Готов ли казахстанский аудит к вступлению в ВТО? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+1 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Готов ли казахстанский аудит к вступлению в ВТО?

Готов ли казахстанский аудит к вступлению в ВТО?

Аудит и аудиторская деятельность - это не только финансово-экономический учет. Желание республиканского руководства вступить в ВТО, а также контроль над этой деятельностью со стороны министерства финансов, придает делу еще и политический характер.

  • 16 Июля 2003
  • 2929
Фото - Caravan.kz

Изначально, казахстанское правительство декларировало независимость от государства данного вида деятельности, основанием чему явилась законодательное признание сертификации аудиторов.
И хотя данная ситуация довольно специфична, она как нельзя лучше иллюстрирует деятельность отечественной государственной машины, где любая «независимая» деятельность так или иначе оказывается под контролем государственных ведомств, зачастую вопреки принятым законам.
И поэтому, несмотря на довольно прогрессивное законодательство в отдельных отраслях, адекватного прогресса в реальности, по большей части, не наблюдается.
Правительство, не раз заявляя о прозрачности, реформировании и приближении к мировым стандартам, по-прежнему сохраняет необходимые нити контроля над ситуацией, дергая за них по своему усмотрению. И в результате мы никак не приблизимся к международным стандартам, а все реформы не могут полностью достичь своей цели.
В Программе правительства на 2002-2004 годы определено, что «государственные органы не замечают своих проблем, которые они должны решать, зато чрезмерно вмешиваются не в свои сферы деятельности».
Регулирующая роль государства неизбежно должна быть сокращена до минимума, но часто проблема заключается в нежелании чиновников среднего звена отказаться от правила «контроль и регулирование». И тогда в ход идет бюрократическая машина, включающая издание «удобных» нормативных актов. В этой связи, проблема независимой сертификации аудиторов, по большому счету, важна не только для этой профессии, но также и для функционирования всего рынка аудиторских услуг в Казахстане.
Некоторое время назад президент общественного объединения бухгалтеров А. Абдиманапов выступил с предложением упразднить Департамент методологии бухучета и аудита минфина. Осуществление же аудиторской деятельности возложить на Палату аудиторов. Функции по подготовке и сертификации специалистов предоставить общественным объединениям бухгалтеров и аудиторов. Процедуру лицензирования аудиторов и бухгалтеров возложить на независимую квалификационную комиссию.
В самой Палате аудиторов, правда, придерживаются иного мнения. Здесь говорят, что все-таки за государством необходимо оставить полномочия по сертификации. Иначе, в противном случае, аудит может погрузиться в хаос: любой желающий бесконтрольно сможет заниматься аудитом.
Честно говоря, господин Абдиманапов замахнулся на самое святое. Министерство финансов, что есть мочи, доказывает необходимость существования данного департамента, потому что он, во-первых, приносит солидную прибыль, а во-вторых, предоставляет административный ресурс для давления. Естественно, что государственный орган просто так не сдаст свои позиции. По мнению экспертов, функция государства в отношении комментирования международных стандартов искусственна, потому что таковые уже имеются.
В свете обсуждения вопросов взаимоотношений с уполномоченным органом, в Палате аудиторов считают, что их орган как профессиональная организация, должен заниматься вопросами аудиторской деятельности независимо от органов управления, но частично под правительственным началом.
При этом не раз подчеркивалось, что аудиторская деятельность — это вид предпринимательства, бизнес, при котором в отношения вступают два субъекта: аудитор и клиент. Об этом было внесено соответствующее предложение в законопроект о поправках. Что же касается контролирующих органов, то Сапар Кошкимбаев, президент казахстанской Палаты аудиторов в интервью Караван.kz, подчеркнул, что их деятельность могут проверять налоговые органы и перепроверять тоже — но по решению правоохранительно-судебных органов, остальные структуры не должны по своей инициативе заниматься данной работой.
В связи с этим, аудиторы также предлагают внести в закон об аудиторской деятельности положение, которое регламентирует лицензирование в соответствии с законом, а не правительственными циркулярами. Думается, что эта поправка, по большей части, и направлена на высвобождение от чиновничьего контроля.
Сегодняшняя реформа аудиторского законодательства частично приурочена и к вступлению в ВТО. Как известно, в 2004 году Казахстан полностью переходит на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Среди профессионалов до сих пор идут споры о готовности к таким серьезным изменениям. Основная проблема, как водится, связана с дефицитом профессиональных кадров.
Подготовка современного «всезнающего» аудитора — вещь чрезвычайно дорогая, в том числе, «благодаря» и неразвитости инфраструктуры, нехватки специальной методической литературы и т.д. и т.п.
Кроме того сами стандарты МСФО ранее переведенные на русский язык, вызывают массу нареканий со стороны специалистов. Одна из причин кроется в том, что переводом текста стандартов занимались переводчики, которые не знакомы с бухгалтерской профессией, с аудиторской спецификой, а не сами аудиторы.
Казахстан стал первой из СНГовских республик, где начали «обкатывать» аудит с учетом западных стандартов. Вероятно, здесь была самая благоприятная, относительно стабильная среда. Алматы же стал форпостом в этом деле. Не раз отмечалось, что в процессе проведения реформ бухгалтерского учета и аудита Казахстан и продолжает сохранять свое лидерство не только в Центральной Азии, но и, пожалуй, на всем пространстве СНГ.
И главная заслуга в этом принадлежит профессиональному союзу казахстанских аудиторов, который и принял за основу осуществления своей деятельности международные стандарты аудита.
Благодаря этому казахстанская Палата аудиторов, единственная из стран СНГ, была принята в Международную федерацию бухгалтеров и аудиторов (IFAC), взяв на себя, таким образом, обязательства следовать в работе всем критериям и стандартам этой признанной во всем мире организации.
Тем временем с самых высоких трибун продолжали звучать заявления о необходимости приблизить казахстанский аудит и бухгалтерский учет к международным стандартам, если, конечно, мы действительно хотим интегрироваться в мировое сообщество на полноправной основе.
Но говорить о квалифицированном аудите без адекватно подготовленных специалистов было бы просто невозможно, и поэтому, прежде всего, необходимо решать проблему их обучения и дальнейшей сертификации, чтобы право осуществления аудиторской деятельности получали бы только те специалисты, которые профессионально соответствуют международным стандартам.
Но в условиях, когда сертификаты выдавались не только квалификационной комиссией, но также и министерством финансов, обеспечить данный процесс было затруднительно. Возможность присвоения квалификационного свидетельства «по звонку» и т.п. делало аттестацию порой просто бессмысленным мероприятием.
В соответствии с этим, парламентарии сделали долгожданный шаг навстречу аудиторам, инициировав законодательное закрепление их права проводить сертификацию специально созданной квалификационной комиссией, состоящей из профессиональных аудиторов на основе международных стандартов. За министерством оставалось лишь право выдачи лицензии и утверждения в качестве уполномоченного органа квалификационных требований к проведению экзаменов.
Сегодня идут споры и готовятся поправки к действующему законодательству, которые депутаты будут рассматривать теперь уже, видимо, осенью, потому что ушли на каникулы.
Что такое аудит и какова его роль в бизнесе, можно говорить очень долго. Сегодня руководителям казахстанских предприятий непросто удержаться на плаву в бурном море бизнеса. Даже для опытных лоцманов сверхсложной задачей является осведомленность в изменениях налогового законодательства, формирование эффективной стратегии дальнейшего развития, оптимизация финансовых потоков, налоговых выплат и организационной структуры.
На рынке Казахстана аудиторские компании делятся на несколько категорий. В первую входит «большая четверка» международных фирм: PriceWaterhouseCoopers, KPMG, Deloitte & Touch и Ernst &Young. Некоторое время назад сегодняшняя «большая четверка» была «большой пятеркой». Но после известного крушения американских гигантов ENRON, Worldcom, компания Arthur Andersen приказала долго жить. Фирму разрезали на части и распродали мелким оптом.
Во вторую — входят уже две крупные компании «Казахстанаудит» и «Центраудит Казахстан» — казахстанские фирмы. «БДО» является международно-признанной ассоциацией, куда входят некоторые аудиторские компании, работающие на территории Казахстана. В «БДО» входит «большая четверка».
В третью категорию относятся компании, состоящие из 2-3 сотрудников. Действуют на рынке также и частные аудиторы-одиночки.
Специфика работы иностранных аудиторских компаний строится с учетом местных особенностей. Даже самому образованному аудитору-иностранцу, как бы долго он ни жил в Казахстане, трудно, а подчас невозможно до конца понять специфику местного аудита. Он не поймет причины частых изменений налогового законодательства, сложности отношений с чиновниками, налоговой инспекцией, всех хитросплетений родственных и дружеских отношений во властных и коммерческих структурах. Поэтому персонал «большой четверки» порой до 80% состоит из казахстанских специалистов.
Международные аудиторские компании и часть казахстанских используют в своей деятельности концепцию супермаркета, что обычно включает услуги аудита, консультации по бухучету, налогообложению, юридическим вопросам, стратегическому бизнес-планированию, а также остальные услуги управленческого консалтинга.
Цены на услуги международных компаний довольно высоки. Одной из причин этого является принцип непрерывного обучения сотрудников и совершенствования технологий аудита. Например, на обучение казахстанского специалиста международным стандартам аудита компании тратят 10-15 тыс. долларов.
К услугам «большой четверки» прибегают казахстанские компании, в планы которых входит привлечение стратегического иностранного партнера и инвестиций из-за рубежа. Это банки второго уровня, так называемые «голубые фишки», крупные компании с иностранным участием.
По словам Сапара Кошкимбаева, аудиторские проверки «голубых фишек» показали, что данные процедуры одинаково необходимы как обществу, так и самим предприятиям. Пройдет год-два, и аудиторские проверки будут обязательны для всех казахстанских юридических лиц.
На отечественном рынке действует свыше 200 профессиональных аудиторских компаний, среди которых работает не мало аудиторов-одиночек, имеющих квалификационное свидетельство и патент частного предпринимателя. Потребность в аудиторских услугах распределена неравномерно: 65% всех аудиторских компаний находятся в Алматы и Астане.
Казахстанские аудиторские и консалтинговые компании отмечают, что казахстанский рынок еще не развит и не все понимают важность проведения аудита на предприятии. Зачастую руководители предприятий относятся к аудитору, как к ревизору, специалисту по утаиванию обязательных платежей в бюджет, или адвокату в противовес налоговым органам.
Конкуренция на казахстанском рынке аудиторских услуг приводит к укрупнению и специализации участников. Крупные заказы не по силам выполнить компаниям, состоящим из 2-3 аудиторов, а цены больших компаний отпугивают предприятия малого и среднего бизнеса, которых на рынке большинство.
По мнению президента Палаты аудиторов, их и аудиторами то трудно назвать из-за слабых производственных мощностей. Одному человеку не под силу проверить большое предприятие. На это, по крайней мере, уйдет колоссальный объем времени и сил. Одиночки же могут составить отчет в фантастически нереальный период от 2 дней до 1 недели.
Маломощные фирмочки и аудиторы-частники «дышат в затылок» аудиторским компаниям, но качество, а в большей степени, добросовестность их проверок вызывают подозрение. Скажем, поставить печать частного аудитора под «условным» заключением стоит от 200 до 300 долларов. Возможно, эта сумма может оказаться и чуть выше, но дела это не меняет. Настоящая же проверка обойдется в десять-двадцать раз дороже.
Для решения проблем, связанных с обучением бухгалтеров и аудиторов, а также борьбой с нерадивыми аудиторами был создан Международный Совет сертифицированных бухгалтеров и аудиторов. По этой же причине в нынешнем году приняли закон о страховании аудиторских рисков. Это сделано для того, чтобы предохраниться от аудиторского непрофессионализма, безответственности и других негативных последствий. Если вдруг налоговики все-таки обнаружат непреднамеренные нарушения, деньги на штрафы будут уже выплачивать страховщики. Таким образом, в сфере страхования должны будут появиться свои комиссары-аудиторы, которые будут следить за тем, чтобы ошибки не совершили искусственно.
Однако рано или поздно на предприятие явится налоговая инспекция и устроит «не условную» проверку правильности налоговых отчислений. Тогда придется платить штрафы, которые съедят гораздо больше сэкономленного. Частника в этом случае не привлечешь, а аудиторские компании будут отстаивать правильность отчислений в фискальных органах и нести ответственность перед клиентом.
По мнению руководства Палаты аудиторов, в Казахстане необходимо провести всеобщий аудит всех аудиторов для того, чтобы отсечь нерадивых. «Пусть их будет мало, но зато они будут качественно работать». Поэтому казахстанской Палатой аудиторов ведется работа по ужесточению ответственности аудиторов за выдачу необоснованных заверений вплоть до лишения лицензии. Но это только намерения. Четкой системы проверки честности аудиторов еще не разработано. А лишить права на ведение подобной деятельности может только суд.