Черно-белая жизнь - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+11 °C
Алматы
2024 Год
19 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Черно-белая жизнь

Черно-белая жизнь

В Алматы состоялся "круглый стол" представителей инвалидных организаций, собравшихся, чтобы внести свои предложения в проект нового закона "О социальной защите инвалидов РК". Предложения, выстраданные самой жизнью, реалии которой, по мнению активистов, совершенно не учитывает этот документ.

  • 23 Июня 2003
  • 953
Фото - Caravan.kz

Парламент будет рассматривать проект нынешней осенью. Сейчас он находится «на доработке» в министерстве труда и социальной защиты республики и очень скоро отметит первую годовщину бюрократической волынки — еще в июле прошлого года инвалиды точно так же собирали инициативную группу и пытались достучаться до чиновников и рассказать о своих проблемах и о своем видении защиты прав. Не вышло. То есть выслушать государственные мужи выслушают — но и только. .
На Западе их давным-давно называют проще и как-то оптимистичнее, чем у нас: люди с ограниченными возможностями. По данным ООН, таковым является каждый десятый житель планеты, то есть 600 миллионов человек. Из них почти 490 тысяч — казахстанцы.
Их права теоретически регулируются длинным рядом международных документов, ратифицированных Казахстаном. Это солидные продуманные бумаги с очень правильными словами об обеспечении равных возможностей, правах на льготы и так далее. «Всемирная программа действия в отношении инвалидов» принята ООН еще в 1982 году, а деклараций с тех пор написано — уйма! А в 1994 году подобный закон уже был принят — правда, для обсуждения статей проекта «виновников» пригласить не сочли нужным. Как далеки международные проекты от нашей действительности! Хотела бы я посмотреть на бодрого эмиссара, вооруженного папками красивых бумаг, на каком-нибудь степном полустанке, откуда и здоровому-то не выбраться. Ни электричества, ни денег, ни будущего, ближайшая больница с единственным врачом — за десятки километров.
Главное, на мой взгляд, именно то, как страна относится к людям с ограниченными возможностями. У нас они унижены многократно. Государство всячески подчеркивает их ущербность и никчемность: это и регулярные явки на ВТЭК для подтверждения инвалидности (не отросла ли рука или нога), и дискриминация при приеме на учебу и на работу, и, наконец, социальные пособия — как пощечина. Мол, государство вам деньги платит, так чего еще надо! В прошлом году пособия по инвалидности получили 387 700 казахстанцев. По мнению юристов, главный закон, на статьях которого держатся шаткие отношения между инвалидом и государством — «О социальной защищенности инвалидов в Республике Казахстан» — безусловно, устарел.
По-прежнему остается на бумаге декларированная бесплатная медицинская помощь. Где вы, нужные лекарства в стационарах, ау? Покупайте, больные, сами — в арсеналах больниц с марганцовкой-то туго. Приказ министерства здравоохранения РК, дающий инвалидам право на получение бесплатных медикаментов по рецептам и изделий медицинского назначения датирован 1993 годом. Конечно, в ту пору трудно было представить, что Казахстан на 60-70 процентов будет зависеть от импорта препаратов с соответствующей ценой. Потому, как воздух, необходима государственная поддержка лекарственного обеспечения, но сегодня никому нет дела, каким образом инвалид сможет купить позарез нужные таблетки или мазь. Огромному числу людей медицинская помощь просто недоступна — из далекого аула элементарно не на что добраться до райцентра, не говоря уж об Алматы. А уж чтобы лечь здесь в стационар — это фантастика.
Страшная ситуация складывается в селах из-за повальной нищеты. Медики отмечают рост инвалидности среди деревенских женщин и детей и мягко называют причину: несбалансированное питание. Говоря попросту — есть нечего, кроме муки и воды. Как результат — анемия плюс невозможность своевременно обратиться за медицинской помощью. По официальным данным, 220 из 1000 новорожденных появляются на свет с патологией, которая в дальнейшем может привести к инвалидности. Сегодня в Казахстане 5 миллионов 800 тысяч детей и подростков, из них с отклонениями в развитии — 520 тысяч. По сравнению с 1992 годом число детей с задержками в развитии увеличилось в 22 раза. В 87 специальных учреждениях обучаются около 15 тысяч детей с ограниченными возможностями в развитии. На самом деле их, конечно, гораздо больше… Тенденция, по мнению специалистов, такова, что это количество будет постоянно расти. По официальным данным, только 25 процентов женщин детородного возраста в стране относительно здоровы. Анемия — у каждой второй, заболевания почек — у каждой шестой. Больное ожидается поколение. А ведь многие женщины-инвалиды хотят испытать счастье материнства. Имеют право. И некоторые вполне могли бы рожать. Но то, что в другой стране расценивается как подвиг, у нас видится обузой. Родит и — о ужас! — потребует улучшения жилищных условий.
О жилье. В соответствии с законом РК «О жилищных отношениях» (1997 год), инвалиды 1 и 2 групп, матери, воспитывающие детей-инвалидов имеют первоочередное и внеочередное право на получение жилья из государственного жилого фонда. Но ни один акимат сегодня не может похвастаться в отчетах таким показателем: стольким-то инвалидам улучшены жилищные условия. Раньше существовали общества инвалидов, которые постоянно тормошили государство, напоминали о своих проблемах и даже требовали выделить в парламенте депутатское кресло для своего представителя, который отстаивал бы права инвалидов.
Сегодня общества увяли, энтузиазм активистов поуменьшился, разбиваясь о бюрократические стены. В 2001 году решением правительства создан Совет по делам инвалидов. Но конкретных дел в облегчении их жизни пока не замечено. По-прежнему используются старые законы. По-прежнему заброшено производство, когда-то хотя бы частично решавшее проблему занятости инвалидов — нынче работодатели и разговаривать с ними не хотят, особенно с женщинами. Не отработан механизм закона о государственной помощи, принятого в начале этого года. Инвалидам нужны не разовые благотворительные подачки, а государственная поддержка программ помощи, создание доступных реабилитационных центров. 85 процентов трудоспособных инвалидов изнывают без работы, а могли бы приносить государству немалую пользу. Они не хотят быть нахлебниками, они хотят работать. И потому считают, что в трудоустройстве им должен помочь новый закон, который по примеру Запада гарантировал бы работодателям льготы за предоставление рабочих мест инвалидам.
В цивилизованных странах человек с ограниченными возможностями с детства живет полноценной жизнью, там делается все, чтобы обеспечить ему комфорт — и технически, и морально. У нас примитивный протез получить — большая проблема. Со средней пенсией по инвалидности в 4,5 тысячи тенге существование приходится вести крайне спартанское.
Словно намеренно сделано все, чтобы эти люди оставались в изоляции, не доставляли неудобств окружающим — из года в год на различных заседаниях говорится о необходимости устройства специальных пандусов, подъездов для колясочников. Увы, по-прежнему сегодня и на первый этаж-то спуститься — великая проблема для них. Отсюда — депрессия и нежелание «навязываться» обществу, которое делает вид, что проблемы не существует. И потому дело даже не в восстановлении отмененных несколько лет назад льгот по налогообложению и оплате коммунальных услуг. И не в том, что самое главное — обеспечить механизм реализации статей закона и ответственность за их неисполнение. Никакой закон, увы, не изменит равнодушного отношения к людям, живущим сегодня как бы вне нашего общества. Жизнью скудной на события и радости, однообразной, как затертая лента черно-белого кино, где никогда не появятся краски.