Шеф, два счетчика - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+1 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Шеф, два счетчика

Шеф, два счетчика

К концу мая все владельцы фирм, занимающихся извозом, должны подписать договоры с ГУ "Отдел ЖКХ, автомобильных дорог, транспорта и связи" на предоставление своих услуг, в которых будут оговорены постоянные тариф и количество машин, а так же наличие технической базы.

  • 18 Мая 2005
  • 1586
Фото - Caravan.kz

В противном случае лицензия на занятие этим видом деятельности будет отозвана.
Но главная «фишка» при заключении этого самого договора — обязательная установка таксометров. Тех самых, которые владельцы такси отказываются устанавливать наотрез. Поэтому, по прогнозам из тридцати одной фирмы, (сейчас город по информации управления, обслуживает около 900 машин) в лучшем случае останется лишь половина. Что по мнению специалистов управления норма: при 430 тысячах населения после применения коэффициента, указанного в законе «Об автомобильном транспорте», количество такси должно составлять не больше 500-600 машин.
Страсти по таксометру
Требование об установке таксометров впервые появилось еще 12 июля 2003 года в законе «Об автомобильном транспорте». Но тогда перевозчики просто проигнорировали его. Городские же власти не стали настаивать. Спустя два года все изменилось, городская администрация всерьез взялась за таксоперевозчиков. И предписала до 22 марта оснастить все такси города счетчиками, которые бы не только считали хронометраж, но и выбивали чеки.
— Наличие таксометров поможет навести порядок в такси, — говорит начальник отдела ЖКХ, транспорта и связи Серик Акенов. — Водитель уже не сможет взять плату на свое усмотрение, как это происходит сейчас. Расчет будет происходить строго по счетчику. Клиенты от этого только выиграют. Мы разослали во все фирмы-такси письма, где сообщили о необходимости подписания договоров. Срок подачи заявки — один месяц. Теми такси, которые не подпишут договоры, займется управление транспортного контроля.
Согласно утвержденному тарифу (в расчетах принимали участие таксисты) оплата будет составлять 35 тенге за километр в будние дни и 600 тенге за час, если клиент выберет почасовую оплату.
Предприниматели инициативе не подчинились, аргументируя свой отказ подорожанием услуг из-за хронометража. К примеру, поездка из центра города на Юго-Восток стоит сейчас 300 тенге, тогда как по километражу будет стоить уже 600. Ведь это по логике вещей приведет к уменьшению числа клиентов. И действительно, консервативные клиенты, напуганные увеличением стоимости оплаты, стали заявлять об отказе от услуг такси: ведь если сейчас цена за поездку фиксирована и известна с самого начала, то неизвестно еще сколько накрутит счетчик.
Масла в огонь подлили эксперименты с таксометрами, после которых владельцы такси и вовсе пришли к выводу: будешь с ними работать — разоришься.
— Мы поставили счетчики и отработали на них почти месяц, — говорит директор «Алло-такси» Любовь Балабанова. — Выяснили, что таксометр не отражает всех движений и функций. К примеру, мы работаем по договорам, возим сотрудников предприятий, деньги за это получаем в конце месяца. Или машины заказывают на свадьбы и похороны. К тому же у нас скидки для постоянных клиентов — каждая восьмая поездка бесплатно. Если даже мы тариф подгоним идеально, то таксометр зафиксирует только одну единицу услуг.
Акции протеста прокатились по нескольким городам республики.
В частности, в Костанае таксисты собирались на митинг у здания акимата, а затем в знак протеста разъезжали по городу с включенными фарами и красными лентами. Но по словам одного из инициаторов республиканской акции протеста и владельца костанайского такси «Народное» Серика Ыбрая, что собирал в Караганде подписи против введения таксометров, акция закончилась… ничем.
Карагандинские предприниматели пошли дальше. Обратившись в Центрально-Казахстанскую ассоциацию предпринимателей, подготовили письмо-обращение в правительство и местные исполнительные власти, в котором потребовали пересмотреть данное предписание. По мнению директора ассоциации Жомарта Алдангарова, местные исполнительные власти вместо того, чтобы поддерживать малый бизнес, наоборот, всячески препятствуют ему.
— Ну разве это мыслимо, чтобы требования управления были удовлетворены и владельцы такси закупили таксометры, стоимость каждого из которых составляет 32 тысячи тенге, — говорит директор ассоциации. — Если учесть тот факт, что в среднем у каждого перевозчика около 15-20 машин, это же приличная сумма получается. Причем таксометры только одной модели подходят лишь для машин российского производства, но не для иномарок. В статье 26 пункте 2 Конституции РК ясно сказано, что каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности. А установленный тариф за каждый километр противоречит закону о конкуренции, когда рынок регулирует цены, а не местные власти. В законе сказано, что те предприниматели, которые работают по патенту, не обязаны иметь контрольно-кассовый аппарат. У нас все таксисты работают по патенту, а таксометр — ничто иное, как фискальный аппарат. Предприниматели вынуждены будут уйти в тень. Появится больше нелегалов-частников. В первую очередь от этого пострадает потребитель, так как цена на такси подскочит, и далеко не все граждане смогут позволить себе обратится к услугам частного извоза, также убытки понесет и городская казна.
Однако ответ из правительства был категоричен: закон надо исполнять. А в городском акимате посетовали, мол, где были эти защитники, когда в закон вышел в свет. Надо было тогда поднять вопрос об отмене этих пунктов, а не тогда, когда власти стали требовать исполнения закона. А без договоров с акиматом работа такси будет расцениваться как незаконное предпринимательство. Со всеми вытекающими последствиями.
У владельцев такси по сей день сумятица.
— В настоящий момент предписание акимата остается в силе, — говорит управляющий «Алло-такси» Юрий Бойко. — Мы как законопослушные граждане не собираемся его нарушать. Но отстаивать свои права намерены до конца.
— Мы не будем возить по общим тарифам, так как это противоречит конституции, — говорит директор фирмы «Престиж» Айбек Мамбетов. — Сегодня мы подпишем договор, а завтра объявят тендер на перевозки пассажиров в такси. И свяжут нас по рукам и ногам.
Между тем в управление ЖХК, автомобильных дорог, транспорта и связи уже стали поступать заявления от владельцев такси-фирм. И первый договор уже подписан.
Начали за здравие…
10 апреля 4 автопарка города, обслуживающие 47 автобусных маршрута, повысили цену за проезд в городском транспорте до 30 тенге (раньше билет стоил 25). Об этом перевозчики заранее поставили в известность городской акимат и маслихат. Но не антимонопольное управление.
На крайний шаг автопарки пошли, чтобы привлечь внимание из-за отсутствия дотаций. Фактические затраты на перевозку пассажиров отличаются от установленных и вписанных в договоры тарифов. По закону, городские власти должны компенсировать перевозчикам эту разницу, но в бюджете с осени не хватало на эти цели денег.
— Органы, принявшие решение об организации того или иного маршрута, рентабельность которого не обеспечивается существующими тарифами, должны обеспечить выплату разницы между существующим тарифом и себестоимостью проезда, — говорит директор Управления пассажирскими перевозками Евгений Кирсанов. — У нас есть социально значимые маршруты, на которых пассажирский поток незначительный. Но и другие городские маршруты убыточны. Если в мае прошлого года дизтопливо покупали по 27-28 тенге, то сейчас уже по 45 тенге. Я уже не говорю про запасные части и резину, которые выросли в цене в десятки раз. Мы неоднократно обращались к акиму города с просьбой рассмотреть наши проблемы. Но… Мы все глубже увязаем в долговых обязательствах перед банками. Нашей доходной части хватает только на возобновление оборотных средств — ГСМ и запчастей.
По словам директора автопарка №3 Артура Манукяна, только 31% пассажиров, пользующихся услугами автобусов этого автопарка, оплачивает полную стоимость проезда. Остальные ездят по льготным проездным. Тогда как за год одному только автопарку №3 не выплатили 297 млн. тенге. При этом три независимые друг от друга аудиторские проверки этого парка, прошедшие в последние месяцы, показали, что расходы перевозчиков действительно превышают доходы.
— Мы выиграли на тендере в числе прочих маршруты №13 и №19, — рассказывает директор ПК «Арман» Олег Тен. — Оба эти маршруты убыточные: с каждого автобуса собирали всего по две тысячи тенге, тогда как нужно минимум десять, пришлось их бросить. Сейчас нам приходят письма с требованием возобновить маршруты. А разбираться в наших проблемах никто не хочет.
Месяц спустя, после завершения проверки прокуратуры Карагандинской области было дано заключение, что повышение цен на проезд не соответствуют условиям договоров, заключенных между перевозчиками и местными исполнительными органами. Всего таких договоров было заключено 14, и в каждом тариф на проезд установлен в размере 25 тенге. Изменение же условий договора — повышение оплаты, могло произойти только при взаимном согласии сторон путем внесения изменений в договор или в судебном порядке. К тому же управление по защите конкуренции не нашло оснований для повышения тарифа. Кстати, по закону перевозчики обязаны были согласовать повышение цен с этим управлением. Прокуратура области дала рекомендацию ГУ «Отделу ЖКХ, автомобильных дорог и транспорта» при городском акимате обратиться в суд. Прокуратура также вынесла представление акиму области о необходимости решения вопроса о дотировании автопредприятий, осуществляющих пассажирские перевозки.
— В соответствии со статьей 19 Закона «Об автомобильном транспорте» местные исполнительные органы обязаны возмещать перевозчикам разницу между установленным тарифом и фактическими затратами, — говорит старший прокурор Аманжан Ахметов. — Компенсации должны выплачиваться из городского бюджета. В этом году компенсацию даже не заложили в бюджет города. Это довольно существенно влияет на работу автоперевозчиков.
В свете этих парадоксальных событий, обоснование городским акиматом установки таксометров, которые якобы должны защищать потребителя от необоснованного взимания оплаты за услуги, кажется, по меньшей мере, лукавством.