"В смерти врага народа никто не виноват…" - Караван
  • $ 479.71
  • 533.77
+12 °C
Алматы
2024 Год
24 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"В смерти врага народа никто не виноват…"

"В смерти врага народа никто не виноват…"

Ежегодно 31 мая в День памяти жертв политических репрессий карагандинцы собираются у памятника узникам КарЛага, где священнослужители проводят молебен по невинно загубленным душам.

  • 24 Мая 2005
  • 6033
Фото - Caravan.kz

В годы тоталитарного режима на территории Казахстана находилось 11 лагерей ГУЛАГа: АЛЖИР, КарЛаг, Дальний, Степной, Песчаный, КамышЛаг, Актюбинский, ДжезказганЛаг, Петропавловский, Лагерь Кенгир и Усть-Каменогорский.
Согласно официальным данным, в те годы невинно пострадало около 60 млн. человек. Из них 40 % были сразу расстреляны.
Карагандинский исправительно-трудовой лагерь был организован 19 декабря 1931 года. Центр лагеря располагался в селе Долинка, в 45 км от Караганды.
За весь период существования Карлага в нем побывали более 1 миллиона заключенных.
«Врагов народа» после вынесения приговора этапировали туда в вагонах для перевозки скота. Воду охрана спецпоезда выдавала лишь на станциях крупных городов. Там же выносила трупы умерших от голода, заполняя образовавшееся пространство новыми «политическими».
В КарЛаге сидел весь свет русской интеллигенции, поэтому в истории Караганды немало выдающихся личностей. Советские дипломаты и офицеры царского полка, революционеры и герои двух войн, актеры и поэты, ученые с мировым именем и просто обыкновенные граждане, попавшие под всесоюзную «охоту на ведьм».
Украинский хлопец
Житель Львова Иван Иванович Карпинский попал в особый лагерь под Жезказганом — Кенгир в 1953 году. Шестнадцатилетний парень, читавший литературу дореволюционного периода, был осужден «по всей строгости закона» на 25 лет за «измену Родине, выражавшейся в антисоветской националистической деятельности и подготовке к совершению преступлений предусмотренных ст. ст. 45-1 «а», 17-54-8, 17-54-9, 54-11 УК УССР». То есть за террор и диверсии.
Получив свой приговор на руки, юный политзаключенный сохранил его для потомков, зашив в подкладку пиджака.
— В Кенгире было три зоны — женская и две мужские, — рассказывает Иван Иванович. — В двух мужских зонах находилось примерно по семь тысяч политзаключенных. Мы работали на объектах в Жезказгане. Города тогда еще не было совсем, только медеплавильный завод, обогатительная фабрика, кирзавод и ТЭЦ. Я попал в бригаду, которая строила станцию, затем меня перекинули на обогатительную фабрику, где мы вручную рыли котлованы по сорок метров глубиной. Работали мы по двенадцать часов в сутки.
Восстание заключенных, о котором писал в своей книге «Архипелаг «ГУЛАГ» Александр Солженицын, произошло в мае 1954 года после расстрела колонны заключенных, возвращавшихся с работы.
— За неподчинение команде «лечь-встать» автоматчиками были убиты 16 человек, и еще с несколько десятков оказались ранены, — рассказывает Карпинский. — В знак протеста политзаключенные решили не выходить на следующий день на работу. Информацию об этом передавали через вольнонаемных.
Администрация всячески пыталась предотвратить восстание, в том числе и при помощи уголовников — врагов «политических». Тем не менее, 16 мая под лозунгом «Смерть или свобода!» Кенгир перекочевал на сорок дней в руки бунтовщиков. Хотя и условно: пределы лагеря все так же охранялись по периметру автоматчиками.
— У нас был забастовочный комитет из двадцати человек, — рассказывает Иван Иванович. — Мы выдвинули свои требования — смягчить режим, сократить рабочий день до восьми часов, прислать представителя из Москвы, чтобы он во всем разобрался. Нам все это обещали, но ничего не выполнялось. Нас пытались взять на измор: отключили воду и свет. Но у нас были свои умельцы, которые собрали генератор и сделали радио. Женщины писали лозунги и запускали их с воздушными змеями, чтобы Жезказган знал, что у нас творится.
Бунт подавили в ночь с 25 на 26 июня 1954 года.
— Прибыл министр внутренних дел Круглов, который вместе с зам. генпрокурора скомандовал открыть огонь, — вспоминает пенсионер. — Танки стреляли холостыми, чтобы загнать нас внутрь бараков. А человек четыреста, тех, кто остался на улице, были просто задавлены. Потом солдаты стали закидывать бараки дымовыми шашками и гранатами. Бойня продолжалась двенадцать часов. После подавления сопротивления всех вывели на зону и положили лицом вниз. Раненых добили, как и тех, кто поднимал голову.
По нашим данным в Кенгире погибло около 450 женщин и 600 мужчин. Раненых даже не знаю сколько. Всех убитых солдаты вывезли за лагерь, где закопали в полуметровой траншее. После Кенгира я попал на рудник в Сатпаев. Там хоть работа и непосильная была, но режим уже посвободнее стал: вообще после Кенгирского восстания по всем лагерям послабления пошли.
После освобождения в 1957 году Иван Иванович Карпинский остался жить в Караганде.
Кстати
В октябре прошлого года на Спасском мемориале россиянам, погибшим в годы сталинских репрессий, пропал бронзовый колокол, поминальная чаша и подсвечники. Общий вес украденного цветного металла составил около ста килограмм. Вандалы осквернили памятник спустя месяц после открытия. Автор мемориала карагандинский скульптор Мурат Калкабаев восстановил свое творение за собственные средства. Правда, из металла был отлит лишь колокол. Поминальную чашу и подсвечники на этот раз он сделал их гранита. Охрану отреставрированного памятника взяла на себя воинская часть, расквартированная рядом со Спасским кладбищем.
Польский святой
За распространение религиозных идей, чуждых советской власти католического священника Владислава Буковинского, проповедующего в польском городе Луцке, приговорили в 1944 году к расстрелу.
Но не иначе, как по вмешательству Высших сил, приговор был изменен на 10 лет лишения свободы, которые отец Буковинский отбывал в том числе и в Жезказгане. Освободившись в 1954 году, священник остался в Караганде и, приняв советское гражданство, начал проводить тайные богослужения вплоть до конца 1958 года.
Однако НКВД вновь задерживает Буковинского, после чего святой отец попадает в лагеря на три года. После освобождения власти предлагали Буковинскому уехать в Польшу, но отец Владислав в ответ на это посылает в облисполком письма с просьбой разрешить строительство церкви. Чаяния воплотились лишь спустя три года после его смерти в 1977 году. А сейчас Ватикан собирается канонизировать преследуемого из-за веры отца Владислава. Между прочим, Буковинский учился в Краковской семинарии вместе с Каролем Войтылой — более известным нынче, как Иоанн Павел II.
Кстати
На Мамочкином кладбище похоронены умершие дети узниц КарЛага. Родившиеся в неволе младенцы, содержались до трех лет в так называемом «Мамкином доме». Тех, кто умирал, хоронили тут же на специальном погосте (отсюда и название кладбища). Несколько лет назад сотрудники музея памяти жертв политических репрессий при Долинском акимате своими силами привели десять соток, на которых располагается кладбище, в порядок, огородили его. За полвека уцелело лишь тридцать могил. На нескольких до сих пор стоят железные крестики.
— По свидетельствам бывших узников, здесь похоронено около трех тысяч детей, — рассказывает директор музея Марина Клышникова. — Списки рожденных и выживших в КарЛаге детей у нас есть. Мы отправили запрос в областную прокуратуру с просьбой дать сведения обо всех детях, которые умерли в «Мамкином доме».
Сейчас на кладбище установлено три гранитных камня: от мусульман, православных и католиков. Сотрудники музея собираются установить на кладбище мемориал, где будут высечены все имена похороненных здесь маленьких узников КарЛага.
Русский ученый
Профессор Александр Чижевский был талантлив во всем: как ученый, поэт и писатель, художник, историк, врач, изобретатель. Научные труды великого ученого ХХ века получили широкий резонанс в мировом научном сообществе. Чижевский был избран действительным и почетным членом 30 университетов, академий, научных обществ. В том числе в 1939 году — почетным президентом Международного конгресса по биофизике и биокосмологии в Нью-Йорке.
22 января 1942 года профессор Чижевский, проживавший в Москве, был необоснованно, без суда и следствия осужден на 8 лет лагерей. Значительную часть этого срока он отбывал в КарЛаге. В Спасском лагере строгого режима Александр Леонидович Чижевский вместе с заключенным Павлом Гавриловичем Тихоновым, математиком по профессии, изучая под микроскопом структуру движущейся крови, установил новые закономерности структурных элементов крови, ее электродинамику.
Этот материал лег в основу книги «Структурный анализ движущейся крови», которую он издал в 1959 году. Освободился Чижевский 22 января 1950 года. И 25 января 1950 года определением Карагандинского управления МГБ СССР Чижевскому было разрешено проживать в городе Караганде. Супруги Чижевские поселились на улице Ленина, прямо напротив медицинской академии. В Караганде ученый работал заведующим лабораторией областного онкологического диспансера, консультантом в областной клинической больнице, старшим научным сотрудником КНИУИ, где и была сконструирована знаменитая «люстра Чижевского».
Испытания «люстр» по ионизации воздуха проводилось на шахте №38. В соответствии с рекомендациями ученого совета экспериментальные работы в 1958 году были продолжены на шахте №70.
В 1959 году А.Л.Чижевский вместе с супругой переехал в Москву на постоянное местожительство, где в 1964 году Александр Леонидович скончался. Вдова неоднократно приезжала в Караганду на вечера памяти супруга. Посещала и свою старую квартиру. По словам нынешних владельцев квартиры, единственное, что осталось от Чижевских — это старая антресоль.
Известные люстры Чижевского теперь есть едва ли не у каждого второго карагандинца. Так же они активно используются и на промышленных предприятиях города.
Кстати
В печально известном управлении КарЛага в поселке Долинка в конце восьмидесятых пытались открыть дом отдыха и уже начали делать ремонт. К счастью изменился советский строй, и закончить задуманное предприимчивым дельцам не удалось. В настоящее время для иностранцев существует туристический маршрут по Спасскому лагерю, Долинке, Мамочкиному кладбищу, с заездом в импровизированный музей, существующий благодаря энтузиазму акимата поселка Долинка.
Семидневный тур по местам «боевой славы» НКВД стоит 1200 у. е.