Музы оптом и в розницу - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+24 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Музы оптом и в розницу

Музы оптом и в розницу

Сегодня проблемами собственного выживания, в той или иной степени, озабочены все казахстанцы.

  • 4 Июня 2003
  • 1221
Фото - Caravan.kz

Бравурные реляции правительства об экономическом росте, о повышении благосостояния людей не отменяют того факта, что всем гражданам приходится каждый день бороться за достойное место в системе новых, еще не сложившихся, рыночных отношений.
Особенно трудно приходится людям творческим, чьи профессиональные интересы предполагают удовлетворение духовных потребностей людей. Победно шествующая по телеэкранам и концертным площадкам масс-культура — закономерное следствие наступившего вдруг общества массового потребления. И здесь уже главным является не то, принимаешь ли ты эту эрзац-культуру эстетически — эти проблемы переходят в область личной интеллектуальной рефлексии. Главное — сможешь ли ты, как артист, вписаться в новую жесткую систему культурных приоритетов или, грубо говоря, умрешь с голоду…
О проблемах сегодняшней эстрадно-концертной жизни мы ведем разговор с известным казахстанским певцом и композитором, Народным артистом Республики Казахстан, Генеральным директором Казахского государственного гастрольно-концертного объединения «Казахконцерт» Алтынбеком Коразбаевым:
— Алтынбек Коразбаевич, ваше объединение, по его юридической форме — казенное коммерческое предприятие. Не кажется ли вам, что это словосочетание несколько парадоксально — как, например, «горячий лед» или «твердый воздух»? Уж или казенное — или коммерческое…
— Понимаю вашу иронию, и еще пару лет назад я ее полностью разделял. Ведь что сделало правительство: бросило, вроде бы, учреждения культуры в свободный рынок, но зарабатывать самостоятельно не давало, все контролировало.
С другой стороны, мы назывались «казенными», но государственного финансирования были лишены, «коммерческими» — но без права распоряжаться имуществом и прибылью. Такие мутанты, да еще в пору стагнации всей экономики, едва существовали. И кто знает, сколько отчаявшихся артистов в это время решили навсегда оставить свою профессию, которая не давала элементарных средств к существованию?
Сегодня ситуация несколько изменилась. Государство начала выполнять свои обязательства перед культурой, артистами. В первую очередь это выражается в том, что они стали получать регулярно свои, пусть и небольшие, зарплаты.
— Простите, небольшие — это какие?
— Средняя ставка артиста у нас -8 -13 тысяч тенге. Как видите, они отнюдь не роскошествуют.
Кроме того, улучшилось финансирование и других наших расходов, например, впервые за последние лет пять государство выделило нам 21 миллион тенге на ремонт зданий, которые сегодня в бедственном состоянии. Мы начали находить понимание своих нужд во властных коридорах. Немного уменьшилась налоговая нагрузка на концертную деятельность — это еще одна возможность артистам немного заработать, а нам — расширить свою деятельность.
Свою роль сыграла и целевая государственная программа «Аул», составной частью которой является возрождение на селе очагов культуры. И если еще пару лет назад село в этом отношении было просто пепелищем, то сегодня местные власти восстанавливают дома культуры, клубы, появились на селе и самодеятельные коллективы. Да и у профессиональных артистов появилась возможность выступать, реально нести культуру в гущу народа.
Итак, по вашему мнению, перспективы развития эстрады и концертной деятельности, как нового вида бизнеса, достаточно благополучны?
— Это непростой вопрос. Ведь все мы понимаем, что некоторое оживление на артистическом рынке — это результат общего оживления казахстанской экономики, конъюнктуры мировых цен на нефть, других глобальных факторов. У людей стало больше денег, и теперь они могут больше тратить на отдых и развлечения. Но кто может быть уверен, что так будет всегда? Ведь сейчас, когда деньги решают все, для концертно-зрелищного рынка важнейшее значение приобретает платежеспособный спрос населения, причем — стабильно высокий — на нашу продукцию: концерты, театральные постановки и прочее. В этом отношении Казахстан — страна «маленькая», просто население слишком невелико, чтобы его «потребительский импульс» смог сформировать мощную шоу-индустрию развлечений и зрелищ. Причем, заметьте: я говорю обо всей шоу-индустрии. Исполнительское же искусство, в его классическом понимании, в этом процессе занимает и вообще скромную роль.
Кроме того, для бизнеса важнейшую роль имеют четко обозначенные правила, зафиксированные в законах, в реальной деловой практике. К сожалению, в этой сфере юридического обеспечения такого рода предпринимательской деятельности у нас огромные проблемы. Взаимоотношения между артистом и его менеджером, между артистом, менеджером и государством, между теми, кто организует концерт, и кто его реализует — совершенно не урегулированы. Все строится на экспромте, на импровизации, что кстати говоря, и порождает очень жесткие отношения внутри системы шоу-бизнеса. Радикального изменения заслуживает и система взимания налогов с концертной деятельности, которая сейчас только подталкивает продюсеров к уходу в «тень».
Но как же вам, в таких условиях, удается порой привлекать для выступлений настоящих знаменитостей, масштаба Спивакова или Пугачевой? Спонсоры помогают?
— Еще несколько лет назад приезд артиста такого масштаба в девяноста процентах случаев не мог обойтись без спонсора, который имел свои рекламные или имиджевые виды. Сегодня, поскольку зрители могут платить достойную цену за билеты, спонсоры чаще всего не нужны. Но если они есть — их с радостью принимают.
А вообще, чтобы хорошо зарабатывать артисту (и на артисте!) — его имя должно быть, что называется, «раскручено», он должен быть известен, популярен. Кто отвечает сегодня таким требованиям? Ответ — попса, которая круглые сутки мелькает по телевидению. Отсюда однобокое формирование художественных вкусов населения, угнетенное состояние и даже упадок многих исполнительских жанров.
Конечно, филармоническая музыка или народные танцы и в прежние годы имели только свою, не очень большую, категорию слушателей и зрителей, которые любили и ценили это искусство. Но тогда этот дисбаланс восполнялся за счет государственного финансирования — артисты классических жанров могли выживать… Сегодня же им очень тяжело, государство помогает мало, на телевидении они — парии, зритель от них отходит, оглушенный треском и грохотом попсы… Вот это большая проблема.
Ваше объединение называется концертно-гастрольным. Какова сегодня у вас ситуация с гастролями?
— Все упирается в деньги и в этом отношении гастроли — это весьма дорогостоящее для нас мероприятие. Знаете, сколько концертов давали артисты обычной областной филармонии в советские годы? 2300 — 2500 в год! Заводы, учреждения, детские сады, села, города — везде тогда бесконечно колесили концертные бригады, коллективы. А какое разнообразие — от сборных концертов до классики!
Посмотрим, чем мы располагаем теперь. Выезд с небольшой группой артистов, скажем, человек 12-15, на автобусе, куда-нибудь в пригород Алматы, обойдется нам примерно в 70-80 тысяч тенге. Автобус, гостиница, питание, оплата аренды зала, оплата артистам, налоги… Прибыли, как правило, никакой. Естественно, что при таких условиях количество гастролей уменьшилось на несколько порядков. Единственное, что выручает артистов, это когда они приезжают по персональному приглашению какой-либо фирмы, на один-два концерта, с гарантированной оплатой. В этом случае артисты могут получить возможность немного заработать. Но здесь также «везет» не всем: приглашают чаще всего солистов-певцов или небольшие эстрадные коллективы, а кто пригласит, к примеру, ансамбль народного танца, где много артистов, или классический оркестр? Деньги тоже все считают! Поэтому даже «специализация» артиста сказывается порой на его материальном благополучии.
В концертном бизнесе важнейшее значение имеет и реклама, а стало быть — и взаимоотношения со средствами массовой информации и, прежде всего, с телевидением. Как складываются с ними отношения «Казахконцерта»?
— Реклама в нашем деле — половина успеха. Но ведь это также — вид бизнеса, причем бурно развивающийся. Здесь также нет еще четких правил и устоявшихся традиций. Нет и хороших законов, регулирующих авторское право. Например, мы готовим передачу о нашей эстрадной звезде или коллективе. И вот парадокс: после того, как эта передача пройдет в эфире, ее владельцем становится телеканал, мы больше не имеем на нее никаких прав! И это при том, что мы оплачиваем аппаратуру, монтаж, труд режиссера. И затем вынуждены бесплатно отдавать передачу телеканалу, так как иначе она просто не попадет в эфир! А значит — не будет рекламы. И новый сольный концерт, допустим, нашей замечательной певицы, к примеру — Розы Рымбаевой останется без хорошей информационно-рекламной поддержки, не получит «раскрутки».
Это мы брали в пример очень известную певицу, звезду, а с молодыми артистами телевидение у нас поступает и вовсе без церемоний. Принцип прост — за все нужно платить. И что делать — платят, порой забираясь в экономическую кабалу…
Пользуясь своим монопольным положением, телеканалы диктуют артистам свои условия, и это очень горько и несправедливо. Ни «Казахконцерт», ни артисты от трансляции таких передач с их участием, хоть даже они крутятся по телеканалу сутками, не получают ни копейки.
Телекомпаниям, конечно, такое положение выгодно — они получают полноценный артистический продукт, по сути, бесплатно. А то, что безусловно страдающей стороной остается артист — так ведь нет закона!
Закон об авторском праве, который действует сегодня, абсолютно не соответствует духу времени, по нему артист в лучшем случае получает крохи, а в худшем — вообще ничего. Это неправильно и заведомо ставит любых исполнителей в подчиненное, униженное положение. Телевидение должно покупать программы, это мировая практика. Так уже действуют в России, и это оказывается выгодно и телекомпаниям, и одновременно приносит доход артистам. Так и посмотрите: насколько уровень российских телепрограмм стал выше! Поэтому и нам следует переходить на цивилизованные, экономически выгодные отношения партнерства.