Плата за спокойствие - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+18 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Плата за спокойствие

Плата за спокойствие

Одним из признаков цивилизованного общества является страховка. Трудно, пожалуй, представить сытого европейца, у которого не застрахован автомобиль, дом, жизнь или хотя бы какая-нибудь часть тела…

  • 7 Августа 2009
  • 1588
Фото - Caravan.kz

Что и говорить, современник подвержен множеству рисков — от банального воровства и ДТП — до глобального стихийного бедствия. И, если вдруг с кем-то произошло ЧП, на помощь должен прийти грамотный профессионал! Каким страховым компаниям страны можно доверять и как распознать качественный страховой бренд — об этом не так давно говорили в Алматы на круглом столе «Надежность страховых компаний».
Потребитель непременно должен иметь право на выбор — это аксиома. Вот только, как показал соцопрос среди соотечественников, потребитель довольно слабо разбирается в страховых компаниях. Все они (в РК около 30прим. авт.) для клиента, как говорится, на одно лицо. Облегчить потребительский выбор призван рейтинг страховых компаний, составленный ТОО «Финансовая группа Амулет».
В стране три миллиона потребителей, пользующихся услугами страховых компаний, а это значит, три миллиона семей. Страховка касается всех членов семьи, ведь если беда случится с одним, финансовые потери понесет вся семья, потому страхование автомобиля или квартиры является важным. Как отмечают специалисты, 75 процентов те, кто пользуется страховкой — это люди, которые оформляли банковский кредит на покупку автомобиля и их просто обязали купить страховой пакет.
В целом же, в стране крайне низкая страховая культура. Для сравнения приведем цифры: в Москве добровольные договоры по страховке заключают 30 процентов горожан, в Украине почти 40, в Германии, в Австрии — 100 процентов населения. В Казахстане — 2 процента.
Специалисты объясняют столь низкую культуру страхования тем, что «Казгосстрах» развалился в начале 90-х, после чего несколько лет «провисли». Затем услуга страхования появилась вновь, но уровень культуры страхования среди населения так и не возрос, и сама услуга осталась невостребованной.
Однако во многих странах потребители научились доверять страховым компаниям и защищать свою собственность именно через рейтинги. Они успешно работают в Украине, России, Европе.
Как объяснили на круглом столе, при составлении казахстанского рейтинга учитывалось несколько факторов. Первые два показателя — это показатели выполнения пруденциальных нормативов. Другие два — это коэффициенты, взятые из международно-признанной нормативной информационной системы в страховании (IRIS) и системы инструментов финансового анализа платежеспособности (FAST).
Они отражают колебание продаж в поквартальном разрезе и так называемый коэффициент (RoE), показывающий отношение прибыли к капиталу. Так, например, высокие колебания продаж ясно говорят о том, что доходы страховщика нестабильны, или даже стихийны.
Далее компании разделены на зоны по цвету. Зеленая означает, что все три показателя (пруденциальные нормативы и коэффициент колебания продаж) удовлетворительны; желтая — один из трех показателей неудовлетворителен; оранжевая — неудовлетворительны два из трех показателей; и в красной зоне находятся СК, у которых неудовлетворительны все три показателя. Главное в рейтинге — в какой зоне находится компания. И уж потом — на каком месте.
Основная причина, по которой потребители не пользуются услугами страховых компаний — это отсутствие веры в то, что потребителю выплатят нужную сумму и в срок. Вторая причина столь малого числа потребителей — банальная неосведомленность и непонимание самого процесса страхования. Третья причина — дороговизна услуг!
Подорвали доверие потребителей также недобросовестные компании. Страховая компания «Алтын Полис», которую, вот-вот ликвидируют, лихо демпинговала на рынке. Торговала дешевыми страховками, но и качество услуг прилагалось аналогичное. К примеру, если потребитель попадал в ДТП, и ему полагалась страховая выплата в размере тысячи долларов, ему выплачивали, предположим, сто. Если потребитель был не согласен, ему предлагали обратиться в суд… При этом, как отмечает учредитель финансовой группы «Амулет» Ерлан Аскарбеков, в суде в 99 процентах выигрывала страховая компания, за счет хитро составленного договора и различных юридических тонкостей…
Помимо «Алтын Полиса», приостановлены лицензии у «НАСКО Казахстан», «Темир Ат», «Премьер-страхование». По словам специалистов, сейчас крайне сложно сказать, как сложится судьба клиентов этих компаний. Есть два основных варианта: в итоге по всем обязательствам компаний должен будет отвечать Фонд гарантирования выплат. Возможен и второй вариант: будет назначен оператор — компания — преемник, который возьмет на себя обязательства лопнувших компаний.
Аналитики рынка считают, что на самом деле услуга страхования до сих пор не раскручена, при том, что у нее есть огромный потенциал. Первым же критерием выбора той или иной компании как раз стала уверенность в своевременных выплатах, финансовая стабильность, качественное выполнение обязательств.
Первый рейтинг надежности среди всех страховых компаний Казахстана был разработан и опубликован 19 июня 2009 года, затем в июле, и так планируется обновлять рейтинги ежемесячно. Ранее разрозненная информация о показателях эффективности и отдельных достижениях публиковалась самими компаниями. Но ее недостаточно для представления об устойчивости того или иного страховщика.
Появление казахстанского рейтинга надежности уже принесло первые результаты — через месяц после публикации первого рейтинга оказалось, что 5 из 43 страховых компаний улучшили свои показатели по исполнению пруденциальных нормативов. А сам рейтинг стал подспорьем в выборе страховой компании для потребителя.