Защитники потребителей, бизнесмены и их натянутые отношения - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+20 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Защитники потребителей, бизнесмены и их натянутые отношения

Защитники потребителей, бизнесмены и их натянутые отношения

Несмотря на то, что законопроект "О защите прав потребителей", по большей части, широкими слоями потребителей почти не обсуждается, в том числе и в СМИ, он получил широкий резонанс среди целого ряда предпринимателей.

  • 9 Апреля 2003
  • 2379
Фото - Caravan.kz

С одной стороны, разработчики данного проекта уверены в насущной необходимости принятия данного законодательного документа, с другой стороны, именно у данного проекта есть целый ряд противников среди бизнесменов.
Между бизнесменами и защитниками прав потребителей возникает непримиримый антагонизм, когда происходит их встреча, связанная с профессиональной деятельностью обоих. Но это бывает не всегда, — иногда они могут выступить единым фронтом. В свое время, объединившись, они выступали с критикой редакции Налогового кодекса перед его принятием.
Ситуация приобретает парадоксальный характер, потому что предприниматели считают себя дважды потребителями. Один раз они выступают в качестве обычных потребителей, в другом случае, они являются профильными потребителями с точки зрения обеспечения собственного бизнеса.
Однако законопроект не рассматривает бизнесменов в качестве потребителей, когда они приобретают услуги или товары в целях обеспечения своей предпринимательской деятельности, если только это не касается удовлетворения своих личных нужд. В российском законодательстве также указано понятие потребителя как частного лица, но не юридического.
Предприниматели не согласны с такой постановкой вопроса. Они считают такое положение пережитком коммунистического режима и юридическим атавизмом, также перепечаткой чужого устава из чужого монастыря. В соответствии с толковым словарем Даля, потребителями могут выступать как частные лица, так фирмы и компании.
Законодательный документ по защите прав потребителей существовал еще при коммунистах в бытность КазССР и действует до сегодняшнего дня. Понятно, что сегодня он безнадежно устарел и уже не может отвечать вызовам времени. Никто не будет спорить о необходимости развития потребительского законодательства и культуры потребления.
Виктор Ямбаев, вице-президент алматинской Ассоциации предпринимателей, сказал, что общества по защите прав потребителей нужны в любом случае — система сдержек и противовесов должна сохраняться, а у общества должны быть рычаги по борьбе с недобросовестными предпринимателями и нечестной конкуренцией. Споры возникают на основе того, каким это законодательство должно быть, чьи интересы удовлетворять.
По мнению Виктора Ямбаева, одна из недоработок законопроекта состоит в том, что он защищает интересы только физических лиц. В то время как здесь должны быть учтены интересы юридических лиц (фирм). Во-вторых, нормы по защите прав потребителей должны защищать потребителя от действия госорганов.
Справедливости ради нужно сказать, что редко когда все бизнесмены будут довольны действиями властей, но, как правило, предпринимательство обвиняет власть в несогласованности осуществления государственных проверок, когда одни правила противоречат другим.
Представители бизнес консультационных центров говорят, что иногда предприниматели сами виноваты в своих бедах в отношениях с госорганами. И корень проблем состоит в малой информированности некоторых бизнесменов. Инспектора, заметив это, начинают проверки. Если инспектор придет с проверкой к представителю крупного и/или среднего бизнеса, его встретят квалифицированные юристы, после беседы, с которыми он может иметь бледный вид.
Общества по защите прав потребителей обвиняют предпринимателей в том, что они наводнили рынки некачественным или контрафактным (фальшивым) товаром. Действительно, трудно с этим не согласиться, — не все предприниматели работают честно, а прибыль готовы делать на чем угодно. И что самое интересное, они как наводняли страну некачественным товаром, как известно, произведенным в Китае, Турции, Южной Корее и так далее, так и продолжают это делать. И никто не может с ними ничего поделать — ни государственные контрольные органы, ни общества по защите прав потребителей. Кстати, об этом говорят сами защитники прав потребителей, обвиняя бизнесменов. Бизнесмены в свою очередь говорят, что хождение низкокачественного товара обусловлено низкой платежной способностью населения. К примеру, обувь за 200 и 20 евро будет существенно отличаться друг от друга по уровню качества. А потратить 200 у.е. на пару туфель могут позволить себе не многие.
По мнению Василия Резвана, председателя Комитета предприятий общепита и сферы услуг г. Алматы, данный законопроект, который прошел слушания в сенате парламента, страдает недоработками и противоречит Конституции РК.
К примеру, в соответствии с этим документом, в случае его принятия, будет создан государственный уполномоченный орган по защите прав потребителей, который будет заниматься координацией и контролем над исполнением законодательства в области защиты прав потребителей, а также координацией действий всех остальных госорганов в данной сфере. По мнению предпринимателя, это предоставит ему чрезвычайно высокие полномочия и влияние.
Василий Резван считает, что с усилением данного органа, государство ужесточит отношение и контроль предприятий малого бизнеса при помощи штрафных санкций, чем и спровоцирует сокращение числа предприятий. Если на сегодняшний день существует около 60 контролирующих и надзорных госорганов, то с принятием законопроекта возникнет 61-ый.
На вопрос о том, удовлетворена ли Светлана Савченко, президент общественного фонда «Национальная лига потребителей Казахстана», которая является одним из разработчиков законопроекта, работой государственных контрольно-надзорных организаций, призванных следить за качеством товаров и услуг, она ответила отрицательно. Из этого вытекает, что в глазах некоторых защитников прав потребителей, а также некоторых предпринимателей, государство показало свою слабость и некомпетентность в деле контроля качества товаров и услуг. И, тем не менее, Светлана Савченко видит выход из ситуации по средству создания еще одного госоргана. Вопрос заключается в том, насколько это же самое государство справиться с вышеозначенной проблемой, усилив слабую структуру? Тем не менее, Светлана Савченко утверждает, что все-таки необходимо наделить дополнительными полномочиями еще один государственный орган, потому что он страдает юридическим бессилием.
Предприниматели склоняются к мысли о том, что если будет создан данный государственный орган, в своей работе он будет опираться на деятельность общественных предприятий, чем окажет им большую поддержку, а вал проверок возобновится. Основной удар будет нанесен по шоп-туристам, мелким лавочкам, в общем, субъектам малого бизнеса. Крупные магазины и предприятия трогать не будут.
Основной пик проведения активных проверок со стороны обществ защиты прав потребителей приходится на конец 90-х годов прошлого столетия. По словам предпринимателей, на сегодняшний момент число этих проверок обществами резко сократилось, что бизнесмены считают весьма позитивным моментом.
Предприниматели считают, что противоречие казахстанской Конституции заключается в следующем. Как известно, все общества по защите прав потребителей действуют на общественных началах. В случае допущения нарушения со стороны производителя или продавца, они возлагают на него штраф. Правовой нонсенс заключается в том, что данным общественным организациям приданы полномочия госоргана по части наложения штрафных санкций. В соответствии с Основным законом, никто в Казахстане не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Деньги, в соответствии с гражданским законодательством, признаны имуществом. Защитники прав потребителей предлагают уплатить штраф, либо разбираться в суде. Но судебное разбирательство чревато большими расходами, поэтому, чтобы его избежать, легче заплатить штраф.
По мнению предпринимателей, проблему финансирования обществ по защите прав потребителей должно полностью или частично решать само государство, учреждая соответствующие программы. В противном случае, институт по защите потребителей останется один на один со своими финансовыми проблемами. В случае оказания государственной поддержки, количество взиманий штрафов ради штрафов может резко снизиться.
Почему это положение пропустили в Минюсте, которое, как известно, занимается экспертизой законодательства, и не должно пропускать противоречий Основному закону?
«Под крышей» Минюста живёт и трудится Комитет по авторским правам. Ведомства по защите авторских прав и прав потребителей родственны по своей природе. Отсюда и возникает взаимное согласие и непротивление друг другу.
По мнению предпринимателей, для госоргана по защите прав потребителей, возможно, потребуется построение широкой сети территориальных комитетов, для которого необходимо будет выделять средства из госбюджета, который, как известно, отличается извечным дефицитом.
Предприниматели говорят, что основная тактика работы обществ по защите прав потребителей направлена на контроль предприятий сферы малого бизнеса, которые являются, по большей части, не производителями продукции, а конечным звеном по ее реализации потребителям.
Основной упор по борьбе с недоброкачественной продукцией необходимо сконцентрировать на производителях или монополистах. Монополисты зачастую любят повышать тарифы на свою продукцию или услуги. И такое повышение расценок не всегда является обоснованным. Производители, в свою очередь, как правило, относятся к уровню крупного бизнеса, с которым защитники потребителей сражаются намного меньше. И это обусловлено несколькими причинами: в частности, данные общества не финансируются государством, но живут за счет источников, которые сами и находят. К примеру, к этим источникам относятся штрафные санкции, гранты, выдаваемые зарубежными донорскими фондами. Прежде, деньги с потребителей за свои услуги, как правило, эти общества не взимали. Но при этом для борьбы с крупными предприятиями нужны судебные разбирательства, которые всегда были затратными. В результате получается, что с более крупными и сильными субъектами воевать не выгодно, — можно разориться.
Светлана Савченко говорит, что на сегодняшний день число общественных организаций по защите интересов потребителей резко пошло на убыль. Запад перестал финансировать общественные движения в данном направлении, и они ушли в коммерческий сектор, увеличив число юридических консультаций. Права потребителей теперь защищают за счет самих потребителей. По ее мнению, в Казахстане проживает более 60% с лишним людей за чертой бедности. Честно говоря, трудно будет представить, что они смогут за свои кровные защищать собственные права, если иск в суде не сулит крупного выигрыша. А практика показывает, что он, как правило, не сулит.
Еще одним слабым местом законопроекта бизнесмены считают отсутствие требований профессиональной квалификации к сотруднику общества по защите прав потребителей. Иначе говоря, в этой сфере сегодня может работать любой желающий. Надо думать, что защита прав потребителей, все-таки деятельность не простая и требует знаний, к примеру: в области права, таможенного дела, санитарии, товароведения и чем-то еще. Даже простому продавцу или дворнику требуется некий минимум знаний о своем ремесле.
В ответ на это, Светлана Савченко сказала, что особые требования к профессиональной квалификации для защитников в законе не предъявляются. По ее словам, для профессиональной деятельности дополнительно будут привлекаться эксперты.
В обществе по защите прав потребителей может работать кто угодно, но если потребуется, возможно, пригласят и специалистов. Однако в законопроекте об этом не сказано.
По мнению Василия Резвана, организации по защите прав потребителей должны проходить процедуру государственного лицензирования по аналогии с нотариатом, медицинской фирмой и т.д., чего нет сегодня. Кроме того, необходимо разработать систему профессионального отбора для работы в сфере защиты прав потребителей.
Президент лиги потребителей считает, что новизна законопроекта состоит в создании механизма по регулированию взаимоотношений предпринимателей и потребителей. На сегодняшний день в этих взаимоотношениях существует множество противоречий и коллизий. К примеру, в законопроекте отдельная глава посвящена деятельности поставщиков коммунальных услуг, внутренней и внешней работе КСК.
Позитивным моментом защитники прав потребителей считают появление целого ряда новых понятий. К примеру, «безопасность товара». Данное понятие подразумевает под собой полное отсутствие какого-либо риска в период эксплуатации или потребления.
Следующее понятие — это «неопределенный круг потребителей». В соответствии с проектом, — «это такой круг потребителей, в котором невозможно документальное установление личности каждого отдельного лица». При подаче искового заявления, в обязательном порядке, необходимо предоставлять реквизиты всех сторон: и истца и ответчика — без этого судебный процесс не начнется. Данное же положение позволяет начать процесс без указания реквизитов истца.
С точки зрения судебного разбирательства это достаточно серьезная проблема в период проведения процесса разбирательства данной категории потребителей, к примеру, с монополистами. От имени неопределенного числа потребителей можно подавать иск в суд без учета возмещения денежной компенсации. Данное понятие должно работать при разбирательстве потребителей с монополистами, когда последние, к примеру, начинают, по мнению защитников потребителей, необоснованно повышать тарифы.
На практике складывается ситуация, когда монополисты в очень редких случаях снижали цены и отказывались бы от своих претензий. По мнению предпринимателей, монополисты всегда смогут оправдать повышение тарифов на свои товары и услуги, к примеру, ссылаясь на увеличение штата своих работников, удорожания себестоимости выполнения собственных услуг, износ оборудования, усиления риска наводнения, землетрясения, войны в Ираке и т.д.
Беспощадную борьбу обещает объявить новый законопроект недобросовестной рекламе. Может быть, наконец-то, этот безвкусный ужас перестанет прерывать просмотр любимого фильма по телевизору. Шутки шутками, но если данный законопроект примут в парламенте, с рекламных площадей в СМИ исчезнет информация о сигаретах и спиртных напитках. Представители СМИ уже высказывались по поводу того, что запрет на данные виды продукции усечет часть их доходов.
Есть мнение о том, что запрет рекламы на табачные и алкогольные виды продукции пролоббировали предприятия сферы крупного иностранного и/или отечественного бизнеса, которые отвоевали для себя нишу, и которые хотят таким образом отсечь конкурентов.
По мнению бизнесменов, может быть, это есть правильная мера, но для того, чтобы реально бороться с тем, чему однажды принудительно научили еще в период правления Петра I, мало простых запретов в рекламе. Здесь нужны куда более действенные меры и деньги на уровне государственной политики, если разработчики закона пытаются этим самым побороть это общественное зло.
Как показывает практика, полумеры приводят к полурезультатам. А отдельные запреты приводят к коррупции и обогащению отдельных лиц. Здесь существует целая масса примеров. К примеру, развитие движения бутлегеров во времена действия «сухого закона» в США в 30-х годах прошлого столетия. Как правило, в тот период, на запрете обогатились криминальные структуры. На узбекской границе не так давно усилили, читай, запретили вход иностранных (казахстанских) граждан. Как результат ничего, кроме коррупции со стороны узбекской стороны не расцвело пышным цветом. При этом пересечение границы не только не остановилось, но даже и продолжилось, только уже за взятку.
Кроме приведенного запрета, будет введен запрет на наружные рекламные носители. Фирмы, которые занимаются наружными рекламными носителями, видимо, будут очень «рады» получить этот запрет. Это может также означать вмешательство со стороны государства в рекламный рынок, на котором крутится N-ая сумма денег. Бизнесмены задаются вопросом, не очередным ли переделом рекламного рынка это может обернуться?
Статья 13 законопроекта раскрывает понятие, обозначающее недобросовестную рекламу. Есть также подпункт о недоброкачественной рекламе, которая воздействует на подсознательный уровень психики потребителя и препятствует осознанному выбору.
Видимо, данный подпункт должен создать новые рабочие места для безработных психиатров (или специалистов по скрытой рекламе, коих в Казахстане можно пересчитать по пальцам, если эксперты такой зарождающейся профессии вообще имеются), — сложившихся и тех, кто недавно закончил соответствующий ВУЗ. Никто больше материей бессознательного у нас и не занимается. Немного странно будет, если этим займется пирожник, сапожник, юрист, продавец или просто какой-нибудь хороший, добрый человек. Иначе, по всей видимости, это коварство выявить, просто не удастся.
По этому поводу Светлана Савченко сказала, что иногда большой вред психики приносится через скрытую рекламу. Скрытая реклама — это когда о ней не объявляют напрямую. Одним из носителей скрытой рекламы можно считать художественные фильмы. К примеру, главный герой в фильме курит сигареты через каждые 10-15 минут кряду, занимается неумеренным принятием пищи, сексом, принятием алкоголя. Кроме того, скрытно, но открыто демонстрирует марку сигарет, которые курит. Все это должно оставить глубокий след в душе зрителя. Что происходит в этот момент с психикой зрителя? По мнению госпожи Савченко, во-первых, это поощряет и стимулирует развитие курения, а также негативно влияет на неокрепшие умы и психику. По ее мнению, неокрепшая психика наблюдается, к примеру, у подростков (если не учитывать других душевно страдающих граждан — авт). Озабоченность защитников прав потребителей вызвана к этой возрастной категории юных потребителей. Во-вторых, скрыто, но очевидно демонстрирует марку сигарет, за рекламу которой, по мнению бизнесменов, кинокомпания, вряд ли захочет платить налоги. А это уже двойное зло.
Кроме того, президент лиги потребителей отметила, что демонстрация кашляющего человека уже не в скрытой, а прямой рекламе, вызывает приступы кашля у людей с тонкой организацией психики. Вполне возможно, что у нас и есть такая категория покупателей. Однако при этом хочется напомнить, что советский народ переживал исторический режим товарищей Ленина, а затем и Сталина, хрущевскую оттепель, брежневский застой, горбачевскую перестройку, непопулярные меры правительственной реформы, гражданскую, финскую, Вторую мировую и др. войны, выполняли интернациональный долг во Вьетнаме, Афганистане и многое другое. Хочется надеется, что и кашель удастся вылечить.
Вообще, скрытая реклама использует множество современных технологий, например, НЛП (нейролингвистическое программирование) или теперь уже знаменитый эффект 25-го кадра. Но это как раз то, что известно. Наверняка есть и малоизвестные технологии, выявить которые без навыка специалиста невозможно. Некоторые бизнес консультанты задаются вопросом о том, кто будет заниматься скрытой рекламой, и не станет ли это очередным оружием в борьбе с конкурентами. Ибо, обвинить в этом случае можно кого угодно и в чем угодно.
Ответственность за недоброкачественную рекламу возложат на рекламодателей. А если его не удастся выявить, ответственность ляжет на распространителя. Теперь газеты и журналы не смогут снять с себя ответственность за распространение лживой рекламы.
Посвящен законопроект также борьбе с контрафактной продукцией или, на простом человеческом языке означающей фальшивку, подделку, коих в Казахстане на сегодняшний момент скопилось предостаточно. Контрафакта хватает везде: как в пищевых, так и в промышленных видах продукции. Основной ассоциативный ряд также возникает в связи с пиратскими копиями аудио- и видеопродукции.
Предприниматели говорят, что реальная борьба с контрафактами на деле проводится заинтересованными госорганами — комитетом по авторским правам или теми же обществами по защите прав потребителей только на словах или в виде демонстрационной пиар-кампании. На самом деле крупные пираты как процветали, так и процветают. На практике наказывают, как правило, продавца киоска или лавки — конечное звено пиратского движения. На этом борьба с этим злом заканчивается.
В соответствии с казахстанским законодательством в сфере авторских прав, при обнаружении контрафактной продукции, пират обязан выплатить штраф, часть из которого идет в пользу обладателя авторских прав, чей интерес при этом пострадал, а другая часть в пользу комитета по авторским правам. Если, к примеру, Билла Гейтса или Аллу Пугачеву спросить: получали ли они какие-либо деньги от казахстанского комитета по авторским правам за посягательство на их авторские права, их реакцию нетрудно будет предугадать.
Когда один раз чиновника из казахстанского комитета по авторским правам спросили, перечисли ли они денежную компенсацию газете The Washington Post за то, что без их ведома использовали их информацию, он ответил, что представители этой газеты не обращались в данный комитет. Да, видимо проблема заключается в том, что, вероятно редакции газеты The Washington Post забыли сообщить о существовании данной организации. Может быть, благодаря этому в уважаемом американском издании узнают о существовании нашего суверенного государства. Нет худа без добра.
Новым в законопроекте станет положение об экологическом вреде. Данное положение касается продукции, которая наносит вред не только окружающей среде, но также и здоровью потребителя. Борьба за экологическую чистоту направлена на борьбу с пищевой и промышленной продукцией, произведенной в районах экологических бедствий, наподобие Приаралья, семипалатинского ядерного полигона, Чернобыля.
Как на самом деле складывается ситуация? Госорган, который призван следить за экологической чистотой, банально штрафует нарушителя, а надзор далее прекращается, однако природа как продолжала загрязняться, так и продолжает.
Более тщательным образом законопроект рассматривает качество товара и оказания услуг. В качестве негативного примера Светлана Савченко привела деятельность сотовых компаний. По ее словам, потребители не знают, за что платят в том смысле, что компании не раскрывают до конца условия, на которых они работают, что входит, и что должно входить в пакет всех необходимых услуг, к примеру, какого качества должен быть звук. Но руководство сотовых компаний заняло удобную для себя позицию отмалчивания, игнорирования общественного потребительского внимания и на контакт идти не желает, не уважая тем самым права потребителей.
Однако госпожа Савченко сказала, что до настоящего момента еще никто (в том числе и общества по защите прав потребителей — авт.) не подавал в суд на сотовые компании, потому что это стоит очень дорого и занимает уйму времени.
Виктор Ямбаев сетует, что иногда предприниматель несет ответственность за некачественный товар или услугу. Однако при этом, по его мнению, адекватные меры ответственности равные ответственности бизнеса, необходимо возложить на орган и чиновника, выдавшего разрешительный документ или лицензию, в этом случае станет возможным бороться с нечестным предпринимательством.
Предприниматели говорят, что, безусловно, правовые нормы по защите прав потребителей необходимы, но только не в его нынешнем виде. Они считают, что данный законопроект приведет к откату в истории частного предпринимательства к первоосновам в период, когда частную экономическую инициативу жестко контролировал советский режим. Несмотря на это, по их мнению, у законопроекта есть много шансов быть принятым в его нынешнем виде.