Экзамен в первый класс - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-1 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Экзамен в первый класс

Экзамен в первый класс

Каждое время года имеет свои "горячие" темы. Например, летом обязательно обсуждаются вопросы, чем занять дитятко на период каникул, как отдохнуть недорого, но с комфортом, или в какую школу отправить учиться будущего первоклассника.

  • 21 Августа 2006
  • 2290
Фото - Caravan.kz

Последнее, особенно актуально для конца августа.
Конечно, основная часть родителей казахстанских первоклассников позаботилась заранее, определившись с выбором лицея или гимназии — еще весной.
И в течение всего года готовила детей к поступлению в школу самостоятельно или с помощью дошкольных учреждений, которых насчитывается около 1283, и в них воспитываются 192,5 тыс. детей.
Охват детей дошкольного возраста детскими садами по сравнению с 2003 годом в среднем по стране вырос на 4,1% и составляет 23,2%. В городе 36,4% детей ходят в детские сады, на селе — 6,7%.
Хочу напомнить, что система дошкольного образования в Казахстане существовала всегда. Раньше это были детские площадки, которые стали создаваться в республике с 1917 г. В ряде областей создавались дошкольные юрты по обучению матерей правильному уходу за ребенком, дошкольные библиотеки, проводились «недели ребенка». В 1922 году в целом по стране работали более 22-х детских садов и площадок, а к 1940 году во всех областях функционировало 517 дошкольных организаций с охватом более 21 тысячи детей дошкольного возраста.
Постоянно развивающаяся казахстанская система образования вносит новые требования и стандарты к учащимся. Так в последнее время стало популярным проведение тестирования с детьми, поступающими в первые классы. С одной стороны общеобразовательная школа в праве проводить подобные мероприятия, но с другой — отказать в поступлении по результатам тестирования не может. Это касается только общеобразовательных школ (!).
Наверно, некоторые родители со мной согласятся, что тестирование или собеседование не может быть решающим фактором определения способностей ребенка. Ведь некоторым деткам очень сложно первый раз перед незнакомым человеком начать рассказывать любимые стихотворения, раскладывать картинки, читать. Одна из мам сетует: «Для нас тестирование — это больной вопрос, поскольку дитя у меня от природы упертое в доску. Читать может, но только, когда сама этого захочет, а не когда ее просят. Не исключено, что при прохождении тестирования она просто не станет делать того, что от нее требует абсолютно чужая тетя, соответственно, и нужное количество баллов не наберет».
Ситуация складывается по-другому относительно гимназий и специализированных школ с углубленным изучением иностранного языка. Специально для них был разработан порядок приёма детей в первый класс общеобразовательных учреждений на территории города Алматы.
Здесь существуют свои нормы и правила. Например, конкурсный отбор осуществляется на основании собеседования. Категорически запрещается проводить приёмные испытания на знание букв, письма, вычислительным навыкам.
Согласно установленным правилам провидится собеседование подобными заданиями:
«Перед ребенком раскладываются картинки в порядке, когда последовательность сюжетной линии нарушена — 2,3,1,5,4. Предлагается разложить картинки по порядку. Ребёнок выполняет задание, комиссия фиксирует особенности его деятельности в соответствии с которыми ребенок может быть отнесен к одному из уровней».
Или же задаются такие вопросы: «Какое животное больше, лошадь или собака», «Днем светло, а ночью?», «Чем похожи друг на друга белка и кошка?» и т.д.
Отношение к системе собеседования для поступления в первый класс разные. Зачастую родители считают, что это позволяет разграничивать детей на группы, классы, по уровню знаний. Хотя можно понять и учителей, ведь им удобней подбирать методики обучения согласно способностям учащихся.
Мое внимание в порядке приёма детей в первый класс общеобразовательных учреждений, привлекла одна формулировка «…социально-экономических условий развития ребёнка». Обратившись к юристу, узнала, что государство полностью или частично несет расходы на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период получения ими образования.
К категории граждан, которым оказывается социальная помощь, относятся:
— дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей;
— дети с ограниченными возможностями в развитии, инвалиды и инвалиды детства, дети-инвалиды;
— дети из многодетных семей;
— иные категории граждан, определяемые законодательством
.
Размеры и источники социальной помощи определяются правительством Республики Казахстан.
Может быть оно и так, но мне вспоминается, как на школьной линейке нуждающимся учащимся давали вещи. Вот только дети брали их с неохотой и большим чувством стыда. В какой-то степени это унижение придавать огласке социальную не состоятельность.
Несколько иные мотивы видят родители первоклассников, отвечая на вопрос учителей о социально-экономических условиях семьи.
Говорит папа: «В нашей школе, в качестве обязательного документа для зачисления ребенка в школу требуют справке места работы родителей и размере заработной платы для определения суммы, которую родители передадут школе в качестве спонсорской помощи.»
В любом случае все будут учиться. С точки зрения официальной статистики в Казахстане охват казахстанских детей начальным образованием является практически всеобъемлющим.
Из числа обучающихся:

  2003-2004 учебный год 2005-2006 учебный год
девочки мальчики девочки мальчики
1-4 48,9% 51,1% 48,9% 51%

Для обеспечения конституционного права на образование оралманов в 2005-2006 учебном году в общеобразовательных учебных учреждениях организовано:
— обучение 44548 детей-репатриантов, в том числе 15053 — в начальной школе;
— 22910 — средней;
— 6553 — старшей ступени общеобразовательной школы;
— 32 ребенка с ограниченными возможностями.

В организациях общего среднего образования республики для учащихся-оралманов, прибывших из ближнего и дальнего зарубежья (Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Кыргызстана, Грузии, и т.д.) в целях ликвидации пробелов в знаниях в образовательных программах предусмотрены дополнительные уроки, консультации, специальные переходные программы. Все дети обеспечены бесплатными учебниками и питанием.
Итак, день знаний приближается, заботы и переживания с определением учебного учреждения, прохождения тестирования остаются позади, вселяя надежду, что выбор будет удачным.

Электронный адрес автора v_nechukhrannyy@mail.ru