Деревья умирают молча - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+17 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Деревья умирают молча

Деревья умирают молча

Недавнее обращение ряда неправительственных экологических организаций Алматы к руководству города относительно судьбы традиционных "зеленых зон" южной столицы - Парка культуры и отдыха, рощи Баума, Ботанического сада и других, до сих пор осталось без ответа, по крайней мере - официального.

  • 23 Августа 2006
  • 1286
Фото - Caravan.kz

А ведь это не вопрос досужего любопытства неуемных экологов, проблема касается всех алматинцев. Генеральный план развития южной столицы уже в ближайшие годы может до неузнаваемости преобразить ее.
Но грандиозные проекты возведения суперсовременных небоскребов и деловых центров не должны игнорировать объективных фактов: парков, скверов, рощ и садиков, то есть «легких» города, которых остается все меньше.
Деревья губятся, вырубаются, просто умирают под натиском технического прогресса и человеческой безалаберности. А фактов беззастенчивого пренебрежения общими интересами горожан во имя наживы, к сожалению, становится все больше…
Но, по мнению директора республиканского Института ботаники и фитоиндустрии, к которому и относится Главный ботанический сад, Гульбаршин Бижановой, опасения общественности относительно судьбы ведущего ботанического учреждения страны, лишены оснований. Недавно принят новый Закон «Об особо охраняемых природных территориях», в котором ботанические сады выделены в отдельный раздел, и где однозначно указано, что изъятие земель таких садов для любых хозяйственных или иных нужд не допускается.
Главный ботанический сад жизненно необходим бурно развивающемуся Казахстану, для которого сохранение природного и ботанического разнообразия является одной из стратегических задач.
Но закон — законом, а развитие города между тем идет своим чередом. С восточной стороны сад подпирает территория КазГу, которому также необходимо место для строительства своих учебных и лабораторных зданий.
С запада, прямо за стеной вознес свои этажи развлекательно — торговый центр «Галерея». Ветхий забор отделяет сад от улицы Тимирязева, непрерывно забиваемой автотранспортом, с севера, а с юга сад упирается в жилые дома.
Кроме того, известны планы руководства города пробить улицы Манаса и Байзакова вплоть до проспекта Аль — Фараби, а это может затронуть территорию сада. Расширяться некуда, но об этом работники сада и не думают. Им бы отстоять и благоустроить свою территорию в 104 гектара, которую сегодня занимает сад.
Чтобы сохранить все это, требуется неустанный труд десятков людей, посвятивших свою жизнь растениям.
В «советские» времена здесь работало более 400. Сегодня их число не превышает 150 человек. Институт ботаники, как и другие научные учреждения, испытал на себе трудности перехода на рыночные принципы существования. Его «слили» в одну организацию с ботаническим садом, персонал резко сократили. Еще несколько лет назад сад был заброшен, пришел в запустение. Появились реальные опасения, что страна и город могут его вообще потерять. Некоторые горячие головы предлагали сад просто закрыть, мотивируя тем, что для современного города содержать такое заведение — непозволительная роскошь.
Многие уникальные специалисты тогда покинули Ботанический сад, занялись другими видами деятельности, которые, в отличие от науки, могли кормить их семьи. И только сегодня Ботанический сад понемногу восстанавливается. Недавно отремонтировали здание института, на очереди — ремонт оранжерей, которого те не видели уже много лет. Регулярно территорию сада очищают от мусора, в чем работникам сада активно помогают студенты — экологи из молодежного объединения «Жасыл ел». Вот только недавно, вместе с ними провели субботник, вывезли несколько грузовиков мусора.
Наверное, все это было неизбежно, и какая-то реорганизация столь громоздкого научного учреждения была нужна. Однако и сегодня, когда на очереди грандиозные задачи превращения Казахстана во всесторонне развитую современную страну, Главный ботанический сад влачит жалкое существование.
Один из немногих природных резерватов в стране — (всего их пять), имеющий в своем распоряжении огромную ботаническую коллекцию живых растений и богатый генетический материал дикоросов, сегодня сидит на скудном государственном бюджетном финансировании.
Чуть более пятидесяти миллионов тенге получают в год сад и институт от государства. Этого едва хватает, чтобы обеспечить ученым и рабочим весьма скромную зарплату, да заплатить за коммунальные услуги.
А ведь на территории сада расположились здания, научные лаборатории, оранжереи, где произрастают тысячи растений, где ведутся научные исследования. Асфальтовые дорожки, ведущие к оранжереям, давно требуют ремонта. Нуждается в реконструкции и ограда сада, которая, по идее, должна надежно защищать сад от особенно назойливых посетителей. Ведь он, прежде всего, научное учреждение, с особым режимом посещения. Здесь с давних пор даже отдельный посетитель не мог просто прийти, полюбоваться на экзотические растения — только в определенное время и только в составе экскурсионной группы. Сегодня, к счастью, в саду налажена круглосуточная охрана, которой приходится дежурить, чтобы уберечь сад от нежелательных «гостей», порой могущих и редкостную елочку срубить на потеху.
Но положительные перемены, хоть и понемногу, в саду происходят. Например, первое, что встречает посетителя прямо у центрального входа — цветущие клумбы с благоухающими розами. Видно, что здесь поработали энтузиасты, мастера своего дела: на каждой клумбе — разные сорта роз алого, розового, желтого и белого цвета. За цветами ухаживают сами ученые и работники сада.
Ботанический сад сегодня насчитывает девять экспозиций, включающих как местные растения, так и экзотические деревья и кустарники из Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Южной и Северной Америки и даже жителей Альп. Все они — под постоянным присмотром сотрудников сада.
Есть также водный отдел, расположившийся в оранжерейно — тепличном комплексе. Здесь в рукотворном пруду нашли свой дом кувшинки, водяные лилии и другие обитатели тропического климата. Они соседствуют с различными пальмами, лимонными деревьями, стволы и стебли которых обвивают лианы. Субтропический отдел представлен роскошными гранатовыми и апельсиновыми деревьями, а также кактусами, коллекция которых является особой гордостью парка. Их там сотни видов самых различных размеров. Есть такие, из которых в жаркой пустыне можно добывать воду, как из живого колодца.
Сегодня Главный ботанический сад продолжает активную научную деятельность. Идет ревизия генофондного собрания, которое в советские годы было одним из самых богатых в Союзе. Дело это кропотливое и долгое, но чрезвычайно важное. Ведь именно в таких собраниях сохраняется генофонд растений, которые стремительно исчезают с лица земли, а некоторые и уже исчезли. Сохранение семян таких растений — это возможность «зеленого будущего» не только для Казахстана, но и для всего человечества.
Работают ученые и по заказам, у них в реализации проекты международных организаций, интерес к разработкам ученых стали проявлять и областные акиматы. Идет изучение растительного покрова различных территорий, ученые дают свои рекомендации по улучшению и укреплению «зеленого пояса» для того или иного города или района.
В следующем году у Главного ботанического сада юбилей — 75 лет. Обретение нового правового статуса, в связи с принятым новым Законом, дает Главному ботаническому саду страны надежду, что его неприкосновенность будет сохранена.
Но, кроме того, новый закон дает право хозяйственной деятельности для института и ботанического сада. Одно условие: она должна быть в русле основной деятельности этого научного учреждения и не должна наносить ущерб природной среде.
Руководство сада думает об открывающихся возможностях — что делать, необходимо вживаться в новые рыночные отношения. Сейчас рассматривается ряд интересных проектов, которые могли бы себя коммерчески окупать и приносить саду дополнительную прибыль, которая в наше время была ему далеко не лишней.
Здесь и организация туристических экскурсий, и выращивание определенных видов растений по заказам. Возможно также налаживание технологически сложного и экологически чистого производства, например — выращивание грибного мицелия на промышленной основе.
Словом, задумок сегодня много, но главным в своей деятельности ученые ботанического сада считают все-таки научную работу, сохранение и приумножение богатой коллекции растений.
Они знают, что работают не только на сегодняшний день, но и для будущих поколений казахстанцев.