К примеру, его мобильность, рост выездного туризма, а также страны, которые граждане избирают для отпуска. В тройке лидеров — так полюбившаяся казахстанцам и не только им — Турция.
По миру
Во всем мире туристическая отрасль на данный момент испытывает период бурного развития. Любая страна, имеющая хоть какую-то достопримечательность, не говоря уже о выходе к морю или озеру, старается вкладывать средства в развитие въездного и внутреннего туризма, отстраивать отели, проводить промо- и PR-кампании, а также всячески завлекать потенциальных клиентов полюбоваться на отечественные красоты.
По статистическим данным, в 2004 году в мире в сфере путешествий и туризма занято почти 74 млн. человек, что составляет 3% от общего числа работающих.
Кроме того, в смежных отраслях туризм обеспечивает работой почти 215 млн. человек. В общей сложности, в индустрии туризма и связанных с ней сферах экономики занято 8% трудоспособных жителей Земли. Оборот индустрии в 2004 году достиг 6 млрд. долларов. В 2014 году он увеличится почти до 10 млрд. долларов.
Два года назад наибольшие средства на путешествия и туризм были затрачены в США, Японии, Германии, Великобритании и Франции.
К 2014 году первенство по привлечению туристов по-прежнему сохранится за европейскими странами, такими как Франция, Италия, Германия и Испания, но во главе — все же США. Однако на данный момент Азия (Китай, Тайланд, Индия) все активнее включается в туристический бизнес. Большие темпы привлечения туристов также демонстрирует и Доминиканская Республика.
По количеству рабочих мест в сфере туризма в 2004 году в первую десятку вошли Китай, Индия, США, Индонезия, Япония, Бразилия, Россия, Германия, Испания и Франция.
К 2014 году «top-10» слегка изменится — Францию в ней заменит Мексика. На постсоветском пространстве туристическая отрасль экономик в 2004 году имеет такие показатели: в Белоруссии доходы от туризма составят 3 млн. долларов (1,4% ВВП страны), для России эти показатели равны 68 млн. долларов и 1,7% ВВП, для Украины — 13 млн. долларов и 4,1% ВВП.
По республике
Ситуация с цифрами в Казахстане следующая. По данным Казахстанской Туристской Ассоциации, доля выездного туризма в республике за прошлый год составила 210,7 тыс. человек, тогда как только за три первых зимних месяца этого года 39 тысяч наших сограждан пустились в путешествия. В этом им помогли 795 туристических фирм, 515 из которых работают в Алматы и 25 в Астане (данные на январь-март 2006 года).
Страны, которые предпочитают отечественные туристы, резко разделены по географическим зонам — это СНГ, Азия, Европа. Кроме того, если в годовом выражении мы можем проследить более или менее объективную картину, по данным за 3-х месячный период также можно сказать, что выездной туризм еще и резко различается в сезонном выражении, но предложений в разное время года у наших туристических фирм хватает.
Рейтинг стран | |||
2005 год | январь-март 2006 года | ||
Страна | Кол-во | Страна | Кол-во |
Турция | 63154 | Китай | 14961 |
Китай | 48673 | ОАЭ | 5347 |
ОАЭ | 23815 | Турция | 3425 |
Российская Федерация | 23758 | Российская Федерация | 2640 |
Германия | 13664 | Египет | 2231 |
Великобритания | 4766 | Германия | 2153 |
Первая скрипка
Лидером турпредложений по-прежнему остается Турция. В прошлом году «турецкую Ривьеру» посетили 63 тысячи казахстанцев, и за первые 3 холодных месяца этого года в страну съездили 3,5 тысячи сограждан.
Турция, как место для проведения летнего отдыха, стала настолько привлекательной для наших туристов, что даже крупные российские туроператоры задумались: не выйти ли и им на такой перспективный рынок, как казахстанский?!
Положительное решение приняла компания TezTour, которая в мае прошлого года открыла свое представительство в Алматы. Что касается Турции, то тот, кто бывал в стране, знает — ее вывески можно увидеть повсюду: трансферы, экскурсии, автобусы, отельные гиды — это минимум, что предоставляет компания.
Пока я ехала на микроавтобусе TezTour из аэропорта Антальи до отеля в городе Кемер, водитель поведал мне тайну: дела компании настолько хороши, что теперь они не только снимают номера в отелях, но и запускают в строительство свои сети.
Причина прихода в Казахстан проста. Страна растет и развивается в экономическом плане. Ежегодный доход от туризма впечатляет, а сам турпоток дает стабильное увеличение. По словам PR-директора Tez Tour Софьи Соболевой, вхождение на рынок Казахстана — перспективные инвестиции для компании (сообщает Казинформ со ссылкой на РБК).
Ведь сейчас в Казахстане работает около тысячи туристических компаний, имеющих партнеров в 80 странах мира. Уже 12 лет Казахстан — действительный член ВТО (Всемирной Туристской Организации). Доля туризма в общем объеме ВВП республики составляла в 2003 году 1,5%.
В 2004 году в Казахстане вырос турпоток: из 11 млн. туристов на въездной поток пришлось 4,3 млн. человек, на выездной — 3,9 млн, еще 2,8 млн. предпочли поездки внутри страны.
В целом объем выездного туризма в 2004 году увеличился на 63,6% по сравнению с 2003 годом.
По информации электронного издания Newsru.com, чаще всего туристы из Казахстана выбирают поездки в Россию, Китай, Турцию и Германию.
«Уровень жизни в экономически развитых районах этой страны практически сопоставим с российскими городами-миллионерами, соответственно, у граждан Казахстана есть деньги на туризм и культурный отдых, — считает руководитель департамента консалтинга и продаж КГ «Магазин готового бизнеса» Владимир Ермолаев. — Развитию российских туристических сетей в этой стране также способствуют лояльные законы и налогообложение в отношении российских предпринимателей, работающих в Казахстане».
«За» культурный отдых
Наши туристы выбирают культурный отдых. В целом он получается иногда даже намного экономичней.
Турфирмы, через которые вы заказываете тур, получают скидки при бронировании гостиницы, а также — при покупке авиабилета у своих турецких партнеров. Покупая тур «все включено» — гостиница и авиабилет с трансфером (через турфирму трансфер обойдется вам в 20 у.е. в оба конца, тогда как такси на месте будет стоить 35 у.е. до ближайшего курорта) — вы в конечном итоге получаете комфорт. Кроме того, вы можете четко разложить, что и как вы хотите (от звездности отеля до меню и спецпредложений), переложив заботу по поиску на умелые и профессиональные плечи менеджера турфирмы.
Ведь если заниматься композицией тура самому, то сделать придется немало. Это те самые «transaction costs», которые по обыкновению мы в стоимость сделки не включаем, а между тем усилия и материальные затраты делаем.
Чтобы найти тур самому, абсолютно не зная страны и рынка, нужно провести колоссальную работу. Как физическую, так и моральную: затраты на Интернет, телефонные звонки, необходимость доверять тем, кого вы не знаете, и отсутствие страховки при большом риске.
Попробуйте поискать отель через русскоязычные сайты, почитайте комментарии пользователей — в 90% случаев отель будет назван ужасным, если не хуже, а компания-оператор обругана на чем свет стоит. И после этого пойми: то ли действительно все так плохо, то ли это происки конкурентов, ведь в Интернете посетителем может быть любой, и предъявлять паспорт для регистрации ему не нужно…
Однако и к выбору турфирмы нужно подходить ответственно. Сейчас, при всей привлекательности туристического бизнеса, мошенников и турфирм-однодневок хватает. От выбора турфирмы зависит, состоится ваша поездка или нет, как она пройдет, с какими впечатлениями вы вернетесь, будут ли соответствовать обещания тому, что увидите, разместят ли вас в том отеле, какой вы заказывали и многое другое. Чтобы не «пролететь», нужно тщательно изучить рынок.
Выбирайте фирму, которая оказывает туристические услуги не первый год, с хорошей репутацией и добрым именем. Поспрашивайте у друзей, знакомых, родных, коллег, которые пользовались услугами турфирм (если вы первый раз отправляетесь на отдых, а в будущем — лучше иметь своего человека, который предложит «горящую» путевку, поможет, подскажет и т.д.). Выбрав турфирму, которая долго или не очень специализируется на стране, не забудьте попросить ее показать вам лицензию и т.д. Удостоверьтесь, перепроверьте и будьте подозрительны — вы за это платите!
Определившись с туроператором и страной, начинайте вместе с вашим менеджером компоновать тур. Заранее ознакомьтесь с информацией по турецким курортам. Куда вы хотите поехать: на Средиземное или Эгейское море? В Мармарис и Бодрум (авиабилеты в эти города продаются только вместе с туром) или на Анталийское побережье? Почитайте отзывы. Затем приступайте к выбору отеля. Подобрав парочку, перепроверьте информацию в Интернете (лучше на зарубежных сайтах, где черного и белого пиара поменьше). Обращать внимание стоит на такие детали, как: действительно ли пляж бесплатный, песчаный, собственный и в 50 метрах от отеля; какие услуги в отеле платные, а какие бесплатные; как работает бар и какой тип питания существует (купив AI (all inclusive), вы иногда рискуете получить полупансион), и т.д.
Перепроверив, можете смело оплачивать тур, закрывать глаза и уноситься в красочный мир восточной Турции с голубой морской водой, пальмами, прохладным ветром и жарким солнцем.
Начинайте поиски прямо сейчас, и тогда впереди у вас будет еще как минимум два месяца для хорошего и не столь дорогого отдыха!
Фото с сайта http://www.ayda.ru/