В ней приняли участие представители стран Центральной Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона, Афганистана, ОБСЕ, Программы развития ООН, международных НПО, а также представители дипломатических ведомств, аккредитованных на территории Республики Казахстан.
Насколько опасной выглядит угроза, связанная с незаконной торговлей оружием?
Итак, по информации Женевского института международных исследований, на сегодня в обороте находится более 550 млн. единиц стрелкового и легкого вооружения, то есть в среднем примерно по одной единице на одного человека. Но лишь половина этого арсенала получена легальным путем.
За последнее десятилетие прошлого века в мире произошло 49 крупных конфликтов — в 47 из них использовалось огнестрельное оружие, которое сократило численность человечества на 4 млн. человек, 90% из них — гражданские лица, в том числе — 80% женщины и дети.
И все это происходит благодаря использованию стрелкового и оружия и легкого вооружения. Что же собой представляет само стрелковое оружие и легкое вооружение?
Итак, стрелковое оружие — это огнестрельное оружие, поражающее цели пулями, это средства, предназначенные для индивидуального обслуживания. Существуют также и легкие вооружения, то есть средства, предназначенные для группового обслуживания несколькими лицами, составляющими расчет.
Стоит отметить, что современное стрелковое оружие в основном автоматическое.
Стрелковое оружие применяют для поражения живой силы и огневых средств противника, а некоторые крупнокалиберные пулемёты — и для поражения легкобронированных и воздушных целей.
Основные качества стрелкового оружия: достаточно высокая эффективность стрельбы, надёжность действия, манёвренность, удобство и простота эксплуатации, относительная несложность устройства, позволяющая производить оружие в массовом количестве. К стрелковому оружию относятся различные модели револьверов, самозарядных пистолетов, винтовок, автоматов, легкие пулеметы, а также различные виды спортивного и охотничьего огнестрельного оружия.
К легкому вооружению относятся различные модели тяжелых пулеметов, минометы, гранатометы.
Почему же стала так актуальна данная тема? Ответ на этот вопрос можно найти в странах Центральной Азии, которые в последнее время служат объектами пристального внимания как религиозных экстремистских организаций, вооруженных бандформирований, так и со стороны развитых стран, обеспокоенных ростом популярности стрелкового оружия среди гражданского населения центрально-азиатских республик.
Внутриполитическая нестабильность, порожденная различными факторами вкупе с низким уровнем жизни населения и нестабильной социально-экономической ситуацией, способствует росту неуверенности населения в завтрашнем дне, а это в свою очередь, является причиной появления спроса на стрелковое оружие, как на гарант собственной безопасности и безопасности своих близких.
Если государство не может обеспечить безопасность своих граждан, то они сами ищут пути. И здесь не последнюю роль играет криминальный фактор.
Уже сегодня государственные институты, в обязанности которых входит организация борьбы с преступностью, имеют серьезные затруднения в борьбе с преступниками, занимающимися торговлей оружием и переправляющим свой товар из одной страны в другую. Они вынуждены сотрудничать и оказывать друг другу правовую помощь по уголовным делам. Все недостатки международного сотрудничества в этой области немедленно используются правонарушителями для совершения и сокрытия следов преступлений международного характера, число которых растет.
Нужно отметить, что незаконная торговля стрелковым оружием и легкими вооружениями по многим параметрам связана с другими новыми вызовами мировому сообществу, такими как терроризм и распространение наркотиков.
Эта взаимосвязь уже сегодня показывает, что все вышеупомянутые факторы несут большую опасность, как для республик Центральной Азии, так и для всех регионов мира.
Уже сейчас становится актуальным вопрос о тесном сотрудничестве спецслужб и правоохранительных органов республик Центральной Азии в этой области деятельности.
Здесь интересно отметить тот факт, что Казахстан инициировал разработку государствами Центральной Азии регионального механизма сдерживания и в его рамках кодекса поведения стран по укреплению контроля над экспортом стрелкового оружия и легких вооружений еще в 2004 году.
В настоящее время многие республики региона испытывают наплыв незарегистрированного оружия, которое переправляется по разным каналам.
Опасность контрабанды для международного правопорядка заключается в том, что она подрывает отношения дружбы и сотрудничества государств, а также монополию государств или иной порядок в области внешней торговли.
В отличие от других преступлений контрабанда очень динамична, постоянно «совершенствуется» преступниками и ее модификации непредсказуемы.
В настоящее время наибольшую опасность для международного сообщества представляет контрабанда оружия в горячие точки планеты. Нередко услугами контрабандистов стрелкового оружия и легкого вооружения пользуются представители отдельных государств, которые снабжают контрабандным оружием различные религиозные экстремистские группировки, а также террористов и просто уголовников.
В то же время органы правопорядка обеспокоены ростом фактов обнаружения и изъятия незаконного стрелкового оружия. Так, например, по данным первого вице-министра внутренних дел Казахстана Ивана Отто, только в 2003 году в республике из незаконного оборота было изъято 900 единиц оружия и 800 килограммов боеприпасов.
Основная масса нелегального оружия в центрально-азиатском регионе, по-прежнему, находится в Афганистане.
По информации экспертов, в этой стране сосредоточено до 10 млн. единиц стрелкового оружия.
На сегодня также вызывает обеспокоенность и порядок содержания, охраны складов со стрелковым оружием, которого в республиках Центральной Азии скопилось значительное количество.
Так, начальник Главного управления арсеналов ВС РК генерал-майор Геннадий Носоновский в одной из своих бесед сказал, что в Казахстане скопилось более 2,5 млн. обычных боеприпасов и 300000 единиц легкого и стрелкового оружия. Это обусловлено тем, что в конце 80-х в республику было свезено оружие из Афганистана и из Армении после землетрясения в Спитаке. Концентрация такой массы оружия в одном месте очень опасна, учитывая сегодняшнее неспокойное время, а средств, выделяемых на их охрану и постепенную утилизацию, не хватает.
Но также стрелковое оружие и легкое вооружение поступают во многие государства и через легальные каналы. Так в последнее время ежегодный объем поставок за рубеж российского стрелкового оружия и других средств ближнего боя составляет в среднем 130-150 тысяч штук.
Плюс около 200 миллионов единиц боеприпасов к ним. В валюте это оценивается от 150 до 200 миллионов долларов. Даже на фоне всего объема продаж за рубеж российской военной техники и вооружений (по которому Россия в прошлом году заняла прочное второе место после США — около 5 миллиардов долларов), по оценкам экспертов — это высокий показатель.
Подобный объем не только свидетельствует о потенциале военно-промышленного комплекса России, но и заставляет задуматься — где может выстрелить та или другая партия оружия, которая во время возможных беспорядков (которые имели место быть в Киргизии и Узбекистане) может попасть из государственных помещений в руки бандитам.
В этом отношении интересна позиция Вашингтона, когда в мае 2005 года Конгресс США высказал готовность предоставить Казахстану порядка 3 млн. долларов в рамках программы помощи по уничтожению легкого и стрелкового оружия, если республика сочтет, что лишних карабинов, винтовок, автоматов, пулеметов, гранатометов, легких минометов и прочего оружия, относящегося к этой категории, у нее более чем достаточно.
Уже известно, что Казахстан активно вступил в борьбу с незаконной торговлей стрелковым оружием и легкими вооружениями: ужесточен контроль над экспортом, производством и поставками оружия. Но в тоже время в сопредельных с Казахстаном странах в 2005 году прошел ряд народных волнений с использованием стрелкового оружия.
И в этом случае действующие программы, а также проведение разовых оперативно-розыскных и др. мероприятий правоохранительными органами при наличии прозрачной границы с соседними странами — не панацея от возможности появления на «черном рынке» незарегистрированного стрелкового оружия и легкого вооружения.