Вообще, скачок цен на бензин происходит в Шымкенте каждую осень, накануне посевной сельскохозяйственной компании (хотя вряд ли аграрный вопрос здесь главенствует).
Прослеживается следующая ежегодная хроника мероприятий.
Заканчивается лето. Правительство издает указ о резком ограничении, а то и запрете на экспорт ГСМ. Официально объявляется, что все области имеют договоры с крупнейшими производителями ГСМ на поставку необходимого объема топлива по фиксированным ценам. Антимонопольный комитет (комитет по регулированию монополистов, агентство по защите конкуренции и т.д.) решительно выступает, что будет пресекать любые попытки дестабилизации ситуации на топливном рынке страны. Спустя пару недель рынок ГСМ успешно обваливается. Цены на «октановое число» взлетают на 20-25 процентов. Чтобы «подсластить» подорожание, все подогревается острейшим дефицитом бензина — многочисленные сети различных частных автозаправок демонстративно пустуют. Работники АЗС разводят руками, дескать, бензина нет. Хотя, конечно, по утрам бензин залить можно. Выстояв огромную очередь и переживая, хватит ли тебе заветных литров. При такой ситуации вопрос о подорожании как-то естественно и непринужденно отходит на второй план.
Частники, нецензурно выражаясь, торопливо запасаются подорожавшим топливом, веря, что будет хуже. Скоро бензиновый дефицит доходит и до «социальных» объектов. Начинают стонать представители пассажирского автотранспорта: они просто не могут выводить автобусы в рейсы при таких ценах на бензин и солярку. Пассажирские графики срываются. Следом идут крестьяне. Тут претензии озвучиваются гораздо громче и жестче. И сразу в бензиновые коллизии вмешивается родное правительство!
В точку кипения (г. Шымкент) засылаются министерские комиссии, областной акимат получает задание «разобраться и наказать». Начинается кипучая деятельность по стабилизации ситуации.
Представители следствия делают заявление: есть веские основания подозревать операторов и поставщиков в ценовом сговоре. Злоумышленники обязательно будут выявлены и сурово наказаны. Но делать преждевременные выводы официальные органы пока не могут — следствию нужно время.
Между тем бензин на автозаправках появляется, дефицит постепенно рассасывается. И даже цена отчасти сбивается, хотя незначительный хвостик подорожания остается, причем, как бы даже совершенно обоснованно.
Спустя еще неделю южане благополучно привыкают к новым ценам. Очередное осеннее обострение забывается. Результаты следствия теряются где-то в архивах.
Вот такой трафарет событий. События этой осени в Шымкенте практически точно в него укладываются, появляются лишь отдельные нюансы.
О нюансах
Минувшим летом областной акимат, в целях профилактики и опережая события, устроил крутой разнос южно-казахстанскому нефтепереработчику «Петро Казахстан», требуя от него «дать бензин». Следом в Шымкенте выступил сам руководитель республиканского Агенства по защите конкуренции, опять же по поводу бензина.
К концу сентября цены на бензин в Шымкенте поднимаются на 20 процентов, на фоне острейшего дефицита ГСМ. Социальная обстановка накаляется. В минувший понедельник премьер-министра дает задание установить причины и исправить положение.
Неизвестно как летний разнос в акимате повлиял на политику «Петро Казахстан», однако этим сентябрем шымкентский нефтеперегонный переработал 439 тыс. тонн нефти. Что дает почти 85 тыс. тонн бензина и 140 тыс. тонн солярки. Этого объема хватает для месячных нужд Южно-Казахстанской, Алматинской и Жамбыльской областей вместе взятых. При этом «Петро Казахстан», как и положено по договоренностям, пускает весь объем на внутренний рынок (что подтверждают и акимат ЮКО и даже Агентство по защите конкуренции).
Куда делось топливо от «Петро Казахстан» официальные представители акимата и АЗК объяснить не могут. Выяснилось, что кое-кто из крупнейших нефтепереработчиков, которые обязаны были снабжать ЮКО бензином согласно договоренностям (кроме «Петро Казахстана» таких еще два) своих обещаний не выполнил. Так «Тургай петролеум» задержал график поставок ГСМ. (Хотя, как уже заявили в акимате, вина здесь не «Тургай петролеум», но операторов, которые, дескать, не успели подготовить все оргмоменты сделки).
Для чего ЮКО нужны еще какие-то «крупнейшие переработчики», если свой НПЗ способен с избытком «накормить» три области, и почему эти «запасные варианты» никогда не срабатывают в нужный момент, защитники конкуренции и акиматовцы также сказать затрудняются. Ссылаются на то, что эта работа начатого следствия.
Однако, по уверению официальных лиц, в Шымкенте вот-вот начнется отгрузка 13 тыс. тонн бензина от того же «Тургай петролеум». Этого Шымкенту и области должно хватить недели на две (месячная потребность ЮКО в ГСМ — 27 тыс. тонн). И даже цену постараются снизить до прежнего уровня, хотя «какая-то» накрутка от операторов АЗС неизбежно останется.
Какой более-менее позитивный вывод можно сделать из всей выше рассказанной истории? Главным и единственным образом тот, что подобный бензиновый кризис в ЮКО в сентябре-октябре — явление ПОСТОЯННОЕ. А значит, простому автолюбителю к нему все-таки можно подготовиться. Хотя бы, затарившись в августе месяце определенным литражом бензина. На всю жизнь не напасешься, но все-таки…