Экзамен на финграмотность - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+23 °C
Алматы
2024 Год
6 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Экзамен на финграмотность

Экзамен на финграмотность

Во многих странах мира все больше внимания уделяется повышению финансовой грамотности населения. Особенно актуальным это стало в свете последних событий в финансовой отрасли. Казахстан не исключение - в период с 2007 по 2011 гг. реализуется Программа повышения инвестиционной культуры и финансовой грамотности населения РК.

  • 3 Декабря 2009
  • 2677
Фото - Caravan.kz

Насколько она эффективна и какова общая ситуация с финансовой грамотностью в стране показало исследование, проведенное по инициативе кураторов Программы — Агентства РК по регулированию деятельности регионального финансового центра г. Алматы (АРД РФЦА).
О результатах исследования и не только, сегодня рассказывает Леонид Гуревич, президент Центра бизнес-информации, социологических и маркетинговых исследований BISAM Central Asia.
— Расскажите подробнее о проведенном исследовании, каковы были его основные задачи?
— Мы провели его по заказу АРД РФЦА. В исследовании использовался метод телефонного интервью (2000 респондентов по выборке, представлявшей все регионы Казахстана, городское и сельское население). Кроме того, был задействована техника личного интервью, тестирование финансовой грамотности по методике специально разработанной для разновозрастной массовой аудитории.
Основной задачей было выявить уровень знания финансовых институтов и финансовых инструментов различными группами населения Казахстана. Однако вопросы задавались не только в формате «знаю — не знаю», «знаком — не знаком». Выяснялись представления казахстанцев о функциях, возможностях, надежности финансовых инструментов и институтов. Мы интересовались опытом респондентов в общении с банками и другими финансовыми учреждениями, намерениями относительно использования продуктов и услуг финансового рынка.
— И как на сегодня можно охарактеризовать уровень информированности населения о финансовых институтах и инструментах в Казахстане?
— Различные финансовые инструменты имеют разный уровень известности и разный уровень проявляемого к ним интереса. «Кредитный бум» периода экономического подъема существенно сказался на сознании, настроениях и намерениях массового сегмента финансового рынка. По уровню известности и восприятия из всех финансовых инструментов резко выделяются кредиты. С их сутью и функциями знакомы более 55% опрошенных. Около трети опрошенных обнаружили детальное знакомство с инструментом (знают виды кредитов, варианты их получения и использования и т.д.). Более половины респондентов когда-либо пользовались кредитом, а треть опрошенных пользуются им в настоящее время. 34% намерены воспользоваться кредитом в будущем. Таким образом, в рейтинге «известность-опыт-намерения» кредит занимает обособленное лидирующее положение и может быть отнесен к самостоятельной группе — «широко известные и востребованные финансовые инструменты».
Ко второй группе — «достаточно известные, но слабо используемые инструменты» — могут быть отнесены депозит и страховой полис. Их известность на уровне знания сути и функций составляет 45%-49%, на уровне знания видов и вариантов использования — 15-18%. Пользуются в настоящее время депозитом лишь около 9% опрошенных, а страховыми услугами — более 15%. Однако в отношении страховых услуг это, преимущественно, вынужденная востребованность, связанная с обязательным автострахованием. Что же касается депозитов, то их использование существенно сдерживается крайне слабой известностью Фонда гарантирования вкладов физических лиц. О нем знают лишь немногим более 30% респондентов. При этом только 12% опрошенных смогли правильно назвать гарантируемую сумму вклада. Полностью доверяют Фонду лишь 9% респондентов (в определенной степени доверяют около 40%).
— С чем, по-вашему, связана разница в уровне информированности населения от региону к региону?
— Такие различия действительно есть. Сравнительно высоким уровнем осведомленности о финансовых инструментах отличаются жители Алматы, Центрального (Карагандинская, Акмолинская области) и Северного (Северо-Казахстанская, Костанайская области) регионов. Наихудшие показатели в Южном регионе, особенно в Южно-Казахстанской области. Подобные различия, скорее всего, связаны с социально-демографическим составом населения. В Южно-Казахстанской области резко преобладает сельское население, а в городах выше, чем где бы то ни было из регионов нашей страны, доля недавних сельских жителей. Свое влияние оказывают уровень школьного образования, развитие средств массовой информации, характер и восприятие рекламы финансовых учреждений. Важнейшим же фактором, влияющим на знание финансовых инструментов и институтов, общую финансовую грамотность, потребительское поведение в финансовой сфере является доход. Чем выше у человека доход, тем выше его интерес к продуктам и услугам финансового рынка и, соответственно, осведомленность о них.
— Каковы основные источники информации у населения?
— Более 78% респондентов в качестве основного источника информации называют телевидение, около 54% — газеты и журналы. Пока немногие пользуются консультациями финансовых учреждений. Однако для четверти респондентов это был бы, при создании соответствующих условий, наиболее предпочтительный источник информации. Еще большая доля опрошенных предпочла бы Интернет. На принятие же решений относительно использования финансовых инструментов и выбора финансовых институтов наибольшее влияние оказывают советы друзей и знакомых.
— Есть ли данные, насколько изменились лояльность и доверие населения по отношению к финансовым институтам в свете последних событий в мировой финансовой системе?
— Кризис не оказал влияния на намерения респондентов воспользоваться кредитами. Однако в связи с кризисом 60% опрошенных отказались от намерений завести депозит, 50% — от намерения воспользоваться различными страховыми услугами. В целом же мы зафиксировали довольно низкий уровень доверия к финансовым институтам. Лишь немногим более половины респондентов доверяют пенсионным фондам, 30% — коммерческим банкам, 26% — страховым организациям. Показательно, что существует прямая зависимость между уровнем осведомленности о финансовых инструментах и уровнем доверия к финансовым институтам. Чем лучше респондент разбирается в вариантах и возможностях финансовых инструментов, тем выше уровень его доверия.
— Как вы оцениваете реализацию Программы повышения инвестиционной культуры и финансовой грамотности населения РК в целом? Какие пробелы необходимо восполнить в первую очередь?
— Я уверен, что большая работа, которая ведется по реализации данной Программы, непременно даст свои плоды. Главное, чтобы она умело координировалась, велась в формах, отвечающих запросам, интересами возможностям различных групп и слоев населения. И надеюсь, что такого рода исследования будут проводиться на постоянной основе.