Инкубатор может опустеть - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+17 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Инкубатор может опустеть

Инкубатор может опустеть

"Не верь, не бойся, не проси" - эту выстраданную истину взаимоотношений с "начальством", вполне вероятно, смогут вполне оценить алматинские предприниматели, которые в очередной раз столкнулись с обманом.

  • 24 Июля 2006
  • 1211
Фото - Caravan.kz

Они — верили. Сейчас — боятся и просят.
На днях группа предпринимателей Алматы провела пресс-конференцию, посвященную непростой ситуации, сложившейся вокруг городского бизнес-инкубатора.
Несколько лет назад, в соответствии с Концепцией развития промышленных зон в г. Алматы, решением городского акимата 31 мая 1999 года было создано Государственное Учреждение «Алматинский городской Бизнес-Инкубатор», получивший с баланса ГУВД г. Алматы старый, неиспользуемый на тот момент более трех лет имущественный комплекс бывшего ЛПУ (лечебно-профилактического учреждения для алкоголиков), впоследствии, — базы ОМОН, по ул. Новочеркасская 8А (ныне — ул. Булкышева 4Е), на праве оперативного управления.
На условиях тендера с предпринимателями, желавшими осуществлять производственную деятельность на территории этой новой промышленной зоны, акиматом с ГУ «АГБИ» были заключены Рамочные Соглашения, по которым и переданы для восстановления и последующего использования объекты коммунальной собственности, находящиеся в тот момент в крайне плачевном, практически разрушенном состоянии.
Инженерные сети и коммуникации переданных объектов находились в полной негодности, электроснабжение, теплоснабжение, водопровод и канализация, а также телефонная сеть были в аварийном состоянии, кровли зданий повсеместно протекали и требовали капитального ремонта либо полной замены. Ряд зданий из-за невозможности их дальнейшей эксплуатации даже были снесены.
Общемировая практика создания бизнес-инкубаторов, как рассказал президент Алматинской ассоциации предпринимателей В. Ямбаев, предполагает создание, особых, «тепличных» условий для субъектов малого и среднего бизнеса, только встающего на ноги. Однако в конце 90-х годов прошлого века государство им ничем помочь не могло, и поэтому предпринимателям АГБИ пришлось начинать свою деятельность в тяжелейших условиях. Все приходилось делать самим, за свои кровные деньги.
— Ну надо же соблюдать элементарные правила взаимодействия бизнеса и власти! — В. Ямбаев не выбирал выражений. — Была принята концепция развития малого и среднего бизнеса, люди государству поверили, работали, добились успеха. Сегодня принята новая концепция: развивать наукоемкие, технологичные производства. Очень хорошо — но почему нужно губить уже налаженный, приносящий доходы малый и средний бизнес? Который, кстати, в отличие от различных государственных программ, не берет у государства ни копейки, развивается сам! Я вообще отношусь к программам развития с участием государства с большой осторожностью. Часто это просто «кормушка» для бюрократов, распыление средств. Вспомните, как широко рекламировалась государственная программа импортозамещения. И что же? Где у нас теперь много импортных товаров заменили наши, казахстанские аналоги? Ничего подобного! Деньги ушли в песок. А вот бизнесмены из АГБИ сами, без господдержки добились многого, их товары идут даже на экспорт.
Тендерные условия в Рамочных соглашениях предполагали выполнение предпринимателями ряда весьма непростых условий, в их числе:
— наличие у арендатора инвестиционных возможностей (наличие собственного оборудования, денежных средств, возможности провести ремонт, перепланировку, подготовку помещений и организацию производства);
— возможность не позднее 3-х месяцев с момента заключения настоящего соглашения организовать и запустить производство на территории промышленной зоны АГБИ;
— перерегистрация в течение 2-х месяцев с момента заключения настоящего соглашения Арендатора в налоговых органах по месту дислокации промышленной зоны;
— создание не менее 6 рабочих мест, из которых не менее 30% из числа лиц, официально зарегистрированных безработными в районе дислокации Промышленной зоны;
— соблюдение правил компактного размещения и условий совместного функционирования производств (условий совместного проживания) на единой территории Промышленной зоны, участие в финансировании общедолевых расходов и участие в работе органов самоуправления.

И вот прошли годы — все обязательства арендаторов исполнены в полном объеме.
Сегодня на территории АГБИ работают 22 компании. Создано 500 постоянных и 230 временных рабочих мест. Общий объем инвестиций составил 538,7 миллионов тенге, из которых 498,7 миллионов — частные инвестиции компаний, размещенных в АГБИ. Общий объем налоговых платежей составил 208,5 миллионов тенге. Ежегодно выплачивается земельный налог в размере 950 000 тенге.
Здесь налажено производство швейных изделий, казахских народных музыкальных инструментов, украшений и сувениров, жалюзи, изделий из пластмассы, строительных материалов, полиграфических, столярных изделий, мебели, фармацевтических продуктов. Все предприятия осуществляют исключительно производственную деятельность, среди них нет торговых или посреднических фирм. Перепрофилирование на торгово-закупочную либо посредническую деятельность не осуществлялось. Активно внедряются новые технологии, расширяется ассортимент продукции.
Продукция и деятельность многих предприятий Промышленной зоны уже широко известны в Казахстане, странах ближнего и дальнего зарубежья, одним из ярких примеров являются продукты НВФ «Кызылмай», эксклюзивная копия знаменитого «Золотого человека», выпускаемая ТОО «Алко» по авторским свидетельствам на интеллектуальную собственность на модель и на изобретенный сплав, продукция компаний «КазИталФнурнитура», ТОО «Алтын и К», ТОО «Firm Kaz Centre» и других.
Компании ТОО «Компания КАРА» и ТОО «Каз-Диа-Тест» получили сертификат соответствия менеджмента международным стандартам ISO, ТОО «Шаншаров-фарм» и ИП «Калиулы» прошли подготовительную стадию внедрения стандартов и готовятся к сертификации.
Но в последнее время бизнесмены стали ощущать тревогу. Рост производства и развитие практически всех компаний существенно замедлились. Связанно это с тем, что компании не имеют в собственности занимаемые объекты. Бизнесмены опасаются увеличивать инвестиции в улучшение, расширение и модернизацию производства, созданию новых рабочих мест, потому что они остаются арендаторами, а не владельцами на территории АГБИ.
Хотя в заключенных Рамочных соглашениях было предусмотрено, в случае изменения действующего законодательства РК, в части предоставления арендатору права выкупа в собственность арендуемых площадей, государство было обязано продать арендатору занимаемые им площади по остаточной (балансовой) стоимости. Но государство, в лице акимата, не торопится выполнять эти соглашения. Ходят упорные слухи, что эту собственность могут передать совсем другим людям и организациям.
— Конечно, сегодня на эту территорию много желающих — когда она превращена в настоящую, развитую промышленную зону, со своей инфраструктурой, — с возмущением говорила на пресс-конференции исполнительный директор Алматинского Форума предпринимателей М. Палташева. — Но это будет вопиющей несправедливостью к людям, которые затратили годы и миллионы тенге, чтобы превратить по сути пустырь — в процветающий консорциум. Государство должно выполнять свои обещания, закрепленные в соглашениях.
Фактически, заявил на пресс-конференции директор бюро правовых исследований «Номос» В. Каратицкий, выполнив все условия по Рамочным соглашениям 1999-2002 годов, предприятия АГБИ прошли предварительные стадии приватизации и, в соответствии со ст.15,16 Закона РК «О приватизации», имеют право на прямую адресную продажу используемых ими объектов по их остаточной стоимости, как это закреплено в заключенных Рамочных соглашениях.
Однако, решение вопроса фактически «повисло в воздухе». Многочисленные письма, направляемые встревоженными бизнесменами в акимат Алматы, остаются без ответа.
Помимо того, существующие Договоры об аренде коммунальной собственности с Департаментом финансов со многими предприятиями до сих пор не перезаключены.
Ответа на индивидуальные обращения предпринимателей нет, уведомлений о новых расценках аренды — также не получено. Все это наводит предпринимателей на мысль, что в недрах властных структур затевается что-то для них очень неприятное…
Предприниматели, работающие на территории Алматинского городского бизнес-инкубатора, объединили свои усилия, финансовые, трудовые и иные ресурсы, и создали Консорциум «Казахстанда Жасалган». Они выдвинули новую бизнес — инициативу, которую хотели бы обсудить с руководством южной столицы.
Главное, что они ждут от местных властей — решение вопроса адресной приватизации путем выкупа по остаточной стоимости и передачи в собственность субъектам малого и среднего бизнеса, членам Консорциума «Казахстанда Жасалган», арендуемых ими объектов коммунальной собственности г.Алматы на территории ПЗМБ г.Алматы по их остаточной стоимости, в соответствии с нормами Рамочных соглашений 1999-2002 годов
— Мы хотим встретиться с руководством города, с Акимом, чтобы совместно работать на благо города и страны, — сказал председатель консорциума Булат Тургамбаев. — Мы не просим бесплатной приватизации, мы хотим выкупить по остаточной стоимости то, что нам принадлежит по праву, над чем мы трудились долгие годы. И именно поэтому, Консорциум «Казахстанда Жасалган», и обращается к Акиму города Алматы с открытым предложением о сотрудничестве в форме Консорциума с участием государственных и частных структур, на условиях, предусматривающих эффективную работу Промышленной Зоны Малого Бизнеса г.Алматы, развитие производства и его модернизацию.
Новая социальная инициатива Консорциума доведена до сведения местной власти.
Ответа нет…