Программа принята. Как будем выполнять? - Караван
  • $ 513
  • 541.16
-3 °C
Алматы
2024 Год
29 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Программа принята. Как будем выполнять?

Программа принята. Как будем выполнять?

Попытки фрагментарного развития образования, предпринимаемые в течение последних десяти лет, не дали должного результата.

  • 1 Ноября 2004
  • 1288
Фото - Caravan.kz

Теперь все надеются, что ситуацию в целом изменит принятая государственная программа развития образования до 2010 года. Однако светлые головы утверждают, что программу мало принять, ее надо еще выполнить.
Поэтому в настоящее время педагогическая общественность занята как раз тем, что обсуждает, ищет, формулирует механизм ее выполнения. На кругло столе, прошедшем в южной столице, речь шла как раз об этом. Подобные обсуждения пройдут во всех городах Казахстана, почин же открыла Алматы.
Сегодня мало заявить идею, надо четко представлять, как она будет реализовываться, что повлечет за собой. Программа как модель уже создана. Теперь перед обществом стоит задача — создать соответствующую культурную среду.
Культурная среда — это люди, те самые исполнители-практики, которым предстоит жить и работать по новому документу до 2010 года. У них и решили спросить в первую очередь: как им видится программа в действии?
Директора школ говорили, что учебные заведения остро нуждаются в молодых, но грамотных педкадрах. Нужны педагоги-методисты, которые должны знать методику работы с шестилетками, поскольку новая программа ориентирована на двенадцатилетнее обучение.
К сожалению, до сих пор педвузы не готовят классных специалистов, администрации школ на местах приходится в течение двух лет переучивать выпускников высших учебных заведений. Чтобы реформа оказалась действенной, уже сегодня надо заменить педсостав в вузах, чтобы новые кадры могли обучить и подготовить новых учителей для школ.
Много нареканий и соответственно пожеланий звучало в адрес институтов повышения квалификации учителей. К сожалению, последние большей частью заняты тем, что занимаются проверками или приглашают авторов учебников, которые просто рассказывают педагогам о новинках и правилах пользования вновь выпущенной литературой.
Учителя в сельской местности говорят, что они не нуждаются в подобном «повышении», а если им и интересны такие встречи, то их нужно устраивать не чаще одного раза в пять лет. Но, если коснуться настоящего повышения профессионализма, то на самом деле ни один педагог не откажется принять участие в полезных семинарах и тренингах, которые действительно влияют на квалификацию. Увы, институты не могут их организовывать: не хватает людей, зарплаты низкие, нагрузки высокие. По закону курсы организуются из бюджетных средств один раз в пять лет. И поскольку бюджет скромный, то и курсы — никакие. Такой график работы и такое качество не дают нужного результата. Сегодня институты ради институтов никому не нужны. Ради учителей же по-настоящему ничего не делается. Поэтому, заявленное в программе реформирования поднятие статуса учителей, должно начаться с изменения статуса институтов повышения квалификации, чтобы те в свою очередь могли выполнять свою главную задачу: улучшать знания педагогов и поднимать их имидж.
Учителя настаивали, чтобы обновление методов и содержания курсов было отражено в официальных подзаконных актах, дабы их пожелания не остались словами.
Кроме того, сотрудники институтов должны получить хорошую зарплату, которой у них, так же как и у учителей, пока нет. И это тоже должно быть зафиксировано в актах, решениях, постановлениях. Иначе обещанное повышение статуса учителей останется не более чем фикцией. Они говорили, что если у нового документа не будет грамотных и многочисленных поддокументов, то он ничем не будет отличаться от прежних вариантов реформирования системы образования. Люди соберутся, поговорят, разойдутся, а школа будет продолжать умирать.
Любовь Дорожкина, сотрудник республиканского институт повышения квалификации учителей на столь резкие замечания присутствующих ответила, что система повышения профессионализма на самом деле в стране прекрасная, существует 70 лет, имеет солидный опыт работы с учителями всей страны. Структурно она так устроена, что позволяет охватить всю республику. Однако после хвалебной оды системе в целом, все-таки признала, что в последнее время были закрыты райметодкабинеты. Работа на местах ослабла. Сегодня они восстанавливаются, но не везде. В этом году были реанимированы четыре региональных центра повышения квалификации. Однако по-прежнему напряженным остается положение тех, кто приходит работать в эти центры. У людей низкие оклады, многочисленные командировки, большая интеллектуальная нагрузка.
В связи с чем, присутствующие на круглом столе чуть ли не хором просили, чтобы государство выделило средства на работу институтов. «Президент сказал, что в стране средства есть. Пусть их дадут работникам образования, чтобы те могли передать нужные знания учителям. Пусть эта проблема сдвинется с мертвой точки», — звучало рефреном многих выступлений.
В тон повышению статуса учителя звучали и выступления издателей новой учебной литературы. В частности Людмила Кирлинская из Шымкента, представляющая издательство «Шикула и К» была уверена в том, что если учителям дать в руки хорошие умные красивые книги, они справятся с задачей обучения и воспитания маленького человечка. Сегодня же книжный фонд бедный, книги написаны безграмотно, к учебникам нет игровых приложений, особенно для учеников младших классов.
В сельских школах давно «умерли» библиотеки. Учителя не знают, что такое самообразование, дети не в состоянии подготовить рефераты и доклады, потому как им негде взять нужную литературу. На селе нет библиотек, нет книжных магазинов, в продуктовых магазинных нет книжных лавок. В общем, информационный голод плюс полная разруха. Между тем издатели уверены, что именно книги должны прийти на помощь учителям, призванным заложить в детей высокие чувства любви, патриотизма. И если этого не сделать в младшем возрасте, потом этого уже не сделаешь никогда. Ничего не получится. Физиология. Психология…
В то время как издатели кричали о бедственном положении книжного фонда в сельских школах, Галина Михайловна Самотокина, директор городского института повышения квалификации учителей города Алматы говорила о том, что на третьем съезде учителей президент страны лично разрешил использовать для обучения любые книги. Он сказал, что в школы должны прийти самые лучшие учебники. Что странно: вчера школы нещадно долбали за учебники не отечественного производства, сегодня эти книги называют красиво «альтернативными», и они официально разрешены по всему Казахстану. Учителя громко радуются этому, но продолжают тихо ругаться. Им жалко детей, которым пришлось учиться только по отечественным «произведениям сумасшедших искусств». Учебниками их можно назвать только с большой натяжкой…
На что еще обращали внимание собравшиеся? В Алматы сегодня две школы перешли на эксперимент по полиязычью: 40 — с казахским языком обучения и 34 — с русским. Однако о каком эксперименте преподавания предметов на трех языках может идти речь, если в лингвистических гимназиях города, где преподавание идет на иностранном языке со второго класса по одиннадцатый включительно, уже на параллели пятых классов отсутствуют учителя предметники, которые могли бы преподавать те или иные предметы на иностранном языке?
«Дайте нам учителей, владеющих языком и знающих физику, математику, литературу»! — просили директора школ с немецким, французским и английским уклонами. Однако, что значит «дайте», если их в стране не готовят? Тогда не совсем понятно, как будет выполняться программа перехода школ (всех школ, не только гимназий) на три языка…
И последнее — легендарная двенадцатилетка, узаконенная программой развития образования до 2010 года. На обсуждении программы присутствовали учителя, которые уже несколько лет работают по программе двенадцати лет, то есть с шестилетками. Они делились опытом преподавания, говорили, что дети однозначно все готовы приступить к обучению в шестилетнем возрасте. Однако если дети готовы к эксперименту, то школы — нет. До сих пор нет стандартов образования для этих классов, и как заметили разработчики этой программы, так же присутствующие на круглом столе, такой эксперимент без стандартов, проводимый ради эксперимента, на самом деле не представляет научной ценности. Учебники для шестилеток — в стадии разработки, то есть дети по ним уже занимаются, и они тут же по ходу корректируются, по ходу перестраиваются школы под нужды самых маленьких учеников, по ходу учителя отрабатывают новые навыки и умения. Между тем программа утвердила двенадцатилетку и ее придется выполнять любой ценой. В связи с чем звучали и такие мнения как: а не слишком ли высока эта цена?
К сожалению, ответ на этот вопрос опять упирается в тему, которая уже не подлежит обсуждению. Программа принята. Ее надо выполнять.