Условия и стимулы для коллективной безопасности - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Условия и стимулы для коллективной безопасности

Условия и стимулы для коллективной безопасности

В понедельник в загородной резиденции таджикского президента состоялась сессия Совета коллективной безопасности. На сессии были рассмотрены вопросы усиления роли ОДКБ "в новых политических условиях", а также перспективы сотрудничества государств-членов ОДКБ на следующий год.

  • 30 Апреля 2003
  • 1184
Фото - Caravan.kz

Как подчеркнули президенты стран-участниц, встреча прошла плодотворно. Были обсуждены вопросы о создании Объединенного штаба ОДКБ, о совершенствовании и развитии Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-азиатского региона, о совместном обучении кадров и специалистов для Вооруженных Сил стран ОДКБ, о плане совместных мероприятий «оперативной подготовки Вооруженных Сил государств ОДКБ на 2004 год».
По итогам сессии, главы государств приняли политическое заявление, в котором они сделали коллективную оценку геополитической ситуации в мире, а также подтвердили готовность стран ДКБ «внести достойный вклад в укрепление региональной и международной безопасности на основе норм международного права и с использованием имеющихся в ДКБ политических и организационных ресурсов».
Кроме того, в соответствии с подписанными ранее положениями устава и соглашения о правовом статусе организации, были утверждены документы, регламентирующие ее деятельность.
Несколько дней назад, теперь уже бывший генеральный секретарь СКБ, Валерий Николаенко в интервью «Российской газете» отметил, что после утверждения основополагающих документов реально можно будет говорить о появлении новой международной организации. По его мнению, «это будет не просто смена вывески, а новый качественный скачок во взаимодействии шести стран. Повысятся политический статус организации, уровень интеграции, расширятся сферы деятельности. Для новой организации будет характерна обязательность исполнения решений (планируется даже введение санкций за невыполнение совместных решений)».
В. Николаенко выразил уверенность в том, что в формирующейся организации «практически обеспечена полная преемственность всех главных принципов основных документов, принятых в период существования Договора о коллективной безопасности, и в том числе, главного постулата о том, что «в случае совершения акта агрессии против любого из государств — участников все остальные государства предоставят ему необходимую помощь, включая военную».
В минувший четверг нижняя палата казахстанского парламента на пленарном заседании одобрила два законопроекта «О ратификации Устава Организации Договора о коллективной безопасности» и «О ратификации Протокола о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года».
Оба законопроекта представлял заместитель министра обороны Малик Сапаров. В пояснительной записке к первому проекту закона специально оговаривается, что «целью принятия Устава являлось укрепление мира, международной и региональной безопасности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам». Как объяснил депутатам М. Сапаров, в структуре ОДКБ будет создан «постоянно действующий механизм по организационному укреплению ДКБ», что «положительно скажется на статусе этого объединения как международной региональной организации».
По поводу Протокола, замминистра сказал, что он был подписан для обеспечения практических мер по формированию сил и средств системы коллективной безопасности, «с учетом регионального принципа формирования системы коллективной безопасности и двусторонних соглашений, заключенных в сфере военной безопасности».
В Протоколе определен перечень документов «по принятию решения на развертывание и применение группировки войск и объединенных систем, приведение их в степень боевой готовности, боевое применение, порядок проведения совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки, организацию управления войсками».
Кроме того, в нем обозначены главные «направления технического, тылового и финансового обеспечения группировок войск». В частности, предполагается, что финансирование тех или иных совместных «мероприятий оперативной и боевой подготовки» будет проводиться на основе долевого участия стран.
Большая часть из этих вопросов была обсуждена 27 апреля на совместном заседании Совета министров иностранных дел и Совета министров обороны стран-участниц ДКБ в Душанбе. Всего в повестку дня было внесено более 10 вопросов, в том числе, обсуждение ряда финансовых документов о долевых взносах и бюджете Организации. На встрече состоялась передача функции председателей: Совета министров иностранных дел ДКБ министру иностранных дел Таджикистана Талбаку Назарову и Совета министров обороны — таджикскому министру обороны Шерали Хайруллоеву. Ранее эти места занимали, соответственно, глава МИД РФ Игорь Иванов и министр обороны Сергей Иванов.
На следующий день, на сессии СКБ, российский президент передал полномочия председателя Совета президенту Э. Рахмонову. Кроме того, как и предполагалось, была одобрена предложенная В. Путиным кандидатура генерал-полковника Николая Бордюжи на пост генсека СКБ (существует мнение, что эта перестановка обусловлена происходящей трансформацией ДКБ из политической в военно-политическую структуру).
На пресс-конференции в Душанбе президент Н. Назарбаев, подводя итоги сессии, проинформировал, что решением Совета был создан объединенный штаб ДКБ, принято решение «о развертывании Коллективных сил быстрого развертывания на Центрально — азиатском направлении и о вступлении в силу положения, согласно которому агрессия против одной из стран ОДКБ будет рассматриваться как агрессия против всех стран организации». Президент особо отметил то обстоятельство, что продажа российских вооружений для стран ОДКБ будет проводиться на льготных условиях: «Продажа вооружений государствам ДКБ, а это в основном российское оружие, будет проводиться на тех же условиях, на которых оружие реализуется Вооруженным Силам России, то есть на льготных условиях».
Действительно, сегодня Россия пытается возобновить практику использования разнообразных экономических стимулов для поощрения и подпитывания нужных ей интеграционных военно-политических процессов. Упомянутые выше льготы на приобретение российского оружия существуют с 2001 года и с экономической точки зрения, конечно, невыгодны стране. Несмотря на это, Москва решила предоставить союзникам и другие преференции, например льготы по оборудованию Объединенного военного штаба, который будет состоять из 55 военачальников шести стран (50 процентов из них — российские военные) и инфраструктуры военного управления, а также обучению личного состава нероссийских военных.
Значительные затраты Россия вынуждена будет нести и в связи с формированием базы в Канте. Как выразился позавчера Аскар Акаев, на сессии «принято решение о развертывании авиационной компоненты сил быстрого развертывания ДКБ в Киргиии», открытие которой состоится на базе в июле этого года.
На этом аэродроме, как известно, будут дислоцироваться Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) на Центрально-Азиатском направлении. В их состав предполагается включить подразделения из России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана общей численностью до 5 тыс. человек. В интервью ИТАР-ТАСС командующий КСБР в регионе генерал-майор Сергей Черномордин подчеркнул, что в комплектовании коллективных сил большое внимание будет уделяться их оснащению оружием для ведения боевых действий в горной местности. С. Черномордин также отметил, что, «учитывая опыт войн в Афганистане и Чечне, может измениться также организационно-штатная структура подразделений, выделенных в состав КСБР». Главное финансирование этих мероприятий, разумеется, будет осуществлять Россия.
Если в мае этого года президенты России и Таджикистана подпишут соглашение о придании 201-й мотострелковой дивизии, находящейся на территории Таджикистана, статуса 4-й российской военной базы в республике, то можно будет с полным основанием говорить, что в ОДКБ будут сформированы три региональные группировки: на Западе — российско-белорусская, на Юге — российско-армянская и в Центральной Азии — КСБР.
Российское военное командование верит, что «успешная реализация планов развертывания, предусмотренных документами об ОДКБ, приведет к созданию новой реальной военно-политической коалиции, которая будет играть большую роль не только на евразийском пространстве, но и в мире». Однако, все еще остаются открытыми два важных вопроса: сможет ли Россия изыскать необходимые средства для осуществления «планов развертывания» и насколько надежным будут условия для этого инвестирования?
Как заявил на прошлой неделе кыргызский министр иностранных дел Аскар Айтматов: «Дислокация в Киргизии авиабазы Коллективных сил и военной базы США безусловно пойдет на пользу республике, региону, России и США…в этом вопросе не надо делать акцент на возможных различиях в подходах между двумя супердержавами в обеспечении безопасности».