Воровство невест - традиция или экономия? - Караван
  • $ 479.23
  • 534.96
+4 °C
Алматы
2024 Год
28 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Воровство невест - традиция или экономия?

Воровство невест - традиция или экономия?

Права человека применимы ко всем в равной степени, поскольку все равны в своей принадлежности к человеческому сообществу.

  • 16 Мая 2005
  • 3638
Фото - Caravan.kz

Принцип неделимости человеческих прав очень важен для женщин, поскольку на их гражданские и политические права влияют не только общественные и культурные ограничения, но и вечно присутствующая угроза насилия, которая часто составляет непреодолимую преграду к участию женщин в общественной жизни.
Подписание международных документов еще не гарантирует, что в стране будут соблюдаться права женщин.
Потребуется большое количество времени для изменения общественного мнения в социальной, религиозной или культурной жизни.
После распада Советского Союза многие народы решили, что их обычаи были забыты, а права ущемлены. Прикрываясь возрождением народных традиций, многие стали использовать обычаи в корыстных целях.
Жители, преимущественно в сельской местности, пытаются улучшить материальное положение, используя традиции не полностью, а лишь выгодную их сторону.
К сожалению, на территории Центральной Азии исследования на тему ущемления прав человека в аспекте народных традиций не проводились, за исключением Кыргызстана.
По данным проведенного исследования сотрудниками кафедры ЮНЕСКО, Кыргызско -Российского Славянского Университета стало ясно, что новые семьи в сельской местности создаются в 80-95% случаях путем воровства невест.
Из них воровство невест по договоренности с девушкой -25%.
Воровство невест по односторонней любви — 12%.
Воровство невест с применением насилия — 60%.
Воровство невест с хулиганством, применением насилия и групповым изнасилованием -3%.
«Ала-качуу — это акт похищения женщины для того, чтобы жениться на ней. Он включает разные действия, начиная от тайного бегства с возлюбленным или организованного похищения для согласованного брака до насильственного несогласованного умыкания. «Умыкание» относится к несогласованным разновидностям, которое может включать изнасилование и иногда приводить к смерти из-за насилия или самоубийства. «Умыкание» обычно включает молодого человека и его друзей, обманом или силой приводящих молодую женщину в дом его родителей или ближайшего родственника. Ее держат в комнате, пока его родственники (женщины) убеждают ее надеть платок. Если необходимо, ее оставляют на ночь и иногда насилуют, и таким образом угрожают позором того, что она уже не является чистой женщиной», — говорится в исследовании, которое провели сотрудники факультета социологии Американского университета Центральной Азии доктор Рассел Клейнбах, магистры Мехригуль Аблезова и Медина Айтиева. faculty.philau.edu/kleinbachr/2004_study1.htm.
Исследователи считают, что основной причиной воровства невест является экономический фактор. У жителей села нет финансовой возможности сыграть свадьбу по всем правилам, которые обязывает соблюдать местное сообщество. А похищение упрощает ритуал создания новой семьи.
В ходе исследования обнаружены гендерные различия в отношении к самому процессу воровства невест.
Так респонденты — мужчины считают, что традиция воровства невест не претерпела изменений ни в частоте проявления, ни в качественном отношении.
Однако женщины — респонденты отмечают рост числа браков, основанных на воровстве невест с применением физического и психологического насилия в отношении девушек.
Местные органы государственного управления Кыргызской Республики придерживаются тактики игнорирования и замалчивания данной информации.
Это приводит к тому, что государство не принимает мер по предотвращению противоправных действий мужчин в отношении женщин.
Работники правоохранительных органов не вмешиваются по причине отсутствия заявлений.
Основным аргументом безнаказанности лиц, совершающих похищение, является то, что население не обращается за помощью в органы местной власти по причине незнания своих прав. Местное сообщество не осуждает аналогичные способы формирования новой семьи. Родители и родственники жертвы боятся огласки и зачастую не позволяют девушкам возвращаться домой, если их «украли» без согласия.
Единственными помощниками в таких ситуациях могут быть Кризисные Центры для женщин подвергшихся насилию, но они существуют только в областных центрах, а в отдаленных аулах, где наиболее остро стоит вопрос воровства невест — их нет.
Заявление о традиционном процветании воровства невест — заблуждение. В традициях досоветского кыргызского общества существовали жесткие наказания за похищение девушки без ее согласия.
Похитителю назначалось публичное физическое наказание, через обидчика прогонялось стадо баранов. А самым тяжелым наказанием была социальная изоляция семьи, совершившей воровство невесты, так как люди жили маленькими группами, и круг общения был очень ограниченным.
Наложение на родителей жениха экономических санкций — самое легкое наказание в сравнении с социальной изоляцией.
В ходе акта воровства невест нарушаются не только права женщин, но и мужчин — женихов.
У женщин — жертв нарушаются три права: на жизнь, неприкосновенность личности и право на добровольный выбор супруга.
У женихов — похитителей нарушается право на выбор супруги только в том случае, если инициаторами воровства невесты выступают родители.
Воровство невест в кыргызских семьях сопровождается физическим и психологическим насилием на протяжении всей жизни.
В редких случаях женщина может изменить к себе отношение со стороны родственников мужа, так же бывают случаи, когда девушка — жертва, не желающая смириться с уготовленной ей участью, лишает себя жизни.
По мнению кыргызских исследователей главным регулятором акта воровства невест в сельской местности становятся местные сообщества, поэтому необходимо найти новые пути изменения отношения к традициям.
В Казахстане исследование по аспектам прав человека в традициях воровства невест не проводилось, между тем в Республике зафиксированы случаи похищения девушек.
Но в областные Кризисные Центры чаще обращаются женщины по причине физического или психологического насилия в ходе совместной жизни, а не по факту насильственного принуждения к вступлению в брак.
В период 70-80 годов на территории Казахстана имели место редкие случаи обращения девушек в органы местной власти.
Один из таких произошел в Восточном Казахстане, где пострадавшая обратилась за помощью в правоохранительные органы. По ее заявлению возбудили уголовное дело, виновных привлекли к уголовной ответственности. Огласка события отразилась в дальнейшем на судьбе девушки, она не вышла замуж. Широкое обсуждение общественностью отпугнуло претендентов не только из села девушки, но и всей области. Таким образом, защита своих прав оказалась осуждающим и поучительным примером не только для обидчика, но и для других девушек. Скажешь, что тебя заставили, никогда не выйдешь замуж.
Малочисленность обращений в органы местной власти привела к тому, что статья 106 Уголовного Кодекса Республики Казахстан, действовавшая до 1998 г., предусматривавшая наказание лишение свободы за принуждение к вступлению в брак не вошла в новый Уголовный Кодекс, вступивший в силу с 1 января 1998 года.
В настоящее время в Шымкентской области наряду с воровством невест, широко используется денежная выплата за девушку — калым, как один из видов привлечения инвестиций в семейный бюджет сельских жителей.
В сумме выплаты учитывается образование, здоровье, вставные золотые зубы и так далее. После того как родители жениха заплатили калым, девушка становится их снохой или рабыней что, в сущности одно и тоже.
После выплаты калыма происходит ритуал свадьбы. В новой семье девушка занимается ведением домашнего хозяйства, выполняя самую тяжелую работу, не имея права на собственное мнение, все решения принимаются за нее.
Это продолжается до тех пор, пока в дом не придет новая невестка и не займет место младшей снохи. Часто родители не интересуются дальнейшей судьбой девушки, оставляя ее на произвол судьбы.
В случае, если девушка не хочет жить с мужем, она не может вернуться в дом родителей. По казахским народным обычаям возвращение замужней женщины считается позором для всей семьи. В сельской местности брак не всегда регистрируется юридически, и если женщина захочет уйти от мужа — она остается без средств к существованию.
В традициях досоветского периода по казахскому обычному праву похищение женщины влекло за собой строгое наказание, приравненное к изнасилованию. Похищение без согласия, как и с согласия женщины, или без разрешения родителей или опекуна считалось одним из самых тяжких преступлений в области семейно-брачных отношений.
За похищение девушки назначалась денежная компенсация в пользу ее отца. В выплату входило несколько сотен голов скота, слуга. Такой размер денежной выплаты могли позволить себе только богатые люди. Бедняки отвечали жизнью или подвергались телесным наказаниям.
Гендерная мораль казахских и кыргызских традиций складывается под влиянием идеологии безусловного подчинения и доминирующему положению мужчины в семье.
Вечный конфликт «Кто Я» и «Кто ты» тянется всю совместную жизнь. Правила, установленные обществом, не позволяют женщине изменить отношение к себе без посторонней помощи.
Поэтому важно, чтобы международные документы «О защите прав женщин», принятые Казахстаном соблюдались.