В пользу этого решения выступают не только члены правительства, но и депутаты, дорожные полицейские и официальные дилеры многих популярных марок автомобилей.
Косвенные барьеры для ввоза старых иномарок выглядят логично, но они вряд ли смогут решить те проблемы, которые ставятся во главу угла.
За счет повышения таможенных пошлин на ввоз подержанных иномарок не выиграет никто, кроме государства. Да и эта выгода представляется очень сомнительной.
Министр индустрии и торговли Владимир Школьник имеет свои аргументы в пользу повышения таможенных пошлин. Во-первых, по его мнению, преобладание в Казахстане подержанных автомобилей над новыми негативно влияет на экологию страны. Во-вторых, старые автомобили обуславливают повышенную аварийность. В-третьих, преобладание на рынке подержанных иномарок ведет к сдерживанию развития собственного производства легковых автомобилей.
На первый взгляд, господин министр абсолютно прав. Однако вряд ли эти аргументы могут выдержать критику. Экология крупных городов, конечно, страдает от избыточного количества автомобилей, но, если посмотреть объективно, то в страну не ввозятся автомобили в неудовлетворительном техническом состоянии — они попросту не продадутся на рынке. А вот с теми машинами, которые уже десятилетиями находятся в стране (здесь и «Москвичи» и «Жигули» еще советского производства), проблем очень много: необходимый ремонт они не получают, и возможностей для утилизации отработавших свое автомобилями в стране не создано.
Мнение, что старые автомобили — наиболее частые фигуранты дорожно-транспортных происшествий — вообще можно считать притянутым за уши. Куда чаще бьются новые автомобили, которые значительно превышают скоростной режим, нарушают правила дорожного движения, и владельцы которых в большинстве своем не имеют достаточного опыта управления автомобилем. Даже начальник департамента дорожной полиции МВД РК Омурзак Тусумов, что доля ДТП по причине технического состояния автомашин невысока.
Третий аргумент г-на Школьника выглядит гораздо правдоподобнее, чем два предыдущих. По его данным, в 2005 году в страну ввезено свыше 237147 автомобилей, из них подержанных — 200331. Из них иномарок старше трех лет — чуть более 59 тысяч, а старше 7 лет — более 141 тысячи.
При этом внутренний рынок подержанных автомобилей в прошлом году составил 684,6 тысяч. При таких темпах ввоза автомобилей и вправду вряд ли возможно развивать в республике автосборочное производство. В настоящее время у нас производят две марки автомобилей — ВАЗ «Нива» и Skoda.
Руководители «Азия Авто», занимающегося сборкой автомобилей не скрывают, могли бы нарастить производство, если бы правительство поддержало их введением повышенных пошлин на автомобили старше 3 и 7 лет. По их мнению, это позволит сместить спрос в сектор новых автомобилей. Они даже обещают снизить розничные цены, если вырастет объем продаж.
При этом на официальном уровне ничего не говорится о том, что данное постановление, конечно, будет в интересах не только единственного автосборочного предприятия, но и многочисленных дилеров известных автобрендов. Более того, по некоторым данным, именно дилеры являются давними лоббистами идеи повышения таможенных пошлин, которым хочется повышать продажи новых автомобилей. Хотя сегодня их бизнес развивается стремительно, большинство дилеров все-таки жалуются на то, что их доходы не очень высоки.
Конечно, дилеры безоговорочно «за» введение повышенных таможенных пошлин, тем более, что они получают в подарок самую низкую таможенную пошлину, которая только может существовать — всего 10% от стоимости автомобиля (как говорят, такой низкой пошлины нет нигде в мире). За ввоз автомобилей возрастом от 3 до 7 лет планируется установить пошлину в размере от 1,5 до 2 евро за кубический сантиметр мощности двигателя, а для автомобилей старше 7 лет — 2,5 евро.
Кроме того, вероятен запрет ввоза на территорию страны автомобилей с правосторонним расположением руля. В последнее время «праворулек» ввозится все больше, и никто не может найти средство борьбы с этим явлением. Так что теперь с ними может быть покончено раз и навсегда. Правда, находящиеся в Казахстане «праворульки» никто запрещать не будет, они по-прежнему будут находиться в эксплуатации.
На фоне того, что в последнее время ряд стран уже либо ограничил ввоз автомобилей старше 7 лет на свою территорию, либо существенно поднял таможенные пошлины, решение Казахстана находится в общей струе. Но равняться на ту же Россию нам не следует, поскольку она защищает отечественную автоиндустрию.
У нас же есть лишь автосборочное производство. Причем, на нем производятся машины, которые по своим техническим характеристикам, дизайну и комфорту вряд ли придутся по вкусу тому, кто уже имел опыт вождения японских или немецкий автомобилей, пусть и «бывших в употреблении».
Эта категория потребителей скорее предпочтет переплатить несколько тысяч долларов и купить подержанную иномарку, чем обратить свои взоры на отечественное авто. Казахстанским производителям, скорее всего, предстоит дождаться повышения благосостояния той части населения, которая действительно мечтает стать владельцем Нивы или Skoda. Должно пройти два-три года, и тогда продажи завода вырастут существенно. Либо предприятие должно усовершенствовать маркетинг таким образом, чтобы улучшить показатели своего бизнеса уже в ближайшее время, не откладывая на дальнюю перспективу.
А то, что в Казахстан придут новые сборочные предприятия только из-за того, что мы повысим пошлину — это большое заблуждение. Давайте сначала позовем автомобильные компании, пусть они разворачивают свое производство, и только потом мы их начнем стимулировать. Сейчас им действительно очень выгодно экспортировать автомобили, а не создавать производства с огромными капиталовложениями. И так будет, поскольку рынок не только Казахстана, но и всего региона слишком незначителен для автомобильных корпораций.
Что касается дилеров, то вряд ли с помощью введения таможенных пошлин у них появится значительно больше клиентов. Новые автомобили слишком дороги для большинства автолюбителей. Рациональнее купить все-таки подержанную иномарку, которая, конечно, будет служить хорошо и долго (кто придумал, что у отличной иномарки срок годности — 7 лет?).
Так что у правительства вряд ли получится принципиально изменить ситуацию на внутреннем автомобильном рынке.
Много факторов им учтено, кроме, пожалуй, одного, но самого главного — социального.
Потребительский спрос нельзя переориентировать одним только постановлением…