Проверки на дорогах - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+19 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Проверки на дорогах

Проверки на дорогах

За первую половину этого года в Казахстане произошло 99 автодорожных происшествий с участием пассажирских автобусов и еще 19 - с участием микроавтобусов. То есть, примерно по 20 ДТП в месяц.

  • 16 Сентября 2009
  • 1382
Фото - Caravan.kz

Показатель не гигантский, но немалый, вынуждающий обратить внимание на проблему, пока она не привела к какой-нибудь трагедии, как это случалось у наших соседей, как северных, в России, так и южных, в Кыргызстане, где имели место аварии пассажирских автобусов с большим количеством жертв.
Озадачился решением проблемы Комитет транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (КТК МТК РК). В качестве первой меры в начале сентября стартовала республиканская акция «Безопасность пассажирских маршрутов», проходящая на маршруте Астана — Караганда — Алматы — Тараз — Шымкент. Однако проблема так серьезна, что одной акцией ее не только не разрешить, но даже и с места не сдвинуть.
Практически во всех сколько-нибудь крупных населенных пунктах страны существует система нерегулярных пассажирских перевозок со стихийных мест отправления. Чаще всего в таком качестве выступают рынки, базары, площади в небольших городах и поселках. Естественно, на этих «отправных точках» нет никакого технического контроля, зачастую нет возможности оказать в случае необходимости медицинскую помощь. Нет вообще ничего, что соответствует цивилизованному образу пассажирских перевозок. А водители, осуществляющие их, «зачастую игнорируют требования правил перевозки пассажиров и багажа», как отметили представители КТК МТК РК на пресс-конференции по этой проблеме. Нередко водители нарушают режим труда и отдыха, не проходят предрейсовые медицинские и технические осмотры. К чему это может привести известно, в частности, из российской практики: несколько крупных ДТП в этом году с участием пассажирского автотранспорта там произошли из-за усталости водителей, уснувших за рулем, или в результате сердечного приступа. Прибавим к этому и еще один потенциально опасный фактор — изношенность пассажирского автотранспорта, средний срок эксплуатации которого превышает в Казахстане по автобусам 15 — 20 лет. Да и по многим легковым автомобилям, работающим в сфере перевозок, не многим меньше. Вот характерная статистика: всего за первые шесть дней действия республиканской акции «Безопасность пассажирских маршрутов» на проверенных сотрудниками КТК МТР и дорожной полиции 370 автобусах было выявлено 104 нарушения правил перевозок. Мало того, полиции попадаются водители пассажирского транспорта с наркотическим и алкогольным опьянением! Но — акция дело насколько хорошее, настолько и временное. Что потом? Как решать эту проблему радикально, и возможно ли такое вообще? В КТК считают, что можно, и настаивают на необходимости введения лицензирования перевозок пассажиров и багажа. Чтобы получить лицензию, водитель и его «железный конь» должны соответствовать ряду параметров по медицинскому состоянию, водительскому стажу, техническому состоянию автобуса или легкового автомобиля.
— Вообще-то, мы считаем, что представители Комитета транспортного контроля должны иметь права не только проверять наличие или отсутствие лицензии. Им должны быть даны права проверять права на вождение, санитарное и техническое состояние автобуса, прошло ли транспортное средство техосмотр а водитель — медицинский контроль, — считает Ирина Жайсанова, сотрудник КТК МТК. По мнению ее и ее коллег, такая практика, кстати, существующая в ряде стран СНГ, может сократить количество нарушений при пассажирских перевозках не менее чем в половину.
Может быть, такая практика, если будет введена, поможет ослабить и проблему дефицита квалифицированных водителей. Сегодня он острейший: в Алматы без работы стоят более 150 автобусов — некому сесть за руль. Старые кадры ушли, в том числе и в частный извоз, немногочисленные новые почти не идут в пассажирские перевозки. Почему? Анкетирование показало, что, в принципе, специалисты готовы работать в этой сфере, если будут созданы нормальные условия. И речь идет не только о зарплате и регламентации продолжительности рабочего дня — потенциальные водители ждут от государства мер по наведению административного порядка на дорогах.