Феликс Кулов получил в Москве "добро" "мочить" президента? - Караван
  • $ 481.84
  • 531.33
+12 °C
Алматы
2024 Год
5 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Феликс Кулов получил в Москве "добро" "мочить" президента?

Феликс Кулов получил в Москве "добро" "мочить" президента?

Экс-премьер Киргизии заявил о своем уходе в оппозицию. А это означает, что в стране опять … революционная ситуация.

  • 15 Февраля 2007
  • 2288
Фото - Caravan.kz

Нет, не скучная все-таки страна Киргизия! Страна, где все пятнадцать лет независимости политики экспериментируют над своим народом и Отечеством: то «островок демократии» создают, то революции с ночными погромами устраивают; то нерушимые политические тандемы объявляют, а то недавние союзники друг дружку «сдают» и «не мужиками» обзывают… Впрочем, обо всем по порядку.
После того, как президент Курманбек Бакиев избавился от своего главного политического соперника и Феликса Кулова «ушли» с поста премьер-министра, последний в сердцах заявил, что президент «не держит свое мужское слово» и… уехал в Москву, пообещав, что, вернувшись, — обязательно скажет на публике свое (надо полагать, твердое мужское) слово…
Итак, вот текст заявления, которое Кулов сделал в среду перед широкой общественностью:
«После ухода с должности премьер-министра у меня было время для встреч, обмена мнениями, проведения консультаций. Откровенно скажу, вместе со словами поддержки мне пришлось выслушать и немало критики в свой адрес. В чем-то согласен, но об этом несколько позже.
Мне неоднократно говорили, предупреждали, что мой партнер по тандему ждет удобного случая, чтобы избавиться от меня. Я старался не думать об этом. Проще говоря, отмахивался от таких мыслей. Работать, постоянно ожидая удара в спину, — не дело, и, даже зная, что — это правда, нельзя было на этом замыкаться. Тем более что для меня такие понятия, как мужское слово, слово чести, — не пустой звук и не какой-нибудь тактический ход в политической борьбе. Уверен, что подобное понимание было правильно воспринято народом. Потому что общество устало от дворцовых интриг, необязательности, пустословия, обмана. Было необходимо показать народу, что политики могут честно и открыто объединять свои силы на благо всей страны, а не какого-нибудь семейного клана.
Покидая свой пост, я испытывал двойственное чувство. С одной стороны, была брезгливость от того, что вновь пришлось столкнуться с обманом, нечестностью, подлостью. А с другой, как это ни покажется парадоксальным, испытал чувство облегчения. Потому что хоть и таким путем, но удалось наконец-то избавиться от необходимости иметь личные контакты и деловые отношения с теми, для кого предательство и торговля своей совестью — норма жизни.
Можно было бы не говорить о своих чувствах, не выносить на публику то, что касается двух людей. Однако в данном случае напрямую затрагиваются интересы моих избирателей, число которых достаточно значительное, чтобы их можно было бы игнорировать. Голосуя за Бакиева, они, прежде всего, голосовали за тандем. И на встречах мне об этом постоянно и прямо говорилось. Люди на меня возлагали большие надежды. К сожалению, в полной мере я их не смог оправдать. Я видел, как набирает силу порочная схема управления. Видел, что создается система, которая подминает под себя все. Безусловно, где мог, пытался противодействовать. К сожалению, не всегда успешно, так как наталкивался на скрытное и мощное сопротивление. И даже решения правительства не помогали».

Далее экс-премьер объяснил, почему он вынужден был делать непопулярные шаги, как то — ратовать за вступление страны в программу ХИПИК и т.п.
«Теперь о самом главном. На всех последних встречах мне обязательно задавали один и тот же вопрос: что же я буду делать дальше, чем заниматься, останусь ли в политике, уйду ли в оппозицию? Буду предельно откровенен, большого желания разгребать грязь в политике у меня не было и нет, но в сложившейся ситуации вопрос не в том, хочу или не хочу, могу или не могу. Я попросту вынужден и обязан бороться с теми реальными угрозами, которые, если им не противостоять, могут привести страну к катастрофе.
Речь идет, прежде всего, о том, что в стране определенной кучкой лиц осуществляется захват чужой собственности, в т.ч. государственной; происходит сознательное разделение людей по региональным признакам, что особенно заметно на уровне политической элиты. Большинство каналов телевидения уже перешло под контроль людей, приближенных к одной семье. Поэтому не стоит удивляться, если мое сегодняшнее выступление не будет транслироваться по многим телевизионным каналам. Вновь поднимает голову криминал. Хуже того, криминализируются власть и политика. Вновь раздаются угрозы, начались преследования людей, которые не согласны с так называемой «руководящей линией». Мною получена информация о готовящихся покушениях на людей из моего окружения.
Еще раз хочу повторить: в подобной ситуации я не могу и не буду сторонним наблюдателем. Поэтому мною принято решение не замыкаться в рамках только одной политической партии «Ар-Намыс» (партия Куловаавт.), а объединить и возглавить разрозненные, но близкие по духу общественно-политические силы, те, которые хотят кардинальных позитивных перемен, кто желает работать на благо всего общества, а не прислуживать отдельным лицам или политическим группировкам.
Но было бы честным предупредить: тот, кто сегодня пойдет за мной, пусть будет готов к тому, что в действующей власти есть люди, способные на любую подлость. Я уже не говорю о том, что против нас могут быть запущены самые грязные политические технологии. Одним словом, это не просто позиционирование себя в оппозиции, это позиционирование себя в качестве противника тому, против чего выступают все порядочные люди. Я принял для себя решение и надеюсь на понимание и поддержку тех, кто мне верит и готов к совместной политической деятельности»
.
Вот такое заявление сделал Феликс Кулов. Мы приводим его почти полностью, так как люди не только в Киргизии, но и за ее пределами (соседи, в первую очередь) должны знать: спокойной жизни в стране ожидать не приходится. Ну, то есть все здесь развивается по сценарию банановых республик, где революции и перевороты — часть национальной жизни и случаются раз в год, а то и чаще.
Вопрос — зачем Кулов ездил в Москву? — теперь не стоит. Сначала поговаривали, что он может быть назначен послом Киргизии в Российской Федерации, а в Белокаменную — поехал де консультироваться. Однако нынче ясно, что это были за консультации. Ибо без благословения с «самого верху» подобных заявлений бы не прозвучало.
Конечно, выступление про «мужское слово и слово чести», которые для экс-премьера «не пустой звук» — это очень эффектно и пафосно. Вот только непонятно, почему Кулов вспомнил об этом тогда, когда его «ушли» с высокой должности? А что он сам — ничего не видел, не слышал, не понимал, что происходит в стране?!
Или вот Феликс Шаршенбаевич говорит о своих избирателях, которые, по словам оратора, голосуя в свое время за Бакиева на выборах — голосовали по сути за их тандем… Но ведь это только часть правды. Ибо сам же Феликс Кулов весной-летом 2005 года и «кинул» своих избирателей, — когда сначала принял решение выдвигать свою кандидатуру на выборах президента страны, а потом вдруг снял ее — во имя, как он тогда заявлял, мира и стабильности, во имя тандема (хотя и тогда еще противники Кулова говорили, что он попросту испугался экзамена по госязыку, который знает неважно).
Как бы то ни было, но Феликс Шаршенбаевич в тот переломный для общества момент обманул не только своих избирателей, но и многих серьезных людей — не только внутри страны, но и за ее пределами: тех, кто на него, как говорится, поставил.
Вообще-то Кулову не привыкать брать публику на понт — харизмы у него не отнимешь. И про чувство брезгливости от обмана и подлости, которые являются нормой в высших эшелонах власти, — хорошо ввернул… Такие чувства к киргизским правителям любой порядочный человек испытывает.
Вот только переигрывает Кулов или, если хотите, наступает на одни и те же грабли. Ведь схожее обвинение действующему режиму уже однажды звучало из его уст. Только тогда в стране правил не Курманбек Бакиев, а Аскар Акаев.
В то время, пребывая в кресле мэра Бишкека (которое опять же стало под ним сильно шататься), Кулов и пошел на прямой конфликт с человеком, который привел его в большую политику. За что и поплатился: против него быстренько состряпали уголовное дело и отправили на нары. И именно там, четыре с половиной года, «Железный Феликс» набирал свой политический авторитет, получил «звание» — узника совести №1 в стране.
Ряд экспертов, кстати, уже высказал предположение, что подобная участь может ожидать Кулова и при нынешней власти. Но… в конце концов это его личное дело, он сам выбирает свою судьбу. Однако имеет ли он право звать за собой на борьбу «порядочных людей»?!
В том числе тех, кто вновь помогал ему вернуться в большую политику и кого он сам же и «сдал» — во имя, так сказать, тандема с президентом…
Конечно, лидеры нынешней оппозиции воспряли духом после заявления Кулова. И то: президент прижал-таки им хвост. Так, Омурбек Текебаев признал, что уход Кулова в оппозицию может изменить расстановку политических сил в стране, и что его партия «Ата Мекен» готова объединиться с куловской «Ар-Намыс»…
Депутат парламента Мелис Эшимканов радостно сообщил, что Кулов своим заявлением реабилитировал себя в глазах оппозиции… Что-то эти господа быстро запамятовали, как в ноябре 2006 года они, лидеры движения «За реформы!» и их сторонники, стояли перед воротами здешнего «белого дома» и — поддержи их Кулов в тот момент (на что оппозиция и рассчитывала) — Курманбека Бакиева уже не было бы в президентах, а страна получала реальный шанс стать парламентской республикой. Но тогда Кулов опять принял сторону главы государства.
И вот сегодня он вдруг «прозрел»?!
«Железному Феликсу» следовало бы признать одно: его переиграли по всем статьям. Да, это сделал его бывший союзник по политическому тандему. Но таковы «правила» большой азиатской политики, и ни о каком мужском слове, чести и других, так сказать, высоких материях — тут не может быть речи по определению.
Меня лично не впечатляет речь экс-премьера. Мне ближе принципиальность его бывшего соратника и друга (одного, к слову, из тех, кого сам Кулов — кинул, и кто помогал ему на зоне) — Алмазбека Атамбаева, который добровольно покинул свой министерский пост в правительстве Кулова, именно из-за политики «двойного дна» своего шефа.
В интервью одному из агентств Атамбаев так прокомментировал пафосную речь Кулова: «Оппозиция — это широкое поле. Оно никем не приватизировано, и каждый желающий может в нее войти. Другое дело, что многие, перед тем как принять решение уйти в оппозицию, дожидаются того, пока их не выпнут с какого-нибудь поста. Я считаю, если ты с чем-то не согласен, можно не ждать пока с тобой распрощаются…Слова Кулова очень красивые. Но возникает вопрос: интересно, если бы Кулова утвердил парламент, стал бы он говорить такие слова. Или спокойно продолжал работать?».
А вот это — принципиально, это — объективно. Проигрывать надо уметь достойно: молча, по-мужски… И вот этого-то и не произошло. Худо-бедно, при какой-никакой власти, но в обществе наметилось хоть какое-то спокойствие. А теперь страну опять готовы поднять на дыбу…

Фото с сайта http://ej.ru