Интернет-издатели Центральной Азии объединяются - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-2 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Интернет-издатели Центральной Азии объединяются

Интернет-издатели Центральной Азии объединяются

6 июня 2003 г. в Доме-музее М. Ауэзова состоялась встреча представителей интернет-изданий г. Алматы, на которой обсуждался вопрос создания Ассоциации интернет-издателей Центральной Азии.

  • 11 Июня 2003
  • 1129
Фото - Caravan.kz

Присутствующие констатировали, что во всем мире интернет занял свое место в информационном пространстве, дополняя и углубляя каналы информационного обмена.
В Центральноазиатском регионе с развитием интернета как высокоэффективного средства обмена информацией интернет-СМИ также заняли заметное место. Они позволяют оперативно, относительно дешево и эффективно доставлять информацию по самым разным направлениям жизни общества — от образования и культуры до экономики и политики.
Вместе с тем интернет-журналистика существенно отличается от привычных форм распространения информации. Она не только быстрее и полнее отражает происходящие события, но и имеет огромные возможности по части интерактивности, постоянной связи с читателями.
Блоги и ленты новостей — характерные формы е-СМИ, неосуществимые в иных информационных пространствах. Зона деятельности электронной журналистики давно перешагнула круг, ограниченный пользователями интернета.
Опубликованные в интернете материалы становятся объектом широкого общественного обсуждения. В Центральноазиатском регионе появилось немало интернет-газет, журналов, лент новостей, сайтов с нужной и полезной информацией.
Однако в то же время возникло много пробелов и белых пятен в действующем законодательстве. Поправки к Закону о СМИ, где все сайты огульно объявлены средствами массовой информации, торпедировали правовое поле СМИ.
Это, в свою очередь, привело к избирательному отношению к интернет-изданиям. В одних случаях они действующим правосудием охотно признаются СМИ (когда речь идет об обязанностях), в других (когда речь идет о правах) — им в этом отказывают. Нерешенным и нерешаемым в старых привычных представлениях стал вопрос об авторском праве.
Операторы связи — провайдеры получают немалую часть своих прибылей благодаря наличию и успешной деятельность разнообразных интернет-изданий. Популярные информационные ресурсы делает интернет востребованным их клиентами. Однако механизм перераспределения прибыли между провайдерами и создателями информационных ресурсов отсутствует полностью.
Негласное несанкционированное в установленном законом порядке закрытие доступа на некоторые сайты провайдерами — ущемление законных гражданских прав населения, гарантированной Конституцией свободы слова. Это уродливые формы борьбы с инакомыслием.
В последнее время появилась еще одна серьезная проблема. Если раньше провайдеры учитывали только входящий трафик крупных клиентов, то сейчас расчет производится по большей составляющей входящего/исходящего трафика. Это ставит владельцев наиболее посещаемых ресурсов в трудное (часто невыносимое) положение. Чем популярнее интернет-издание, тем больше должен платить его владелец за трафик. Это вынуждает выводить наиболее посещаемые ресурсы из информационного пространства Центральноазиатских республик, объективно способствуя укреплению интернета зарубежных стран и застою в Центральноазиатском регионе.
Не спасает положения готовность некоторых местных крупных провайдеров предоставить место на своем сервере для размещения таких сайтов. Содержание их оказывается полностью подконтрольным, что для е-издателя неприемлемо.
В то же время реклама в Сети не столь популярна как в традиционных средствах массовой информации, и поэтому надеяться на самофинансирование на данном этапе не приходится.
Остро стоит проблема подготовки и переподготовки кадров. Несмотря на то, что немало вузов имеют факультеты и отделения журналистики, специализации по интернет-журналистике нет нигде.
Никто не занимается (кроме отдельных проектов ФСК, ИТЦ) подготовкой и повышением квалификации журналистов интернет-изданий.
Вместе с тем в Сети появляются материалы, по содержанию конфликтующие с действующим законодательством, оскорбляющие общественную нравственность и наносящие ущерб, как отдельным пользователям, так и организациям. Это различные вредоносные программы-вирусы, порнографический сайты и др.

Для более успешного решения этих и других вопросов развития издательского дела в Интернете, собравшиеся решили начать работу в направлении создания международной организации — Ассоциации интернет-издателей Центральной Азии (АИИ ЦА). Ассоциация предполагается как объединение юридических лиц), представляющих интернет-издания.
Участники собрания согласились с основными принципами:
Ассоциация имеет статус юридического лица, регистрируется в соответствии с международным законодательством и национальными законами стран, в которых они действуют. Штаб-квартира Ассоциации располагается в г. Алматы. Она же является представительством ассоциации по Казахстану. В каждой стране один из участников берет на себя обязанность по представлению интересов Ассоциации в своей стране (национальное представительство).
Ассоциация работает на основании устава, в котором оговорены все права и обязанности участников, структура ассоциации, порядок работы и другие основополагающие моменты.
Целью Ассоциации является развитие информационного содержания центральноазиатского сегмента Всемирной Паутины в странах Центральной Азии. При этом имеется в виду, что интернет представляет собой совокупность информационных ресурсов, связанных высокопроизводительными каналами связи, что делает информацию легкодоступной для различных категорий населения. Без обширной доступной информации, представляющей различные точки зрения невозможно построение открытого демократического общества.
Ассоциация защищает права и интересы интернет-изданий, следовательно, и их читателей. Ассоциация работает в тесной связи с другими организациями, работающими в области защиты права на свободу распространения и получения информации.
В качестве путей осуществления поставленных целей рассматривается:
· Привлечение государственных органов и международных организаций для оказания поддержки интернет-изданиям и развития интернета. Имеются в виду грантовые инвестиции в развитие интернета, разработка и лоббирование программ по развитию национального интернета, заключение соглашений с провайдерами по развитию интернет-изданий, работа в направлении снижение цен за пользование интернетом.
· Организация централизованной рекламной службы. Здесь необходимы усилия направленные на поддержание достаточно приемлемых цен на рекламу и поиск заказчиков (рекламодателей). Возможно создание собственной баннерообменной сети.
· Внедрение методов подписки на интернет-издания.
· Издание собственного сайта ассоциации. Назначение сайта — оперативное информирование участников ассоциации, публикация официальных материалов ассоциации, проведение интернет-дискуссий.
· Укрепление правового поля интернет-журналистики.
· Борьба с блокировками интернет-изданий.
· Создание обстановки нетерпимости вокруг фактов распространения общественно вредной и незаконной информации.
Участниками Ассоциации могут быть любые интернет-издания и издатели, заинтересованные в осуществлении программных задач Ассоциации.
Предлагаемая организационная структура Ассоциации:
Высшим органом является общее собрание участников, которое проводится не реже двух раз в год.
Президент избирается сроком на один год. Ему делегируются представительские и иные необходимые полномочия на период между общими собраниями.
Исполнительный орган состоит из исполнительного директора, технических работников центрального аппарата и национальных представителей (по одному в каждой стране). По каждой целевой программе могут привлекаться на временной основе различные специалисты — юристы, экономисты, компьютерщики и т.д.
Вопрос финансирования деятельности Ассоциации является предметом обсуждения. Некоторые международные организации уже сейчас заявили о готовности оказать поддержку на начальном этапе ее деятельности.