Между небом и землей - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+20 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Между небом и землей

Между небом и землей

В Казахстане работодатели все чаще отправляют своих сотрудников в неоплачиваемый бессрочный отпуск.

  • 23 Июля 2009
  • 1655
Фото - Caravan.kz

Эта мера сразу становится средоточием острых жизненных проблем для людей и вызывает много вопросов. Работник оказывается в каком-то «подвешенном» состоянии: он, вроде бы, и не уволен, числится на службе, но зарплаты не получает…
С проблемой длительных неоплачиваемых отпусков в нынешнюю кризисную пору, к сожалению, столкнулись очень многие специалисты.
Однако мало кто из них попытался отстоять свои права. А стоило бы.
Что же это такое: «отпуск за свой счет»? Трудовой Кодекс трактует как «отпуск без сохранения заработной платы». Это некий промежуток времени, в течение которого вы не работаете, зарплату не получаете, но при этом оставляете за собой рабочее место. Такой простой в работе — исключительно ваша воля. Ни один начальник не может насильно заставить вас уйти на временный и неоплачиваемый отдых. Не имеет значения, что отдел, в котором вы трудитесь, дружно написал заявления на отпуск без сохранения содержания. Не хотите — не пишите. Начальник не имеет права вас за это преследовать. Если он не может обеспечить подчиненных работой, пусть инициирует предусмотренную законодательством процедуру сокращения штата.
Андрей Саленко работает менеджером в одной из крупных столичных торговых компаний вот уже пять лет. С начала года объемы торговли в его фирме снизились в четыре раза. Он предполагал, что с работой будут проблемы, многих его коллег по торговому залу рассчитали, но был удивлен, что волна сокращения сотрудников прошла мимо него. Однако, как говорится, «недолго музыка играла»: в мае ему сообщили, что с первого июня до первого ноября часть сотрудников компании отправляют в неоплачиваемый отпуск. С целью минимизации расходов. Попал в их число и Андрей.
— Я — в шоке, потому что представления не имею, как жить все это время, — сетует Андрей. — Может быть, я бы так не паниковал, будь у меня в загашнике какие-нибудь сбережения, но, увы, таковых нет. — Когда я попытался поговорить с начальством на предмет незаконности таких долгосрочных отпусков, шеф без обиняков заявил, что у него нет иного выхода. «Не хочешь в отпуск — увольняйся». — Я подумал, что неизвестно, какая будет ситуация к концу года, и решил не увольняться, а попытаться найти себе подработку или же новую работу во время вынужденного «отдыха» — говорит Андрей. — Разослал почти сто своих резюме, и по почте, и по Интернету. Пока — ни одного предложения не поступало…
А у Розы Камаевой ситуация более сложная. Она четыре года успешно работала в одной крупной риэлторской компании и не раз получала от своих начальников благодарности и поощрения за хорошую работу. И заработок был хороший. В прошлом году случилось радостное для ее семьи событие: Роза узнала, что ждет ребенка — ее первенца. Очевидно, событие это не слишком обрадовало владельцев компании, потому что, узнав о нем, они сразу перевели топ-менеджера, одного из лучших своих риэлторов, на другую работу, с окладом в два раза меньше. А в начале лета вообще предложили ей уйти в отпуск за свой счет. Мотив — самый простой и «убойный»: «Сделок нет, денег нет!»
— Но я-то знаю, что сделки по недвижимости, хоть и сократились, проводятся! — говорит Роза. — Я пыталась договориться с работодателями по-хорошему, упрашивала их, даже плакала. Ведь я даже сейчас заключила для них несколько очень выгодных сделок, принесла в копилку фирмы несколько тысяч долларов! Но они только разводят руками и отводят глаза. Тогда я решила: ну уж нет! Я буду бороться! И подала в суд, на восстановление на прежней должности. И тут начали ко мне приходить мои шефы, уговаривать, обещать, что выплатят мне хорошее пособие — только не надо суда. «Пойми, мы в безвыходном положении!» — говорят они. А обо мне кто позаботится, я — не в безвыходном положении? У меня квартира арендная, кредит на шее висит, а они — в отпуск за свой счет! Я решила, что пусть я уйду из этой фирмы, но возьму с нее все, что мне положено по закону!
В Центре занятости Алматы я познакомился со многими людьми, которые, по настоянию своих работодателей, были вынуждены пойти в отпуск без содержания. Каждый выходит из этой ситуации по-своему: одни смирились с судьбой и ищут временную работу, другие поступили на курсы переобучения, которые организовывает государство, третьи думают о том, чтобы судиться с работодателями.
— Вынужденный отпуск для меня неожиданно предоставил свободное время, — рассказывает бывший офис-менеджер в финансовой компании Айгерим. — И я решила им с толком воспользоваться: пошла на курсы водителей, которые финансируются из городского бюджета. Что зря дома сидеть, ожидая, когда тебя вызовут из отпуска? Да еще и без денег… Моя подруга, тоже работавшая в нашей компании и тоже отправленная в отпуск без содержания, сейчас переучивается на модельера-дизайнера. Если положение фирмы поправится — мы вернемся на прежнюю работу, но еще одна профессия не помешает.
— Работодатель отправляет работника в «вынужденный» отпуск без сохранения заработной платы тогда, когда не хочет оформлять простой — ведь за простой надо платить часть зарплаты! — комментирует ситуацию адвокат по трудовым спорам Лязат Бакенова. — Конечно, он пытается сэкономить на оплате труда. Между тем, принудительное предоставление отпусков за свой счет является противозаконным. В нем есть статья 111: «Отпуск без сохранения заработной платы». В ней четко перечислены основания, по которым может быть предоставлен такой вид отпуска. Отпуск за свой счет может быть предоставлен исключительно:
1. По соглашению сторон трудового договора на основании заявления работника ему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы.
2. Продолжительность отпуска без сохранения заработной платы определяется по соглашению между работником и работодателем.
3. На основании письменного заявления работника работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы до пяти календарных дней при:
1) регистрации брака;
2) рождении ребенка;
3) смерти близких родственников;
4) в иных случаях, предусмотренных трудовым, коллективным договорами.

Навязывая такой отпуск работнику в условиях кризиса, работодатель заведомо ущемляет трудовые права работника. Но ущемление это, как ни странно, может сыграть и положительную роль в будущем: фирма может вновь восстановить свою работу и тогда ей понадобятся опытные и умелые сотрудники, которых начальники будут искать прежде всего среди тех, прежних работников.
— Что касается случая с Розой, — продолжает Лязат — то за нее беспокоиться не стоит: наши законы так хорошо защищают работающих беременных женщин, что ни один работодатель ее уволить практически не сможет. И на прежней должности ее восстановит любой суд. Она даже может потребовать моральной компенсации — и, вернее всего, ее получит. Тем более, что отношения с начальниками испорчены, и она решила из этой фирмы уйти. Так что пусть не падает духом и не подписывает никакого заявления: они сами выплатят ей все, что положено по Закону, чтобы потом не иметь проблем на свою голову.
Но в ситуации с Андреем адвокат не столь однозначен. Стоять на своем, отказываться от вынужденного отпуска для многих работников — палка о двух концах. Какие-то деньги от фирмы, если упираться, он получит, но может навсегда рассориться с работодателем. И работу все — равно потеряет — никто не может запретить работодателю провести сокращение штатов или вообще — закрыть предприятие!
Вынужденный отпуск — это время принятия серьезных решений для любого человека. И каждому приходится это делать самому.

Фото с сайта http://www.segodnya.ua