Что стоит за деятельностью Хизб-ут-Тахрир в Казахстане - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+6 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Что стоит за деятельностью Хизб-ут-Тахрир в Казахстане

Что стоит за деятельностью Хизб-ут-Тахрир в Казахстане

В настоящее время создается большой ажиотаж о деятельности той или иной политической или религиозной организации, при этом имеют место быть много не подкрепленных аргументами нареканий со стороны представителей различных слоев общества.

  • 25 Июля 2003
  • 8321
Фото - Caravan.kz

В настоящей статье мы попробуем проанализировать деятельность одного из наиболее известных религиозно-политических объединений — Хизб-ут-Тахрир.
Хизб-ут-Тахрир (Партия освобождения) если быть более точным, то «Хизб ат-Тахрир аль-Ислами» (араб. — Исламская партия освобождения) была основана в 1953 году. Как следует из информации, размещенной на русском, английском, немецком, турецком и нескольких восточных языках на официальном сайте данной организации, Хизб-ут-Тахрир — политическая партия, основанная на принципах ислама. Ее деятельностью является политика, а основной — Ислам. Хизб-ут-Тахрир ведет свою деятельность среди народа и сообща с народом для того, чтобы умма приняла проблему Ислама своей проблемой. Ее задача — вести исламскую умму к восстановлению Халифата, и к правлению тем, что ниспослал Аллах. В документах «Хизб ут-Тахрир» правительства мусульманских стран характеризуются как неисламские, а причиной всех современных проблем мусульманской уммы объявляется «отсутствие ислама в ее повседневной жизни», в том числе «отсутствие исламской системы правления».
На настоящее время Хизб-ут-Тахрир является одной из наиболее активных религиозно-политических партий суннитского толка. Она была основана в Иерусалиме в 1953 г. судьей шариатского апелляционного суда Такиуддином ан-Набхани и представляет собой одно из ответвлений образованного в 1928 г. движения «Братья-мусульмане». После смерти Такиуддина ан-Набхани в декабре 1977 г. амиром (лидером) партии стал палестинец Абдул Кадим Заллум, 1925 г. р., проживающий в Иордании.
В начале своего пути деятельность Партии освобождения распространялась только на Ближний Восток, а сегодня ее подразделения можно найти в Египте, Иордании, Тунисе, Кувейте, Палестине, Северной Африке, Турции и странах Западной Европы. С 1995 г. зафиксирована деятельность партии в Узбекистане. В последние годы в республиках Центральной Азии регулярно сообщается о деятельности представителей «Хизб-ут-Тахрир» и о частых арестах ее активистов.
В Казахстане деятельность представителей Партии освобождения отмечена относительно недавно. Так, в конце 2000 года одни из первых филиалов «Хизб-ут-Тахрир» появились на территории Южно-Казахстанской области в городе Туркестан. Во время подготовки и организации празднования 1500-летия г. Туркестана осенью 2000 года представителями Комитета национальной безопасности и МВД были задержаны четверо граждан Казахстана, у которых в процессе обыска изъято большое количество листовок, книги партии «Хизб-ут-Тахрир». Далее, опять осенью 2001 года в ряде южных городов республики были обнаружены листовки «Хизб-ут-Тахрир», направленные против политики США в Афганистане и содержащие воззвание к мусульманам создать Исламский Халифат. Алматы также не была обделена вниманием. На территории одного из крупнейших высших учебных заведений Казахстана — КазГу были задержаны молодые люди, распространявшие листовки Партии освобождения. Уже в мае-июне 2003 года последователи Партии освобождения были задержаны в г. Алматы и Алматинской области с листовками о призыве к строительству Исламского халифата.
Нужно отметить, что отличительной чертою партии является уход от использования вооруженных методов борьбы. Цель партии — создание исламского государства на территориях стран, большинство населения которых исповедует мусульманство — установление Халифата. Хотя не исключена и вооруженная борьба с «неверными», в том случае если они откажутся перейти в мусульманство или платить в знак покорности особый налог — джизьян. В настоящее время основная работа партии сфокусирована на идеологической работе с населением, и это приносит свои плоды, которые зачастую более эффективны, чем проведение различных военных операций и террористических актов. При этом идеологи партии Освобождения делают акцент на том, что общество в исламском мире находится в негативном политическом состоянии. Оно полностью колонизировано западными государствами. Несмотря на наличие признаков независимости, оно до сих пор остается колонией. Самое интересное заключается в том, что многие граждане, проживающие как в Центральной Азии, так и в Европе разделяют эту точку зрения, ведь, по сути дела речь идет о борьбе с глобализацией.
Немаловажно отметить, что Партия освобождения использует в своей пропаганде как серьезные теоретические разработки, так и современные информационные технологии. Это заметно как по наличию в Интернете официального сайта организации, так и по использованию представителями филиалов компьютерной и другой оргтехники для распространения и тиражирования спецлитературы.
Хизб-ут-Тахрир по своему внутрипартийному устройству в Центральной Азии больше напоминает военизированное формирование, тем более что внутри организации действует железная дисциплина. Филиалы партии имеют структуру пирамиды. Если мы посмотрим структуру узбекского филиала партии, то увидим иерархичность организации «Хизб-ут-Тахрир». Так филиал включает в себя семь ступеней: мутамад (главный руководитель), масул (руководитель областной организации), мусоид (помощник масула), накиб (руководитель района), накиб ердамчиси (помощник накиба), мушриф (руководитель одной или нескольких групп обучения), дорис (послушник). Первичной ячейкой партии является халка (звено), объединяющая обычно до пяти человек. Члены халки знают друг друга чаще всего лишь по псевдонимам. Этот прием, используемый подпольщиками всего мира, сводит риск разоблачения к минимуму.
Для более продуктивной работы в Центрально-азиатском регионе руководство Хизб-ут-Тахрир выделило слои населения, которые могут если не сразу, то постепенно стать последователями идеи построения Исламского Халифата. К фокусным группам партии относятся: во-первых, социально незащищенные слои населения (безработные, пенсионеры, студенты, отцы и матери многодетных семейств), во-вторых, представители властных структур (в основном исполнительной власти), которые на местах смогут помочь, а где и защитить от произвола ячейки партии, в-третьих, работники правоохранительных органов, которые могут оказать в случае надобности реальную помощь.
В основном рекрутский набор осуществляется в сельских районах республик, так как большое количество безработных служит той благодатной почвой, на которой могут взойти семена учений партии. Это и понятно, ведь безработные, в основном молодежь, хочет отойти от социальных проблем и суровых законов рынка и сопутствующих им факторов (низкий доход, произвол властей, бесправие рядовых граждан).
Если внимательно посмотреть на размещение филиалов партии по Центральной Азии и сравнить уровень жизни населения центрально-азиатских республик, то становится ясно, что планы Хизб-ут-Тахрир выходят далеко за создание Исламского Халифата. Ни для кого нt будет неожиданной информация о наличии филиалов партии на территории Узбекистана, в заселенных узбеками районах Киргизии, также в Казахстане (в Южно-Казахстанской, Алматинской, Жамбылской и Кзылординской областях, включая г. Алматы и Шымкент, Кентау и Туркестан). Не стоит объяснять, почему представители Хизб-ут-Тахрир выбрали именно Южный Казахстан. Большая плотность населения плюс почти однородный состав мусульман (ведь преимущественно все население является суннитами, юг Казахстана в основном населен казахами и представителями узбекской национальности) включая большой процент безработицы — это ли не поле для эффективной деятельности?
Одними из основных видов функционирования партии являются собрания ячеек (как внутриорганизационная деятельность партии) и распространение листовок (как работа с населением). И если из года в год представители местных филиалов партии постепенно наращивали свое влияние, то в 2003 году наблюдается всплеск подобной активности. Так, за три дня апреля (начиная с 8-го), сотрудники полиции собрали 58 листовок. 30 — в городе Шымкенте, 22 — в Махтааральском районе и 6 — в Арыси (южные районы области). По словам полицейских, содержание листовок поменяло направление, если ранее они носили антиизральский характер, то сейчас ведется активная антиамериканская и антибританская пропаганда. В Чимкенте также, в здании Акционерного общества «Шымкент Мелиорация» фирмы обнаружили стопку листовок с девизами партии «Хизб-ут-Тахрир». В листовках содержались призывы к созданию единого мусульманского государства на арабском и казахском языках.
Вполне вероятно, что стратеги Хизб-ут-Тахрир разбили по приоритетности Западные страны, Арабский мир, Центральную Азию. Можно сравнить направления деятельности филиалов Партии освобождения по выбранным регионам.
Так, начальным пунктом Хизб-ут-Тахрир определяет арабский регион, как часть исламских земель. Стратеги партии считают, что образование исламского государства в этом регионе как ядра для великого исламского государства, является естественным шагом. На ближнем Востоке уже существует значительное количество функционирующих ячеек партии, которые небезрезультатно проводят свое время в работе с населением, но позиции партии еще не достаточно сильны, чтобы заниматься на государственном уровне вопросами создания Исламского Халифата.
В Западной Европе деятельность Партии освобождения затруднена по многим параметрам. Это очевидно, так как даже при наличии большого количества представителей азиатских народов в Европе, люди, провозглашающие те или иные политические программы действий, а тем более распространяющие листовки, выделяются из общественного окружения, и автоматически попадают в поле зрения правоохранительных органов. И это мы видим на примере ареста 121 члена Партии освобождения в Москве в июне 2003 года, когда при их задержании были изъяты листовки, взрывчатые вещества и боеприпасы, хотя деятельность этой партии в феврале 2003 года была объявлена в России вне закона.
У Хизб-ут-Тахрир, как и у всех политических движений есть своя программа действий. Деятельность Партии освобождения в Центральной Азии, как, впрочем, и в других регионах, состоит из четырех этапов: первый этап заключается в формировании ячеек на территории того или иного государства, второй — активная деятельность созданных ячеек с целью пропаганды идей и взглядов «Партии освобождения», третий — построение и функционирование Халифата, как государственного образования, и, наконец, четвертый — распространение идеи ислама до всего мира. При этом четвертый этап преследует цель не только распространение знания об Исламе, но и расширения географических границ Исламского Халифата, если он будет создан.
Если оценивать ситуацию в Казахстане, то в настоящее время Партия освобождения реализовывает свой второй этап — пропаганда идей и программы действий «Хизб-ут-Тахрир» в Казахстане через своих преемников, действующих по филиалам. К примеру, в городе Кентау были задержаны — 43 и 33-летние горожане. У них изъято 76 листовок экстремистского содержания. В листовках, в частности, содержались призывы к джихаду против Израиля и к объединению мусульман для построения единого исламского государства. Задержанные признались, что получили листовки от других членов партии «Хизб-ут-Тахрир». Нужно отметить, что за последние годы на юге Казахстана это уже третий подобный случай.
Парадоксально, но факт, республики Центральной Азии борются только с представителями Хизб-ут-Тахрир, оставляя без внимания разъяснительную работу с молодежью. Никто не показывает — насколько опасна идея, провозглашаемая подобными партиями.
В настоящее время тот информационный вакуум, который образовался в результате отсутствия продуманной идеологической работы с населением во всех Центрально-азиатских республиках заполняется различными религиозными объединениями и политическими партиями сомнительного толка. Экономические проблемы, рост безработицы и недовольство деятельностью государственных органов могут подтолкнуть молодежь либо в криминальные структуры, либо в ряды радикальных организаций, которые во главу угла ставят идею справедливости и правопорядка, пусть даже носящего религиозный оттенок. И законы Шариата будут находить больше поклонников, чем всем известная теория правового государства, которая осталась только на бумаге и носит декларативный характер во многих республиках СНГ.