Я бы в доноры пошел… - Караван
  • $ 524.75
  • 540.6
-15 °C
Алматы
2025 Год
10 Января
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Я бы в доноры пошел…

Я бы в доноры пошел…

Попытка отменить некоторые льготы донорам крови в России незамедлительно привела к резкому сокращению желающих сдать безвозмездно свою кровь.

  • 12 Мая 2005
  • 1496
Фото - Caravan.kz

Но даже не этот факт для усвоивших граждан постсоветского постулат неразвитого капитализма «ничто не бывает бесплатным», — стал определяющим.
С недавних пор было решено, что присваиваться звание «Почетный донор России» будет только тем, кто сдал кровь сорок раз совершенно безвозмездно, т.е. даром.
Видимо те, кто был недалеко от заветного рубежа, обиделись и решили вообще покончить с благородным делом. Таким образом, впитав капиталистические принципы с социалистическими пристрастиями многие так и не расстались — звания и регалии для морального удовлетворения по-прежнему необходимы.
Так что вопрос донорства весьма деликатный и требующий максимально продуманной политики государства.
Какое отношение это имеет к Казахстану? Самое непосредственное. Последние годы в стране неуклонно уменьшается число доноров. При этом в большинстве случае сдача крови производится родственниками и друзьями, у которых случилось несчастье.
Сейчас за одну дозу сданной крови (450 мл.) платят порядка полутора тысяч тенге. Очевидно, что за такие деньги сдают кровь только весьма нуждающиеся граждане. Можно ли в этих случаях говорить о качестве донорской крови? Вопрос из разряда риторических… Большая часть таких добровольцев отбраковывается еще до проведения тестов крови.
Республиканский центр крови неоднократно в течение последних лет оказывался в ситуации, когда донорам нечем было платить даже столь незначительные суммы — деньги из бюджета выделялись то в не полном объеме, то с опозданием.
Альтернативой государственным учреждениям по сбору и хранению крови теоретически могут выступить частные структуры. Однако профессионалы выступают категорически против передачи донорства в частные руки. По их мнению, в экстренных случаях, когда необходимо срочное переливание крови частник, озабоченный платежеспособностью пациента, может отказать в этой услуге. Вторая причина: государственная служба крови по заданию правительства хранит обязательный резерв на случай чрезвычайных ситуаций, когда единовременно потребуется большое количество донорской крови. Частные структуры себе подобного позволить не смогут в силу экономической нецелесообразности. И, в-третьих, только единая государственная система может обеспечить главное требование — качество и безопасность донорской крови. Хотя, как показывает практика, даже госсистема не является стопроцентным гарантом.
Впрочем, возможно равноправное присутствие в системе донорства, как частных, так и государственных структур. Однако легко предположить, что при нынешнем дефиците доноров государственные учреждения останутся без работы — более денежные частники переманят всех доноров в свою сеть. Это в свою очередь приведет к росту цен за процедуры использования крови и ее компонентов. Есть другой вариант, когда полномочия частников и государственников будут четко разграничены — здесь возможно много различных схем — но для этого необходимо конкретная нормативная и правовая база с учетом стратегического значения этой отрасли медицины.
Слова, слова… О том, что это очень долгосрочная перспектива красноречиво говорит тот факт, что в Казахстане — единственном среди стран СНГ — еще не принят закон о донорстве.
Министр здравоохранения республики Ерболат Досаев уже неоднократно заявлял, что в стране не хватает донорской крови. Причина, прежде всего, в том, что доноры не защищены социально. Проект закона о донорстве готовится уже больше года. За этот период, по словам министра ситуация еще более усугубилась — сегодня кровь сдают в два раза меньше необходимых объемов.
Проблема осложняется и тем, что оборудование по забору и переработке крови было куплено еще в 60-70-х годах прошлого столетия и произведено еще нефтяной промышленностью СССР.
По словам министра Миздрава к нему неоднократно поступали предложения от зарубежных компаний с целью инвестиций донорской отрасли — в частности, построить новый завод для заготовки крови и ее компонентов. При этом обязательным условием потенциальных инвесторов является разрешение на стопроцентный экспорт крови. Понятно, что в сложившихся условиях подобный вариант невозможен.
Медики надеются, что в этом году все же будет принят Закона Республики Казахстан
«О донорстве крови и ее компонентов», проект которого в прошлом году поступил на рассмотрение в парламент республики. В изначальном виде закон отказались принять, мотивируя отказ тем, что в законопроект нужно добавить статьи о гарантиях для тех, кому будут вливать кровь, а так же о безопасности заготовленной крови и контроле ее качества. По данным Всемирной организации здравоохранения для полного удовлетворения страны в препаратах крови и ее компонентах количество доноров должно составлять не менее пяти процентов от общего населения, в Казахстане этот показатель составляет лишь полтора процента и имеет стойкую тенденцию к уменьшению.
Чтобы их привлечь, Минздрав предлагает увеличить плату за кровь за счет местных бюджетов. Сегодня, по словам разработчиков проекта, фактически отсутствует механизм правовой, социальной защиты лиц, являющихся донорами.
В Чехии, где кровь сдают исключительно безвозмездно, эту проблему намереваются решить весьма оригинально. За последний год количество доноров-добровольцев там снизилось вдвое, и в случае крупного чрезвычайного происшествия ее может просто не хватить. Поэтому врачи собираются одаривать доноров двумя кружками или двумя банками пива на вынос. Впрочем, делать это будут неофициально, так как Минздрав Чехии не одобрил сотрудничества врачей и производителей пива.
Отечественные гарантии и льготы, предоставляемые донору и зафиксированные в проекте практически аналогичны временам Советского Союза.
В частности, в день медицинского обследования и дачи крови работник, являющийся донором, освобождается от работы в организации независимо от форм собственности и у физических лиц — работодателей с сохранением за ним средней заработной платы за этот день.
В случае, если по соглашению с работодателем работник, являющийся донором, в день дачи крови вышел на работу, ему предоставляется по его желанию другой день отдыха с сохранением за ним средней заработной платы.
После каждого дня дачи крови донору предоставляется дополнительный день отдыха с сохранением за ним средней заработной платы. Указанный день отдыха по желанию донора может быть присоединен к ежегодному отпуску или использован в течение года в любое другое время.
В день дачи крови донор обеспечивается бесплатным питанием, в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Вряд ли кто будет оспаривать справедливость вышеуказанных правил с моральной точки зрения. Однако с позиции делового человека — работодателя это наверняка вызовет некоторое недовольство и, зная это, многие потенциальные доноры попросту не будут рисковать хорошими отношениями с начальством.
Поэтому необходимо понятию донор вернуть, прежде всего, утерянное понятие престижности.
В современном отечественном бизнесе давно поняли, что продвижение невозможно без грамотных рекламных и пиар-кампаний. Пора и государственному сектору обратить на это внимание. Масштабная пропаганда донорства как дела именно благородного, а не только выгодного наверняка вызовет большой резонанс в обществе.
Сегодня подавляющее большинство граждан просто не знают ничего о процедуре донорства — и не утруждают себя поиском этой информации. Потому что это не их дело… Точечные выезды агитбригад в государственные учреждения уже не дают должного эффекта. И бюджетные деньги надо направлять в первую очередь не на повышение выплат донору, а на привлечение к проблеме общественного внимания. Новый законопроект предусматривает повышение платы за одну дозу сданной крови до двукратного месячного расчетного показателя, что составляет менее двух тысяч тенге. Подобная сумма явно не способна коренным образом изменить положение дел. Необходима параллельная информационная кампания в СМИ. По закону донором могут быть граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства в возрасте от 18 до 60 лет, прошедшие соответствующее медицинское обследование.
Если в частном секторе противоречия работник-работодатель являются сдерживающим фактором, то огромная армия студентов вполне может сгладить кризис в донорской сфере, одновременно получив надбавку к своей скромной стипендии. Если в госструктуре нет квалифицированных рекламных и пиар-менеджеров — достаточно объявить тендер среди уже многочисленных частных компаний на проведение акций по возрождению престижа института донорства. При разумном подходе всегда можно договориться с печатными и электронными коммерческими СМИ о значительных скидках. И не стоит забывать, что есть государственные масс-медиа, одной из задач которых является пропаганда стратегических задач страны.
P.S. О целебных свойствах крови люди узнали очень давно. Еще в древности кровь считали источником жизненной силы. Кровь давали пить тяжелобольным. Ее смешивали и пили в знак единства и согласия, ею скреплялись клятвы.
Впервые об успешном лечении кровью упоминается в рукописном грузинском лечебнике XI века. В XVI веке в Грузии для остановки кровотечения к ране прикладывали теплую свернувшуюся кровь коровы.
Первое в истории успешное переливание крови человеку было сделано в 1667 году во Франции. Профессор математики, философии и медицины Денис и хирург Эммерец перелили кровь ягненка душевнобольному юноше, сильно ослабевшему после кровопотери. И только в 1819 году впервые английский физиолог и акушер Бланделл перелил кровь от человека человеку. Он же предложил и первый в истории медицины аппарат для переливания крови.