Сетевой маркетинг появился в Америке, как способ стимулирования партнеров по бизнесу. Например: производитель автомобилей устанавливает для торговых центров соответствующие скидки, если они продают более 50 машин, 100 машин и так далее, в месяц. Иными словами: продал в месяц больше единиц товара — имеешь больший доход, даже не повышая цены продажи, за счет скидки (уменьшенной цены) у производителя. Продавец заинтересован активизировать свое дело: улучшить качество и сроки обслуживания, другие параметры и даже вкладывать дополнительные деньги в развитие своего сервиса, чтобы увеличить объем продаж товара — в данном случае машин.
Нормальный бизнес, с понятным, прозрачным и вполне законным механизмом. В каком же виде этот бизнес — сетевой маркетинг прижился у нас на родине, в Казахстане?
Внешнюю форму существования сетевого маркетинга в Казахстане успели узнать все, или почти все. В течение всех этих лет газеты пестрят деловыми предложениями о высоком заработке, о супер-бизнесе, о целом ряде товаров и услуг, как то: лечебные продукты вроде гербалайфа, слимфакса, и им подобным, чудотворная косметика десятков наименований, накопительные страховые услуги неизвестных компаний за рубежом, международные дисконтные карты, и т. д.
Разные услуги и товары объединены одним понятием — сетевой маркетинг, представляющий из себя особую систему их распространения. Именно в самой системе распространения заключены принципиальные отличия казахстанской разновидности сетевого маркетинга.
В соответствии с этим, эти товары никогда не продаются в магазинах, не рекламируется официально (это наш принцип, как объяснили мне организаторы — поставщики косметического товара Vision). Продукт или услуга распространяются только из рук в руки. Нет прилавков, магазинов, нет компаний, нет чеков и других документов. Исключительно доверительные отношения: возьми на определенную сумму упаковку баночек, допустим, косметического крема (130$ каждая) и приведи таких же покупателей, от которых уже тебе будут идти проценты.
Такова суть простой философия той разновидности сетевого маркетинга, которая пышным цветом «расцвела» у нас.
Человек заинтересован привести как можно большее количество участников в эту систему, потому что ему будут идти процентные отчисления с каждого вновь приведенного в этот бизнес, а также с тех, кого в свою очередь привлекут неофиты. Специалисты называют это просто «пирамидой». И если в первом случае все легально и открыто, то в случае нашего отечественного сетевого маркетинга его почти сектантский способ распространения товаров и услуг может привести к неприятным последствиям для потребителя.
Все вроде бы и ничего, но своим молчаливым согласием, не говоря уже о личном участии, мы поддерживаем дикий бизнес, сорняк, который мешает нам же самим.
Люди самых разных профессий предлагают, с видом знатока, отведать очередной, неизвестно где и кем сотворенный продукт, от которого можно похудеть, поправиться, очиститься, омолодиться. При этом, как правило, отсутствуют сертификаты качества продукта. В девяноста процентов случаев отсутствуют государственные лицензии на занятие определенным видом деятельности, связанное со здоровьем и жизнью человека. Отсутствуют официально зарегистрированные компании, а следовательно, отсутствуют налоги и госпошлины. Получается просто какая-то «офшорная» зона, со всеми льготами для сетевого маркетинга в отдельно взятой стране.
У одной женщины случилось серьезное отравление после первого же приема суперсжигателя жира. Попытки добиться возмещения через суд окончились ничем — за неимением ответчика, поскольку фирма, чье название было на этикетке, категорически отвергла свою причастность к ней, заявив, что пострадавшая, судя по всему, стала жертвой подделки. Да к тому же и покупала она его у неизвестного агента или посредника, даже имени которого не удосужилась спросить. В общественном фонде » Национальная лига потребителей Казахстана», где опытные юристы не одну собаку съели на сложных судебных делах по защите прав потребителей, только развели руками: ответчик неизвестен, товар куплен с рук, у неизвестного человека, без сертификата качества… Так что посоветовать там смогли только одно: отказаться от таких продуктов раз и навсегда.
Комментируя эту ситуацию, член Алматинской городской коллегии адвокатов Семен Солоневич признал, что перспективы судебной защиты в такого рода делах сегодня просто призрачные. Законов, регулирующих права ответственности продавцов через сетевой маркетинг, нет, к тому же сделка совершается, что называется, с глазу на глаз, в вербальной форме и условия ее нигде не закреплены. Поэтому, советует адвокат: «Осторожность, осторожность, и еще раз осторожность!»
Ведь неизвестно — из чего эти гербалайфы, слимфаксы, суперсжигатели, косметика и прочее изготовлены. Если что и случится по вине этого продукта, то и спросить не с кого. В качестве официально ответственного — никого нет.
Хоть и работает целая сеть и предлагаются вагоны «полезных» продуктов в ярких упаковках: для похудения, для полноты, для очищения, для оздоровления, для набора энергии, для улучшения кожи — список «волшебных» препаратов можно продолжать еще долго.
Есть, правда, в нашем законодательстве статьи, предусматривающие ответственность за мошенничество и обман покупателя, но сам факт мошенничества очень трудно доказать, особенно в случае, когда продаются косметические средства или различные пищевые добавки. Ответчик (которого еще нужно найти!) всегда может сослаться на индивидуальную реакцию организма на этот препарат, что производитель никак учесть не мог. А значит, и самого факта мошенничество — то есть заведомого обмана потребителя — не было.
Другой вопрос, которым можно задаться: а как все это проходит через таможню? Ведь должны же быть товаро-сопроводительные документы, должны быть юридические лица, которые этот товар получают и оплачивают налог и таможенные пошлины… Как это выглядит в реальности — подробно не известно. Однако, из тонких нитей этих многочисленных сетей собираются валютные реки, уносящие за кордон массу миллионы долларов.
Конечно, со стороны зарубежных поставщиков заморских товаров и услуг неэтично, мягко говоря, делать свой бизнес в стране, переживающей сложный период реконструкции своей экономической и политической систем, играя на невежестве или на бедности ее жителей. Однако и всем казахстанцам не следует быть такими уж наивными простаками, верящими всему, о чем говорится в беззастенчивой и наглой рекламе. Уроки, данные в свое время компаниями «МММ» и «Смагулов», видимо, усвоены не полностью. Не выработано стойкого иммунитета к заманчивым предложениям легкого заработка. Еще верится в возможность быстро обогатиться — только нужно найти способ. Еще хочется верить в чудеса. Потому что рынок еще не принял цивилизованных форм и черт, не получил еще прививку от эпидемий, вроде сетевого маркетинга.