Зарплата для родителей - спорный вопрос - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Зарплата для родителей - спорный вопрос

Зарплата для родителей - спорный вопрос

Семейным детским домам Казахстана исполнилось 15 лет. Последние два года приемные родители детей судятся с местными властями по поводу заработной платы за свой труд.

  • 6 Ноября 2002
  • 2760
Фото - Caravan.kz

Государство, отдав на воспитание по 15-20 детей, в свое время назначила им зарплату за такую необычную работу. А четыре года назад родители перестали получать деньги.
Закон о финансовых выплатах приемным родителям есть, а денег у управления финансов в наличии почему-то нет. Чиновники увидели «оригинальный» выход из создавшейся проблемы: они предложили приемным мамам и папам, некоторые из которых уже стали бабушками и дедушками у своих приемных детей, не тратить время в судах, а сразу взять и сдать детей обратно в детские дома, как чемоданы. Родители, конечно, были «против».
Сначала о хорошем
Семья Софиенко, взяла на воспитание 21 ребенка. Своих детей у семьи не было, а Надежда Ивановна всю жизнь проработала в детском доме. Уже тогда из своих воспитанников присмотрела себе дочурку, они ее с мужем удочерили. А потом начались трудные времена для всех детских домов. Нерентабельные организации стали сокращать. Детский дом, где работала Софиенко, в городе Капчагае, должны были закрыть. Детей — раскидать по другим детским домам. Посовещавшись, муж с женой решили приютить еще несколько ребят. Ну, а дети есть дети — те, в сою очередь, привели своих друзей и подруг. Так получилась огромная семья! Детский фонд Казахстана подсказал, как правильно оформить документы на семейный детский дом. Это в корне меняло положение детей в неродной семье. На каждого из них родители стали получать дотацию. По закону дети-сироты находятся на полном государственном обеспечении. Сейчас, на каждого ребенка мама получает по шесть тысяч тенге в месяц. Кроме того, семья, взявшая детей в свой дом (не по линии усыновления или опекунства, а в качестве семейного детского дома), должна получать зарплату за работу родителей. Зарплату начисляли исходя из количества детей. За 15 человек платили 12 тысяч тенге. За пятерых — 8 тысяч тенге. В апреле 1999 года этой зарплаты не стало. По сей день родители семейных детских домов не получают ни копейки.
Россия преклоняется перед семьей
Недавно Надежда Иванова ездила в Москву. Там широко и помпезно отмечалось пятнадцатилетие фонда и существование семейных детских домов. Ее, в числе делегатов из Казахстана, командировал наш детский фонд. И вот по какому случаю. Подав сведения о казахстанских детских домах, которых на сегодня в республике 32, в Алматинской области — шесть, Российский детский фонд решил наградить семью Софиенко высшей наградой — орденом царевича Димитрия. Орден учрежден фондом и патриархом Всея Руси. Его вручают только тем, кто особо отличился в делах милосердия, в безграничной заботе о страждущих детях. В этом году такую награду получили десять российских детских домов, один дом из Казахстана, один с Украины и один из Молдовы. Казахстан в подобной церемонии участвовал впервые.
«Я немного завидую их семейным детским домам, — говорит Надежда Ивановна, — им государство помогает. Мало того, что у родителей есть хорошая зарплата, хорошие выплаты на каждого ребенка, так им еще и правительственные награды дают в виде премий. У нас же, приемных родителей, куда не пойди, везде оскорбляют, кричат, мол, зачем мы детей на воспитание взяли, а теперь деньги просим! Унижают нас и в акимате, и в департаменте образования, и в райфинуправлении. Кстати, я обращалась в областной акимат с просьбой, чтобы мне помогли выехать в Москву. На дорогу и проживание надо было 500 долларов. Областные власти мне отказали. А аким города Капчагая помог. Спасибо Сергею Михайловичу Зеленскому!»
Торжество в Москве проходило в колонном зале Дворца Съездов. Причем, как выяснилось, известные люди страны не остались в стороне от детских проблем. Иосиф Кобзон взял на себя опеку о двух детских домах в России, является личным попечителем инвалида-мальчика.
Кроме семейных детских домов, получивших свои большие награды, Россия отмечала детей, которые в этом году совершили необычные подвиги и выжили сами или спасли жизнь другим. Награду «Преодоление», учрежденную Российским детским фондом, заслужила пятилетняя девочка, спасшая на пожаре своих меньших брата и сестру.
Надежда Ивановна, вернулась из Москвы, как она сама говорит, в каком-то подвешенном состоянии. Все было как во сне: и радость и обида. На груди — огромный орден с рубинами. А в душе — осадок: «Мы ведь тоже ради детей работаем. Никогда никаких благ для себя не просили. Почему к нам так плохо относятся. Детей трудных берем, больных. Все они от алкоголиков рожденные. В детских домах у всех ЗПР (задержка психического развития). Чтобы такого ребенка довести до ума, надо минимум пять лет любви и ласки, сытой жизни с витаминами. И мы их любим. Мы их кормим. Но, как видно, за все это мы не заслужили даже доброго слова от государства. Обидно! Хотя, там, в Москве от Назарбаева пришло поздравление в адрес большого форума. Но это там. А что здесь? »
Теперь о плохом
Петр Петрович Кондрашев вместе с женой организовали детский семейный дом в 1995 году. К трем своим внучатам взяли трех детдомовских детей. Оформили официально все документы. Эта пунктуальность и скрупулезность в бумажках позволила именно этой семье одной из первых обратиться в суд по поводу прекращения финансирования их семейного дома. Сегодня у них на руках есть решение городского суда (города Капчагая) о незаконной остановке финансирования, а областной акимат, в ведение которого передали семейные детские дома, решение суда не выполняет. С ним заодно и управление образования, и финуправление. Именно эти организации должны изыскать средства и выплатить долг родителям. Но они не считают нужным это делать, снова и снова подают на аппеляцию. Чем аргументируют свое неповиновение суду чиновники?
Они считают, что шесть тысяч тенге в месяц на ребенка — много! По их мнению, это слишком большая сумма, которой должно хватать и на коммунальные выплаты, и на еду, и на одежду, и на лекарства, и на канцтовары, и на зарплату родителям. При этом чиновники говорят, что родителей неплохо бы начать табулировать, подсчитывая чуть ли не по секундомеру сколько часов в день они работают. Петр Петрович говорит, что они родителями работают круглосуточно, и если начать табулировать родителей, то финуправление никогда не расплатиться с ними. Но и это еще далеко не весь бред, с которым столкнулись приемные родители.
Одной из претензий финуправления к семейным детским домам является… наличие у приемных семей хороших домов, квартир, личных машин. Рассуждения строятся странно: «Зачем вам зарплата, вы и так зажиточно живете?!» Как будто люди, будучи гражданами Казахстана, не имеют права владеть домом и машиной. То, что все эти блага были заработаны давно, а в настоящее время ни один дом не может похвастаться рабочей стиральной машинкой, никого не волнует.
Также приемным родителям чиновники вменяют в вину спонсорскую помощь. Не должно ее быть, не должно! В семье Софиенко одной из дочерей требовалась операция на глаза. У девочки было страшное косоглазие. Средства на операцию дали добрые люди. Чиновники говорят, что подобные «вливания» вполне могут заменить их заработную плату. Сам чиновники не помогли семейным детским домам ни копеечкой.
На судебных разбирательствах ответчики приводят факты спонсорской помощи детским домам, и утверждают, что этого внимания общества к проблемам домов достаточно. О заработной плате, положенной по закону, даже не вспоминают. Финансисты додумались предложить полунищим семьям вычитать из заработной платы родителей сумму, на которую оказывается им спонсорская помощь. То, что спонсоры это делают по доброй воле или по личной договоренности с родителями, никого не колышет!
Стыдно все это и противно. Но Петр Петрович настроен воинственно. Закон на их стороне. Вместе с ним по судам ходит и семья Софиенко. У нее тоже документы оказались в порядке. Остальные мамы и папы, такие наивные, умудрились взять детей, оформив их как сыновей и дочерей. Государство было не против. Нет детей и нет проблем! За усыновленных и удочеренных — заработная плата не положена.
Ни о чем не желаю, не плачу…
В конце октября Детский фонд собирал семейные детские дома у себя в офисе на небольшое торжество. Чествовали высокую награду госпожи Софиенко, обсуждали насущные проблемами семейных детских домов. Мамы хором говорили: «Мы выгодны государству! Мы выгодны детям!» Детские дома не могут так отогреть ребенка, как семейные. Однако там повара получают зарплату, воспитатели, нянечки, врач, заведующая — все эти должности оплачиваемы. У семейного детского дома штат маленький: папа да мама. Они работают за всех: и за поваров, и за сантехников, и за воспитателей, и за прачек….А зарплаты нет».
Бред какой-то. Когда он закончится? Когда чиновники поймут, что родители не перестанут любить своих детей, независимо от того, платит им государство средства или нет. Просто вырастить таких детей будет намного тяжелее. И за эту тяжесть должно нести ответственность государство. По закону дети находятся на его обеспечении.