«Старое» правительство, разработав новый вариант закона и обсудив его на своем заседании, решило с передачей его в парламент повременить. Проект конституционного закона сначала будет опубликован для всеобщего обсуждения, и только потом, с внесенными поправками, переправлен в стены парламента.
Такое решение уже ушедшего в отставку правительства остается в силе — оно «завещано» команде Данияла Ахметова. Конечно, это было неожиданностью для депутатов, которые уже достаточно ждали, пока подсохнут чернила на новом проекте. Например, по прогнозам спикера сената парламента Оралбая Абдыкаримова Закон «О выборах» может быть принят до нового года. Конечно, выборы в маслихаты осенью этого года пройдут по старому законодательству, а уж выборы в парламент в 2004 году будут «обкатаны» по новому закону — в любом случае.
Почему правительство вдруг решилось на обсуждение этого закона — не совсем понятно. То ли давно народу не давало пищу для размышлений, то ли таким образом решило заретушировать скандал с Земельным кодексом — ведь закон «О выборах» является краеугольным камнем демократии. Впрочем, причины для столь неординарного решения могут быть совсем другими. И главная из них — продемонстрировать мировому сообществу, имеющему зуб на нашу выборную систему, готовность обсуждать щепетильный вопрос громко и во всеуслышание. Устроить, так сказать, показательный процесс.
Как бы то ни было, но именно этот законопроект меньше всего подходит для демонстрации демократических приемов. И загадка кроется в его содержании. На самом деле от закона «О выборах» образца 1995 года остались рожки да ножки. Новый законопроект, кажется чересчур революционным, будто он и не для Казахстана написан.
Если сегодня внести его для экспертной оценки в парламентскую ассамблею ОБСЕ, то там просто схватятся за голову. Мелкие шероховатости и незначительные погрешности, конечно, имеются, но этот проект не содержит серьезных предлогов для того, чтобы с высоты европейской демократии угрожающе размахивать кнутом. Это, можно сказать, тот проект, который был немыслим еще несколько лет назад, но который сегодня выглядит хоть и смело, но вполне логично.
Если вдаваться в подробности грядущей реформы, то самым главным плюсом станет отмена для кандидатов в представительные органы власти ограничений при регистрации. Раньше достаточно было человеку иметь административное взыскание, наложенное в судебном порядке или привлечение к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения в течение года перед регистрацией, чтобы быть безоговорочно снятым с дистанции. Международные институты по демократии и правам человека этим страшно были недовольны. А теперь, если правительственный вариант статьи, гарантирующей всеобщее избирательное право, будет одобрен, все будут счастливы — «и ваши, и наши».
Вполне возможно, изменится и принцип формирования окружных избирательных комиссий. Раньше, условно говоря, за выборы отвечали заведующие РОНО и директора школ, теперь же территориальные избирательные комиссии станут профессиональными. Правительство предлагает, чтобы окружные комиссии формировались маслихатами со сроком полномочий на пять лет, а те, в свою очередь, уже сами будут создавать участковые комиссии. Причем, в избирательных комиссиях разного уровня смогут работать и представители политических партий, чего давно и пока безуспешно добивались участники избирательного процесса.
Из всех других новшеств хотелось бы выделить еще одно. Теперь для того, чтобы быть избранным, кандидату необходимо набрать относительное большинство голосов. Такой системой исключается проведение второго тура голосования. Что же касается повторных выборов, то они будут назначены лишь в том случае, если выборы будут признаны недействительными.
Другие положения законопроекта «О выборах» не менее демократичны. Однако спикер мажилиса парламента Жармахан Туякбай в интервью корреспонденту Караван.kz не исключил, что при обсуждении законопроекта в парламенте, депутаты которого, кстати, подготовили альтернативные проекты, могут состояться серьезные дебаты. По его словам, нужно будет, во-первых, определить степени влияния административных ресурсов на ход выборов, установить жесткие рамки предвыборной агитации. «Я, например, считаю, что нужно поставить заслон для «грязных технологий», получивших широкое распространение. Совершенно недопустимо, когда избирателей попросту покупают», — заявил г-н Туякбай. Во-вторых, считает председатель мажилиса, нужно будет определить пределы допуска наблюдателей к избирательному процессу. В-третьих, небесспорен вопрос, касающийся формирования участковых избирательных комиссий.
«Желательно, — сказал г-н Туякбай, — чтобы люди, входящие в избирательную комиссию, были независимы, не представляли собой коллектив, а составляли группу людей с разными мнениями и убеждениями. Тогда можно будет полностью исключить сговор и фальсификацию результатов выборов». Однако позиция мажилиса по этому законопроекту, как подчеркнул г-н Туякбай, будет сформулирована в том законопроекте, который депутаты в конце концов одобрят. И народные избранники, судя по всему, спешить не намерены. Как дал понять глава нижней палаты, «на спешке уже не однажды обжигались», поэтому на этот раз нужно сделать «конфетку».
Если заложенные в законопроекте демократические нормы депутаты одобрят, то Казахстан значительно приблизится к мировым стандартам. И, возможно, тогда наша страна тоже подпишет Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ. Эта конвенция была подписана 7 октября 2002 года президентами семи государств СНГ — «воздержались» пока только Азербайджан, Беларусь и Казахстан. Мы, как подчеркнула на Первом трансазиатском парламентском форуме председатель ЦИК РК Загипа Балиева, не сделали этого по той причине, что были намерены изменить выборное законодательство. Вот страна получит новый закон, и не будет формальных препятствий для ратификации этой конвенции.
Кстати, трансазиатский форум состоялся в Алматы очень вовремя. Некоторым экспертам показалось, что это был упреждающий шаг накануне выборных лет, ведь ОБСЕ предыдущие выборы жестко критиковала. Однако спикер сената парламента Оралбай Абдыкаримов с таким заключением не согласен. Вашему корреспонденту он заявил, что идея о проведении этого трансазиатского парламентского форума родилась еще три года назад. Тогда еще никто не знал, где и когда он состоится и что до парламентских выборов в Казахстане будет — рукой подать.