Впереди сплошные перемены, и все они — к лучшему. По крайней мере, последние заявления акима на эту тему звучат убедительно, и самые разные программы, проекты, новшества провозглашаются очень уверенно.
Взглянув на южный мегаполис с высоты птичьего полета (жаль, не работает канатная дорога от Кок-Тобе — впрочем, не будем сразу о проблемах), можно увидеть, как изменился город за последние два-три года.
В чаше у подножья Заилийского Алатау рассыпались мелким бисером игрушки-новостройки из стекла и бетона. Вперемешку со старыми кварталами, увы, потерявшими зеленые зоны, вырастают новые, с чужой архитектурой.
Все больше магазинов, казино, ресторанов, кафе, вузов, мест отдыха и даже новых, пусть небольших производств. Огромные потоки автомобилей: кажется, они управляют людьми, а не люди ими. (Возразит только тот, кто не попадал в ежедневные пробки).
Конечно, город не спал и при предыдущем акиме. Но было впечатление, что все идет по накатанной. Теперь такое управление ощущается.
Особенно это заметно в строительстве. Одно из первых публичных заявлений акима Имангали Тасмагамбетова касалось хаотичной застройки, вредной для имиджа города и для сейсмобезопасности и экологии. Ход был точный. Твердо было заявлено, что в верхней части города высоток строиться не будет. Новый руководитель сразу тем самым привлек на свою сторону архитекторов и других представителей интеллигенции, простых горожан, особенно старожилов.
Презентация генерального плана на прошлой неделе тоже вызвала неподдельный интерес горожан. Во-первых, впервые так подробно и открыто рассказано о том, какой именно город будет строиться — открытый европейский и в то же время с сохранением национального колорита и уже существующего индивидуального облика.
Во-вторых, генплан может коснуться любой семьи. Грядут массовые сносы жилья, целые микрорайоны могут исчезнуть с лица городской земли, чтобы освободить место комфортному сейсмостойкому строительству.
Представление о географии такого сноса можно получить, посетив сайт акимата, в последнее время буквально нашпигованный самой разной информацией о работе и планах всех служб города, программах развития экс-столицы, которая должна стать финансовых и культурным центром.
Там генплан изложен полностью и даны схемы будущего строительства, так что на какие-то вопросы можно получить ответы. И все же полной ясности нет. Частично жилые кварталы, построенные в шестидесятые-восьмидесятые годы, будут капитально ремонтироваться, а какую-то часть снесут. С конкретными вопросами придется все же обращаться в департамент градостроительства. Учитывая, что заявлено о более открытой для граждан работе акимата и его подразделений, можно сделать такую попытку.
Планов громадье, похоже, не принесет вреда старому исторически сложившемуся городу. Так утверждают авторы генерального плана, в котором обещается реставрация тех кварталов и комплексов, которые представляют историко-культурную ценность. Это касается зданий конца девятнадцатого и начала двадцатого века, а также пятидесятых годов прошлого века. Некоторые из них получат статус заповедных территорий. А это значит, что никто из нуворишей не отхватит лакомый кусок для постройки жилья, офиса или ресторана. Продумываются даже условия для того, чтобы не закрывались привлекательные ландшафты и городские пейзажи.
О европейском городе заявлено неслучайно. Там на человека приходится по сорок в среднем квадратных метров жилья. У нас намерены догонять этот показатель, и уже к двадцатому году этого столетия (до этого срока будет действовать утвержденный генплан) среднюю обеспеченность жильем довести до двадцати двух квадратных метров на душу населения. Жилищный фонд увеличится до 27, 5 миллиона кв. метров, часть его будет муниципальным. Запланировано каждый год строить девяносто тысяч квадратных метров жилья для социально незащищенных.
Квартир будет больше, населения — тоже. Ожидается, что алмаатинцы перешагнут через пятнадцать лет двухмиллионный показатель. Это плохо, утверждают архитекторы. Еще в советские времена большая группа ученых и специалистов из Алматы, Москвы, Санкт-Петербурга провела здесь исследование. Одним из его выводов стала рекомендация об оптимальном числе жителей Алматы — не более восьмисот тысяч человек. И застраивать верхнюю часть города тогда совсем не планировалось. Слишком опасная зона — землетрясения, сели, оползни. Поэтому и было принято решение о развитии города-спутника Капчагае. Но скоро началась перестройка со всеми ее последствиями.
Сейчас полуторамиллионный город задыхается и от того, что непродуманным строительством перекрыта естественная циркуляция воздуха с гор, и от огромного числа транспорта. Более трехсот тысяч машин ежедневно заполняют улицы, рассчитанные на количество автомобилей, вдвое меньшее. Качество дорог катастрофически плохое, а строительство новых трасс и развязок не велось в городе с начала девяностых годов.
Но есть и хорошие новости. В этом году на капитальный ремонт выделено средств в десять раз больше, чем в прошлом, — вместо обычных 15 километров должны отремонтировать 150 километров. На эти цели направлено три миллиарда тенге. На днях была открыта наконец первая очередь развязки на улице Саяна-проспект Райимбека.
Пока возведена эстакадная часть транспортной развязки, полная сдача объекта состоится в июле.
Это более крупная развязка, чем первая, построенная в районе аэропорта. Ее особенность в том, что она сооружается по типу клеверного листа с полной развязкой всех транспортных потоков в три уровня. Пока это единственная подобная во всей Центральной Азии. Сейчас ежедневно работают около двухсот строителей, темпы ударные, так как возобновилось финансирование. В возведении развязки использовались японские и немецкие технологии. Ее стоимость шесть миллиардов двести миллионов тенге.
Скептики сомневаются, что при такой цене вопроса и таких низких темпах (строительство идет с 2001 года) можно построить восемнадцать развязок, как планируют власти. Но другого пути нет. Только многоярусные паркинги, метро, развязки и большая кольцевая дорога (БАКАД, полукольцом окружившая мегаполис) смогут решить транспортную проблему. А с ней и экологическую, ведь огромное скопление машин, пробки задымляют город, находящийся и без того в непродуваемом природном котловане.
Хватит ли в бюджете средств на все эти прелести цивилизации, сказать сложно. По-прежнему южная столица питает республиканский бюджет, оставляя в своем намного меньше финансов, чем требуется для развития такого большого города.
Возможно, говорят в акимате, для дорожного строительства и содержания автотрасс придется вводить кое-где платные дороги. Для строительства БАКАД, например, нужен один миллиард долларов инвестиций. Кредиты или заемы придется возвращать, поэтому возможно использование зарубежного опыта платных трасс.
В генплане провозглашается идея города-сада. Такая патетика у многих может вызвать только горькую усмешку. Сначала в Алматы и пригородах вырубили почти все уникальные яблоневые сады, сейчас говорят об «экологическом каркасе», зеленых пересекающихся коридорах — аллеях, бульварах, зонах отдыха. Когда все это будет восстановлено, выращено, нетрудно посчитать, взяв в качестве примера знаменитую рощу Баума, посаженную в конце прошлого века.
И все же планируется увеличить территорию природного комплекса до четырнадцати гектаров (сейчас она составляет только четыре), восстанавливать «легкие» как по периметру города, так и по берегу Большого алматинского канала.
В экологическом разделе обещано реорганизовать вредные технологии на промышленных предприятиях, перевести большую часть автомобильного транспорта на газ.
Кроме генерального плана строительства, много сейчас говорят о программе алматинских дворов, восстановления арычной системы и фонтанов, продажи земли с аукционов. К этим проектам уже приступили, хотя больших изменений пока не видно.
И все же команда акима правильно избрала путь прозрачности и информирования горожан. Хорошие планы и новости внушают оптимизм и доверие.
Поверив в перемены, обычный гражданин способен и собственный двор привести в порядок, и кредит ипотечный взять на строительство нового дома, и дерево посадить.
Ну и сына родить — на это генплан не нужен.