовская Аравия, которая уже на протяжении нескольких лет проводит мониторинг проектов по добыче и транспортировке энергоресурсов с территории Казахстана в дальнее и ближнее зарубежье.
Что собой представляет Саудовская Аравия, и насколько «прозрачны» ее внутриполитическая и социально-экономическая ситуации?
Саудовская Аравия занимает почти 80% территории Аравийского полуострова. Общая площадь страны равна 2,15 млн. кв. км, численность населения составляет около 18,8 млн. человек. Столицей Саудовской Аравии является Эр-Рияд.
По государственному устройству — абсолютная теократическая монархия. Глава государства король (малик), занимает несколько позиций, среди которых в первую очередь он религиозный лидер страны (имам), является главой правящей династии Саудидов и носит старинный почетный титул «хранителя двух священных мечетей».
Главе государства принадлежит вся полнота власти в стране (законодательная, исполнительная, судебная). Являясь одновременно премьер-министром, малик (король) формирует правительство.
При этом власть короля опирается на семейство Аль Сауд, состоящее из более чем 5 000 человек и составляющее основу монархического строя в стране.
Малик (король) правит, опираясь на советы ведущих представителей семейства, в частности своих братьев. На такой же основе строятся отношения малика с религиозными лидерами.
Особо нужно отметить тот факт, что деятельность политических партий и организаций в королевстве запрещена. Но в стране на нелегальном положении продолжают существовать такие организации, как Фронт национального освобождения, Федерация сынов Аравийского полуострова, Национально-демократический фронт, Партия арабского социалистического возрождения, Социалистический фронт.
Вооруженные силы Саудовской Аравии насчитывают порядка 105,5 тыс. человек, в том числе 70 тыс. в сухопутных войсках, 13,5 тыс. в военно-морском флоте, 18 тыс. в военно-воздушных силах и 4 тыс. в силах противовоздушной обороны.
Доля расходов на оборону и безопасность в бюджете 1997 года составляла 37,5%. Уже тот факт, что на оборону в Саудовской Аравии в процентном соотношении выделяется средств больше, чем в других государствах мира может характеризовать Саудовскую Аравию, как государство, постоянно находящееся в напряжении и ожидании нападения со стороны сопредельных государств, а также государств дальнего зарубежья.
Когда-то Саудовская Аравия была всего лишь одной среди наименее развитых и наиболее замкнутых стран на Земле.
В настоящее время благодаря гигантским запасам нефти королевство в песках Аравийского полуострова стало одним из самых богатых государств не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире.
И в то же время благодаря прогрессу в торговле, промышленности, энергетическом комплексе, сельском хозяйстве, строительстве и в банковской сфере Королевство превратилось в одну из самых быстро развивающихся стран мира.
Саудовская Аравия занимает 20-е место среди стран экспортеров нефти и в экономическом отношении является самым динамично развивающимся государством Арабского мира.
Запасы нефти и газа в Саудовской Аравии остаются ее самым большим национальным богатством и самым крупным источником доходов. На территории Королевства находится более четверти мировых обнаруженных запасов нефти. Ежедневно в стране добывается примерно восемь миллионов баррелей сырой нефти, из которой девять нефтеперерабатывающих заводов страны производят приблизительно 1,8 миллионов баррелей бензина. Это позволяет Саудовской Аравии не только развиваться и находиться в числе ведущих стран мира, но и проводить независимую политику.
Но существует и ряд проблем, игнорирование которых может повлиять на экономическую стабильность как Саудовской Аравии, так и стран, входящих в ОПЕК.
Это касается энергетических запасов Каспийского региона. Так как в настоящее время они занимают седьмое место в мире — после Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака, Ирана и Венесуэлы.
По оценкам, в этом регионе находится треть мировых ресурсов природного газа.
Поэтому, Саудовская Аравия решила сфокусировать свою стратегию на нескольких основных направлениях:
1. Углубление устоявшихся отношений между Эр-Риядом и странами-членами ОПЕК;
2. Развитие связей с Россией;
3. Расширение сотрудничества с Северной Америкой, со странами Евросоюза;
4. Построение долгосрочного сотрудничества со странами Центральной Азии.
Становится очевидным, что Эр-Рияд не был готов к тому, что Центрально-азиатский регион сможет ставить ему конкуренцию на мировых рынках.
Тем более, что Саудовской Аравии стали известны планы нефтяных компаний России и Центральной Азии, которые при их реализации смогут поднять общий объем экспорта нефти из стран СНГ на уровень объемов экспорта из Саудовской Аравии.
Нужно также принимать во внимание, что в настоящее время наблюдается сокращение производства нефти на Ближнем Востоке. По некоторым оценкам, общие производственные мощности ОПЕК сейчас в реальности ниже, чем в 1980 году.
А запасов нефти в Каспийском регионе гораздо больше, чем предполагалось ранее.
Поэтому, принимая во внимание устаревшую инфраструктуру Каспийского региона, Эр-Рияд может рассчитывать только на отсрочку появления сильного соперника на нефтяном рынке.
В настоящее время экспортная инфраструктура стала расширяться.
В 2001 году нефть пошла через тысячемильный Каспийский трубопровод, который предоставил прямую дорогу сырой нефти из Казахстана через Черное море на мировые рынки.
Подконтрольный «ЛУКОЙЛу», «Шеврону» и «ЭксонМобилу» трубопровод должен довести экспорт нефти до 1,5 миллионов баррелей в день к 2012 году. А это не может не беспокоить власти Саудовской Аравии.
Этот факт стимулирует Эр-Рияд сосредоточить свои интересы на прикаспийских странах, в число которых входит и Казахстан.
В ряде стран Центральной Азии планировалась и сейчас находится в стадии реализации некая программа формирования «умеренно-исламских» моделей государства, которые уже оказались несостоятельными в Египте и других исламских странах. Попытки внедрения схемы исламской демократии в Турции в одно время поставили под сомнение само существование турецкого государства.
Но Турция — это не республики Центральной Азии. И если она смогла устоять перед натиском Саудовской Аравии, то вряд ли центрально-азиатские республики это сделают.
Не исключено, что страны данного региона будут использованы в качестве очередной экспериментальной площадки.
Саудовская Аравия понимает, что в большинстве своем республики Центральной Азии не имеют традиции религиозных школ салафитского направления. Поэтому ваххабизм явился здесь безальтернативным в части салафизма.
Вместе с тем, исламизация центрально-азиатских республик, подчинение государственных структур и общественной жизни исламским принципам и нормам позволили бы Саудовской Аравии в целом усилить влияние на Казахстан, Узбекистан и Таджикистан и создать рычаги управления этими республиками.
Многие из республик Центральной Азии понимают, что Эр-Рияд обладает не только нефтяными богатствами, но и значительным инвестиционным потенциалом, на который лидеры государств Центральной Азии возлагают немалые надежды.
В этом случае становится очевидным стремление Саудовской Аравии наращивать свою экономическую помощь странам Центральной Азии и в частности Казахстану.
Но пока в большинстве своем финансовая помощь Казахстану со стороны Саудовской Аравии касается религиозной сферы. Так, в Шымкенте функционируют «Арабский институт» и «Казахстано-кувейтский международный университет». Миллионер из Саудовской Аравии Абдулхамид Каттани на свои сбережения построил в центре Шымкента мечеть, носящую имя самого миллионера.
Практически во всех вузах, связанных так или иначе с Саудовской Аравией, преподается исламская теология. Среди негосударственных вузов можно отметить такие религиозно-ориентированные как: «Казахско-кувейтский университет», «Институт востоковедения им. Абд Ар-Рахмана Сауд Аль Бабтина Аль-Кувейти», «Международный казахско-арабский университет», «Казахский институт исламоведения», «Исламский университет».
Показательной выглядит история одного саудовского гранта на 15 млн. долларов, который Эр-Рияд обещал Алматы еще в 1994 году.
Но тогда позиции Казахстана на нефтяном рынке не были прочными, а Каспийская программа только начинала набирать обороты, что и способствовало преданию забвения саудовской инициативе.
По прошествии нескольких лет, когда в корне изменилась геополитическая ситуация на Каспии, в Казахстан стали приезжать делегации из Королевства, при этом сразу все вспомнили о забытом обещании короля Саудовской Аравии Фахда и на очередной встрече высокопоставленных лиц в Казахстане данный грант перешел из разряда забытых в разряд реализовываемых.
В связи с ажиотажем вокруг каспийских месторождений Саудовская Аравия выработала свою стратегическую программу действий по отношению к прикаспийским странам, которая включает в себя следующие компоненты:
налаживание контактов с государственными структурами и с общественно-политическими силами через использование фактора этнической и конфессиональной близости;
как следствие вышеупомянутых факторов создание механизма влияния на политические силы в целях лоббирования своих интересов.
При этом становится очевидным тот факт, что Саудовская Аравия не заинтересована в модернизации политических режимов в Центральной Азии, так как это не дает ей возможность контролировать общественные процессы, и ситуацию в тех странах каспийского региона, которые постепенно становятся конкурентами Эль Рияда на мировых рынках сырья.
В настоящее время при том, что все газеты пестрят статьями о борьбе с терроризмом идет и другая война, которая по своим масштабам вряд ли уступает первой.
Это борьба за энергетическое господство между двумя крупнейшими мировыми экспортерами нефти, Саудовской Аравией и Россией. Становится ясно, что противостояние будет иметь значительные по своему масштабу последствия для мировой экономики, позиции, которую займет в мире Россия, а также для будущей значимости Саудовской Аравии и упрочении или падении влияния организации стран производителей и экспортеров нефтепродуктов (ОПЕК).
В этой борьбе Казахстану, как и многим другим республикам СНГ, причастным к нефтяным и газовым месторождениям отводится роль второго плана, когда все будет зависеть только от ведущих игроков.
Саудовская Аравия имеет в своем арсенале свободные мощности, позволяющие произвести нефти больше, чем весь экспорт всех стран-экспортеров нефти, за исключением России. По своей значимости производственные мощности Саудовской Аравии можно определить как энергетический эквивалент ядерного оружия, мощное сдерживающее средство для тех, кто попытается бросить вызов либо лидерам, либо интересам страны.
Центрально-азиатские же республики, осознавая, что от сотрудничества с Саудовской Аравией можно получить выгоду построили свою стратегию, основываясь на следующих принципах:
— снижение напряженности с Эр-Риядом по причине своего сотрудничества с Москвой, как с конкурентом на нефтяном рынке;
— использование географической близости и религиозной составляющей;
— обещание реализации перспективных совместных проектов по добыче и транспортировке энергетических запасов.