При Советской власти население платило лишь малую долю от реальной стоимости, а разница покрывалась из бюджета. С развалом СССР тарифы так и остались мизерными, а вот дотации из бюджета прекратились вовсе.
Это привело к тому, что коммунальная сфера уже через десять лет оказалась «скорее мертва, чем жива».
Особенно это коснулось водопроводно-канализационного хозяйства, ведь основная часть этих производственных фондов введена в эксплуатацию в 50-70-е годы прошлого столетия и к настоящему времени как физически, так и морально устарела.
Что служит причиной многочисленных (до 30 в сутки, а в некоторых районах Карагандинской области и до 80 (!)) аварий и сбоев в подаче воды потребителям.
Износ основных фондов в отрасли, по расчетам специалистов достигает в стране 80-90 %, поэтому не удивительно, сколь велики потери воды при ее транспортировке.
В сочетании с такими негативными явлениями, как отсутствие современной системы учета, широко распространенными хищениями воды, в отдельных районах Карагандинской области разница между объемом забора воды из источника и ее реализацией потребителям в 2006 году достигла 43,5%. Закономерным итогом такой «деятельности» будет является деградация водных объектов, серьезные проблемы с обеспечением населения водой, снижением ее качества даже в регионах с мощными водоисточниками.
В результате ставится под угрозу экологическая и экономическая безопасность многих казахстанских регионов. Между тем водохозяйственное производство является одним из важнейших видов человеческой деятельности, определяющим развитие многих отраслей экономики, влияющим на состояние окружающей природной среды и здоровье людей.
Самый удачный способ поддерживать статус-кво — дифференцированный тариф, который позволит сохранить приемлемый для потребителей уровень тарифов при полной модернизации всего существующего комплекса водоснабжения.
Одним из главных преимуществ введения дифференцированных тарифов на воду является то, что у населения и прочих потребителей возникают экономические стимулы в экономии воды и установке приборов учета, так как любой потребитель заинтересован в переходе в группу с меньшей величиной стоимости единицы воды.
На практике, именно житель города, тем более рачительно потребляющий воду (при условии наличия счетчика), будет платить значительно меньше, чем в настоящее время.
На Западе есть такие варианты, когда тарифы рассчитываются не просто для «бедных и богатых», а даже для конкретных домов. В определенных домах живут люди богатые. Они оборудованы по высшему классу, имеют дополнительные услуги. А люди с меньшим достатком живут совсем в других зданиях. Так же есть вариант, когда тариф дифференцируется по объемам потребления — в зависимости от того, кто больше потребляет воды. Если количество потребляемой услуги превышает какой-то социальный стандарт или норму, тогда можно говорить о повышенной плате за сверхпотребление. И это логично.
Потому что сегодня есть люди, которые живут в домах с бассейнами и саунами. Естественно, они потребляют больше воды.
— Тарифы на воду у нас очень мизерные, — говорит Анара Тлеулесова к.э.н., начальник Балхаш-Алакольского бассейнового водохозяйственного управления. — Я предлагаю ввести дифференцированные тарифы для предприятий, в зависимости от того, чем они занимаются, при этом оставить неизменным тариф для населения.
А самый высокий тариф нужно сделать для автомоек, в том числе, и на прием стоков. Сегодня немногие автомойки построили себе оборотную систему водоснабжения. Остальным выгодно дешевую чистую воду питьевого качества использовать и выливать, нежели заливать ее в оборотку и платить при этом за электричество.
Хотя Водный кодекс статья 72 пункт 13 гласит: «запрещено использовать воду питьевого качества на технические нужды».
Если мы ужесточим тарифы «Водоканал» будет получать те же деньги, ведь тариф повысится, но при этом мы сэкономим свежую воду. Такая практика используется во всем мире.
В Грузии дифференцированный тариф существует с 2004 года: льготами пользуются бюджетные организации, однако в их число не входят объекты здравоохранения, транспорт, спортивные комплексы, предприятия, производящие хлебобулочные изделия и алкогольные напитки.
Грузинские депутаты считают, что дифференциация тарифов негативно отражается на интересах предпринимателей малого и среднего бизнеса.
Интересен опыт Китая, который хотя и обладает немалыми водными ресурсами, по объему водных ресурсов на душу населения стоит лишь на 121-м месте в мире. Засуха и нехватка воды уже стали одним из факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие Китая.
400 из всех 668 городов страны их испытывают. Город Иньчуань — административный центр Нинся-Хуэйского автономного района Северо-Западного Китая перешел на дифференцированную систему тарифов на расход воды, согласно которой оплата расхода воды, не превышающего установленной нормы, является низкой, а сверхнормативный расход воды оплачивается по высокому тарифу.
В Инчуане, где среднедушевой расход воды в два раза превышает показатели европейских стран, установлены следующие тарифы на воду: 1,15 юаня (1 долл = 8,2773 юаня) за тонну при расходе на душу населения до 12 тонн в месяц; оплата каждой сверхнормативной тонны воды — на 0,6 юаня выше; в случае, если месячный расход воды превышает 18 тонн, за каждую лишнюю тонну воды придется платить по двойному тарифу из расчета базового.
Как небезосновательно считает генеральный директор водопроводной компании Иньчуаня Чжан Хунлинь, безответственное расточительство воды прямым образом связано с низким тарифом на воду.
Новая система тарифов как раз и должна переломить эту ситуацию. Иньчуань является первым китайским городом, перешедшим на новую систему, однако впоследствии планируется распространить этот опыт на всю страну.
Примеры применения дифференцированных тарифов есть и Караганде. По словам заместителя акима области Ермека Алимова, основным механизмом уравновешивания доходов монополистов и затрат потребителей является экономически обоснованная дифференциация.
Так, при рассмотрении заявки ТОО «Темиржолсу-Караганды» управлением по тарифам в конце прошлого года был утвержден дифференцированный тариф на услугу водохозяйственной системы по группам потребителей.
Это ТОО оказывает услуги на железнодорожных станциях Буркитты, Ащи-су, Тегисжол, Кокпекты, Актасты, Шокай, Астаховка, Атасу, Байгул, Кзылжар, 1, 3, 5, 6, 9 разъезды.
По результатам рассмотрения его размер 66,34 тенге за м3 без НДС против ранее утвержденного 109,56 тенге.
Общее снижение тарифа составило 65%. Дифференцированный тариф на холодную воду: ее стоимость для ТЭЦ-3 уменьшена на 40% и составляет теперь 21. 55 тенге за куб, — позволил ТОО «Караганды Жылу», увеличить с 1 января 2007 года заработную плату своим работникам на 30%.
При этом тарифы монополиста за теплоснабжение, горячую воду и электричество остались неизменными на весь текущий год. К слову, стоимость холодной воды, что поставляется для ТЭЦ, составляет 15% тарифа на тепло.
— Чтобы пройти отопительный сезон нормально, мы будем инвестировать еще один миллиард тенге, — говорит Динмухамед Идрисов, президент компании «Ордабасы». — А дифференцированный тариф поможет экономить деньги, которые пойдут на зарплату работников, а это более четырех тысяч карагандинских семей.
Пытались ввести дифференцированный тариф за воду и в Темиртау, с таким предложением еще четыре гора назад выходил депутат Владимир Нехорошев.
Мотив — у «Водоканала» есть всего три основных потребителя: компания «Караганды Жылу», обеспечивающая карагандинцев теплом и светом, которой для нужд требуется 70% воды, собственно сами карагандинцы, потребляющие 20%, и темиртаусцы, на которых уходят оставшиеся 10%.
Депутат предложил следующее: выделить эти 10% в отдельный тариф, не учитывая Караганду, потому что в противном случае нарушается Гражданский кодекс, где сказано, что получение необоснованных преимуществ, ущемление прав и интересов потребителей не допускаются, а также Закон РК «О естественных монополиях» в части предоставления равных условий потребителям услуг.
Но, по мнению Владимира Нехорошева, расчет тарифа сделан с учетом того, что «Водоканал» снабжает Караганду — 1200 километров сетей плюс потери.
Тогда как для Темиртау монополист обеспечивает только очистку. Все остальное — трубопровод 27 километров и темиртауские сети — обслуживает темиртауское ТОО «Ок Жетпес». Сам же «Водоканал» не тратит на эксплуатацию водопроводных сетей ни копейки.
Но антимонопольщики тогда парировали: «ноу-хау» депутата автоматически вызовет необходимость введения дифференцированной оплаты для всех потребителей «Водоканала». Ведь тариф формируется буквально следующим образом: все затраты предприятия делятся на куб воды. Если же у Темиртау будет свой тариф, то основная часть затрат ляжет на кошельки карагандинцев. Да, темиртаусцы станут платить 19, 55 тенге за кубометр, тогда как, в Караганде стоимость кубометра вырастет на 50%.
Кстати
Уже шесть лет власти Экибастуза пытаются сделать дифференцированным тариф за поставляемую воду для Экибастуза и Караганды.
Надо заметить, что дифференциация в существующем тарифе все-таки присутствует: Экибастуз платит за один кубометр воды 8,51 тенге, а Караганда — 9,6 тенге. Но такие условия не устраивают экибастузские власти: учитывая расстояние от Иртыша до Экибастуза и Караганды, разница в тарифе должна быть куда больше, чем 1,09 тенге.
Власти Экибастуза считают, что в тариф включены технические затраты за работу насосов, доставляющих воду дальше по каналу. И вот за работу «чужих» насосов Экибастуз платить не хочет.
Руководство канала Иртыш-Караганда и депутаты Павлодара также ратуют за дифференцированный тариф. Дело в том, что из ста процентов имеющихся насосов канала — всего двадцать работают на павлодарцев. Остальные восемьдесят — обеспечивают карагандинцев.
И, по мнению депутатов, каждый житель Павлодарской области, пользующийся водой канала, несет дополнительные издержки, связанные с его работой в Карагандинской области.
По этому поводу письма в Правительство поступают едва ли не каждый год. Однако пока ясность в этот непростой вопрос не внесена.
Фото с сайта http://www.membrana.ru