Сезон охоты на врачей открыт? - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Сезон охоты на врачей открыт?

Сезон охоты на врачей открыт?

Недавно министр здравоохранения Ерболат Досаев озвучил, пожалуй, самое популистское из всех своих заявлений: мол, отныне врачи будут отвечать за свои ошибки деньгами из собственного кармана.

  • 29 Июня 2006
  • 1028
Фото - Caravan.kz

Для этого парламентарии должны будут внести соответствующие поправки в административный кодекс. Как говорится, одна рука не ведает, что творит другая.
С одной стороны, медикам обещают повысить с будущего года заработную плату, сделав ее сравнимой с окладами чиновников, придумывающих подобные законы. Например, по заявлению министра Досаева, оклад врача составит что-то около 75 тысяч тенге, медсестер — не менее 45-50 тысяч.
С другой, пытаются оплатить промахи и недочеты медиков из их же кармана. Казалось бы, есть повод радоваться пациентам. Только вот победа какая-то пиррова получается.
Сколько уже было сказано о том, что ни один врач никогда не отвечал за свои врачебные ошибки. Например, потому что нет такого закона, который бы четко расписал права пациентов и обязанности врачей.
Ведь раньше в любом спорном случае и тот и другой вспоминали только о пресловутой клятве Гиппократа, которая особо ни к чему не обязывает. Помнится, некоторые из наших врачей даже отмечали, что не принимали никакой клятвы Гиппократа.
Однако последнее высказывание министра здравоохранения позволит врачам окончательно забыть о ней. Или расстаться с профессией. Правда, министр здравоохранения уверен, что таким образом можно искоренить непрофессионализм среди врачей.
Представьте себе, что в приемное отделение больницы привезут старика с инфарктом миокарда или, скажем, ребенка, пострадавшего в ДТП, который находится в тяжелой коме? О чем подумает врач в первую очередь, если прогноз жизни или смерти окажется явно не в пользу жизни? О клятве Гиппократа? Или о материальной выплате родственникам пациента в случае летального исхода?
Конечно, помощь будет оказана. Но кто подумал о том, что врач, получающий 20 тысяч тенге в месяц, завтра будет бит по рукам и за ошибки, которые при желании всегда в его работе можно найти?
Министр на заседании перед сенаторами, правда, цифр никаких озвучивать не стал. Попросту их не оказалось под рукой. Но при желании всегда ведь можно что-то придумать.
Профессия врача станет сродни профессии сапера, который, как известно, ошибается единожды. Как тут не вспомнить про западный опыт. Например, в США, ошибки медицинских работников оплачиваются из специального страхового фонда, в который они ежемесячно отчисляют средства. При этом и клятва Гиппократа выполняется, и врач защищен.
Кто-то может упрекнуть меня в том, что создание такого страхового фонда позволит казахстанским врачам работать спустя рукава. Однако в той же Америке повторное наступление подобного страхового случая может стоить недобросовестному врачу работы и потери профессиональной репутации.
Согласитесь, что это наказание гораздо страшнее того, о котором говорил министр Досаев. Я это к тому, что возмещение материального ущерба из кармана врача не решит давней проблемы взаимоотношений с пациентом. А напротив — ее усугубит. Ведь минимальный размер наказания для рядового медика составит чуть выше пяти тысяч тенге, для главврачей и заведующих отделениями штрафы будут куда выше — от 10 минимальных расчетных показателей.
Допустим, эта мера будет принята как руководство к действию. Представьте себе, какое количество жалоб польется потоком в минздрав и судебные инстанции. Ведь всегда найдутся те, кто захочет поживиться, пусть даже на своей беде.
Тут никакие комиссии по контролю за качеством медицинских услуг и протоколы лечения не помогут.
К слову сказать, протоколы — своеобразные алгоритмы действия врача при той или иной болезни — уже вводятся в обиход. И тоже имеют массу нареканий со стороны медработников, поскольку напрочь лишают его творческой инициативы. Например, исход для больного с тяжелой травмой ноги может быть разным: либо врач попытается спасти ногу, рискуя развитием осложнений, либо просто ампутирует ее, «подогнав» показания к ампутации под протоколы лечения. Принимаемая мера ответственности врача подвигнет его к самому легкому и безобидному для него решению.
Уже сегодня комиссии по контролю за качеством медицинских услуг задыхаются от претензий со стороны пациентов. А тут еще и денежный вопрос, который усилит недовольство системой здравоохранения в стране и вызовет взаимное недоверие между больным и лечащим врачом.
По сути, подобная мера не оградит нас от бездушного и порой механистичного отношения эскулапа, особенно когда над ним будет висеть дамоклов меч наказания.
Государство решило в очередной раз переложить обязанности по обеспечению конституционных прав человека на жизнь и здоровье на плечи рядовых медработников. Тем самым, ставя последних перед дилеммой: спасти жизнь человека или свою собственную…