Торг здесь уместен - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+17 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Торг здесь уместен

Торг здесь уместен

Все ближе срок, 8 октября, когда парламент должен завершить обсуждение и принять Налоговый кодекс.

  • 26 Сентября 2008
  • 1098
Фото - Caravan.kz

Этот документ должен определить взаимоотношения власти и бизнеса на длительный период времени, причем в ситуации, когда состояние экономики в стране и мире остается сложным и неоднозначным.
Эпоха «дешевых денег» и кредитов остается в прошлом, что ставит новые сложные задачи как перед бизнесом, так и перед налоговыми органами, основной целью которых является пополнение бюджета.
Поэтому неудивительно, что все вопросы реформирования Налогового кодекса вызывают ажиотаж и оживленное обсуждение как среди предпринимателей и мажилисменов, так в самых разных слоях общества. Идет оживленный «торг» между государством и предпринимателями, который должен завершиться решением, устраивающим обе стороны. Но достичь компромисса будет нелегко…
На недавно прошедшей в Алматы научно-практической конференции, носящей характерное название: «Ограничение свободы предпринимательской деятельности в Казахстане: пути преодоления» тема налогов также была ведущей.
Вице-президент Национальной Ассоциации предпринимателей Серик Туржанов меланхолично отметил, что сегодня малый и средний бизнес страны существует в режиме «автопилота». Метафору нужно понимать так, что он действует хаотично, «без руля и без ветрил», лишенный действенной помощи и поддержки государства, ежедневно решая сложнейшие задачи выживания, которые обладают не тремя, а семью неизвестными… Административные барьеры для МСБ ужесточаются, налоговая нагрузка растет, потребительский спрос падает. Поэтому неудивительно, что сегодня малый и средний бизнес переживает период упадка и стагнации.
На конференции новый Налоговый кодекс подвергся критическому разбору. Предприниматели предложили внести в него положение, освобождающее субъекты малого и среднего бизнеса от налога часть прибыли, реинвестируемую предприятием на свое собственное развитие и модернизацию.
Также они предложили отменить для МСБ таможенные пошлины и акцизы на ввозимое сырье, комплектующие и оборудование, а для предприятий, работающих в сфере услуг ввести упрощенную декларацию и отменить для них НДС, одновременно увеличив ставку налога с 3 до 6 процентов.
По мнению Серика Туржанова, с которым согласились и другие участники конференции, для МСБ следует также на пять лет вообще изменить корпоративный подоходный налог, а затем он не должен превышать 10 процентов.
Это даст малым и средним предприятиям необходимые оборотные средства для развития, позволит им крепко «встать на ноги». Именно по причине финансовой слабости ежегодно тысячи предприятий МСБ разоряются и закрываются, а ведь именно данный вид бизнеса наиболее жизнеспособен, мобилен, принимает в себя огромные трудовые ресурсы и может стать главной надеждой страны в тяжелые времена. Предложили также разделить социальный налог: 5 процентов должен вносить работодатель, а 10 — физическое лицо.
На других аспектах разрабатываемого Минфином документа остановились члены Ассоциации налогоплательщиков Казахстана и Казахстанского Научно-исследовательского финансового института, высказавшие свое мнение на специальной пресс-конференции.
Председатель управляющего Совета Ассоциации, сама немалое время проработавшая в свое время в правительстве, Жаннат Ертлесова сегодня является одним из самых бескомпромиссных критиков нового Налогового кодекса. Она обвиняет его разработчиков прежде всего в двусмысленности и лукавстве. По ее мнению, сегодня большинство статей НК может иметь двойное толкование. Чтобы избежать его, издаются разъяснительные письма Налогового комитета, но эти подзаконные акты не имеют юридической силы и не могут быть рассмотрены в суде. Получается, что в случае возникновения конфликта предпринимателю и в суде не найти защиты, коль скоро нормативные письма Налогового комитета не являются аргументом!
При этом, как пояснила Ж. Ертлесова, само содержание этих писем может меняться в зависимости от того, какой начальник сегодня восседает в руководящем кресле. О какой стабильности и предсказуемости налогового режима в таком случае можно вообще говорить? А ведь Налоговой кодекс должен служить именно этому.
По мнению Ж. Ертлесовой и руководителей финансового института, при разработке кодекса следует учесть несколько важных моментов. Один из них — реформирование корпоративного подоходного налога, причем коррекции должны подвергнуться не только его ставки, но и вся система. Нужно адаптировать ее к международным стандартам, что окажет большое влияние на расчет налогооблагаемой базы всего несырьевого сектора, повысит ее прозрачность и увеличит собираемость налогов, одновременно снизив нагрузку на реальный бизнес.
Другое важное предложение ученых — новая, улучшенная система налогового администрирования. До сих пор, как считает Ж. Ертлесова, в стране не создана система всеобщего декларирования доходов, правительство не смогло решить вопрос с рыночной оценкой имущества для целей налогообложения. Огромная часть экономики продолжает функционировать «в тени». А это — питательная почва для различных злоупотреблений, коррупции и огромных недоборов налогов. Одним принятием нового Налогового кодекса проблему не решить.
Хотя в Минфине считают, что в новом Налоговом кодексе данному вопросу уделяется немалое внимание, так что сетования и опасения предпринимателей — беспочвенны. Представляя проект НК, в Минфине подчеркивали, что улучшение налогового администрирования является мощным стимулятором для роста налоговых поступлений в бюджет. И может достигаться как простым изменением величины ставок налогов, так и изменением методики исчисления, то есть, расчета базы налогообложения по отдельным видам налогов.
Так, снижена ставка налога на добавленную стоимость на 1 %. Таким образом, с 1 января 2008 года ставка НДС составляет 13 %, а в 2009 будет составлять 12 %. Снижение НДС позволит предприятиям высвободить из оборота средства, которые могут быть направлены на модернизацию производства, его расширение и развитие.
Кроме того, с 1 января 2008 года вступило в силу изменение предусматривающее уменьшенную шкалу ставок социального налога. При этом действующая методика расчета социального налога не изменяется, изменяются лишь ставки. От 13-процентной максимальной — до минимума в 5%. Общее снижение социального налога равно в среднем в 30%. Это, безусловно, может стать стимулом для работодателей к повышению заработной платы работников.
Однако мнения и предложения предпринимателей и ученых, при всех их несомненной важности и интересности, останутся лишь сотрясением воздуха, если они не найдут отклик в главном законодательном органе страны, там, где Налоговый кодекс будет приниматься — в мажилисе.
Но, судя по всему, там тоже не в восторге от проекта, который парламентариям представил министр экономики Бахыт Султанов. Мажилисмены остро критиковали многие положения нового кодекса — методику и схемы расчета вводимого нового налога на добычу полезных ископаемых; спорную, по их мнению, идею резкого увеличения налога на недвижимость; плату за экологический ущерб от хозяйственной деятельности; налог на автотранспорт, НДС и многое другое.
Министр, как мог, отстаивал детище своего ведомства. Задавали и такой, вполне закономерный вопрос: как правительство формирует среднесрочный бюджет на предстоящие три года, тогда как Налоговый кодекс еще не принят и даже ставки налогов еще не утверждены?
Общее мнение депутатов — проект НК еще требует серьезной доработки, как в недрах Минфина, так и в парламентских комитетах. Но поскольку времени для этого осталось очень мало, есть опасения, что правительство сможет все же «протащить» через Мажилис «сырые» статьи кодекса, которые в дальнейшем могут негативно сказаться на состоянии бизнеса.
А надо бы продолжить обсуждения, споры, чтобы прийти к общему, устраивающему всех решению. «Торг» в этом важнейшем деле вполне уместен, и времени на него жалеть не просто глупо, но опасно.

Иллюстрация с сайта http://www.ippnou.ru