Находясь буквально в двух шагах от Родины, казахи-оралманы из узбекского поселка Туркестанец могут оказаться под узбекским арестом, как злостные нелегалы.
Делимитация — спустя год
В сентябре прошлого года президентами Н. Назарбаевым и И. Каримовым был подписан договор о делимитации казахстано-узбекской границы. Наконец узаконилась принадлежность двух приграничных поселков — Багыса и Туркестанца, неопределенное положение которых служило прежде предметом многочисленных политических и пограничных конфликтов. С определением статуса населенных пунктов (Багыс отошел к Казахстану, а Туркестанец — к Узбекистану), не исчезли проблемы проживающего здесь населения. Особенно остро встал вопрос о гражданстве жителей поселка Туркестанец, где преимущественно проживают этнические казахи, твердо пожелавшие остаться гражданами Казахстана. В связи с этим, казахстанское правительство в прошлом году, в порыве патриотического энтузиазма, официально заявило, что каждый туркестанец получит значительную материальную помощь для переселения на Родину. В частности, всем желающим переселиться из ново узбекских территорий будет присвоен статус оралманов, дающий право на получения жилья (либо средств на приобретение жилья), выдана единовременная выплата в сумме 12 тысяч тенге на главу семьи, и по 8,5 тысяч тенге на каждого члена семьи оралмана. А также оплата транспортных расходов.
Переехать жить в Казахстан изъявили желание все 117 казахских семей Туркестанца. В общей сложности — 618 человек. Рассчитав все необходимые затраты, южно-казахстанский департамент по миграции пришел к заключению, что для переселения туркестанских казахов с выплатой им в полном объеме всех обещанных средств, необходимо 148 миллионов тенге. Которые и должны были поступить из республиканского бюджета, в соответствии с гарантиями правительства РК.
Однако из республики поступил только 101 миллион тенге. Становилось ясно, что с выплатой обещанного ожидаются натяжки, либо удастся расплатиться не со всеми. В результате, как обычно, вместо обещанных золотых гор туркестанцы получили довольно дикий режим переселения.
Так, в частности, департамент по миграции предложил самим туркестанцам искать жилье на рынке недвижимости в Южно-Казахстанской области. При этом жилье должно была соответствовать стандартам по количеству метража жилплощади на каждого члена семьи. Но главный критерий — не превышать стоимости 7,5 тысяч долларов для одной семьи. В прошлом году средняя сельская семья, как правило, состоявшая из минимум 5-6 человек, еще могла найти в ЮКО подходящий дом в пределах указанной суммы. Однако на протяжении последних лет в области установилась стойкая тенденция роста цен на недвижимость. Причем в последний год цена на квартиру или дом подскочила в среднем в два-три раза. Между тем, нашедшие жилье туркестанцы заключали договор с хозяином недвижимости, в котором гарантом оплаты выступал департамент по миграции. И хотя реально купля-продажа дома еще не была оформлена, переселенцы уже справляли здесь новоселье, полностью обживаясь в новом доме. Почему департамент не рассчитался с прежними владельцами жилья еще год назад — остается загадкой. Однако в результате, несколько домов так и остались не выкупленными, а сейчас, когда цены на недвижимость значительно выросли, хозяева абсолютно законно расторгают прошлогодние договора, требуя, соответственно, освободить помещение. Либо увеличить покупную цену — что для департамента по миграции в условиях и без того дефицита средств на переселение, абсолютно неприемлемо. Дело уже доходит до курьезов, когда один дом, куда вселились оралманы из Туркестанца, домовладелец, так и не получивший расчета, перепродал другим хозяевам. И теперь здесь живут две семьи, каждая из которых надеется что сложная ситуация в конце концов найдет какое-нибудь решение.
Так что многим из переехавших на родину туркестанцев серьезно угрожает опасность оказаться здесь полностью бездомными, памятуя «добрым» словом казахстанское правительство.
Забытые Родиной
Еще в более неприглядной ситуации оказались 21 семья туркестанцев, на переезд которых денег так и не хватило. Они по-прежнему живут в Туркестанце, на узбекской территории. По сути, для узбеков они являются нелегалами, проживающими здесь на птичьих правах. В начале зимы прошлого года, узбекские власти пошли на встречу и дали не официальное согласие, что бы эти казахстанцы смогли спокойно перезимовать в Туркестанце.
Однако сейчас, с наступлением весны, узбекские власти достаточно настойчиво напоминают местным жителям о некоторых административных порядках — в частности о паспортном режиме, законе о гражданстве, миграции и т.п.
— Нам уже принесли уведомление, требующее покинуть территорию Узбекистана в течение десяти дней, — говорит житель Туркестанца Оразали Жакупов. — Ясно, что уехать за этот срок мы не успеем. И что тогда с нами будет — одному аллаху известно. Может всех задержат как нелегалов.
— Мы находимся в двух шагах от Казахстана, своей Родины, но переселиться не можем, — говорит Нурсулу Жамантаева, — постоянно навещаем в Шымкенте миграционную службу, но там с нами ни кто и разговаривать не хочет. Вот и получается, что здесь нас притесняют узбекские власти, требующие немедленного выезда. А в Шымкенте — казахстанские начальники смотрят на нас как на врагов.
— В результате всех этих переездов, от сердечного приступа у меня умерла моя 40-летняя сестра, — говорит Нурипа Тулепбергенова. — Ее шестеро детей остались на мне, а у меня еще своих пятеро. Работы в Туркестанце у меня нет — нас всех здесь уже выписали. А без прописки работы в Узбекистане не получишь. В Шымкенте же мне жилья еще не дали, и сколько я не ищу, подходящего дома с приемлемой ценой — нет. Как буду дальше, — просто не знаю.
Находясь в считанных метрах от казахстанской границы, туркестанские казахи оказались сейчас практически брошенным на произвол судьбы. Не видя результата от ежедневных поездок в Шымкент и регулярного обивания порогов у кабинетов казахстанских начальников, туркестанцы вновь поговаривают об акциях протеста.