Города автозаправок, заборов и свалок - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Города автозаправок, заборов и свалок

Города автозаправок, заборов и свалок

В Шымкенте строительный бум. Даже бывающие у нас проездом жители столиц не перестают удивляться тому, как быстро меняется облик города.

  • 23 Июня 2006
  • 1036
Фото - Caravan.kz

Р-раз, и на том месте где колосилась трава и давали тень деревья — очередное бетонно-алюкобондное чудо архитектуры весело играет в лучах южного солнца.
Но ранее все этих чудес появляются заборы, огораживающие участки сгубленной зелени. По количеству и протяженности заборов Шымкент может претендовать на рекорд Гиннеса. Ну, скажите, где еще практически непрерывный забор может тянуться почти через весь городской квартал?
Вообще, стройки положено ограждать заборами, это цивилизованно, да и воровства будет поменьше. Но, почему-то, заборы эти порой «запрыгивают» намного дальше отведенных стройплощадок. Намеренно или случайно многие заборы придорожных строек ставятся впритык к дорожным бордюрам, вынуждая пешеходов обходить их. В лучшем случае по краю проезжей части, а в худшем, и выходя на ее середину, обходя, попутно и впритык припаркованные автомобили (ну не по крышам же их ходить!).
Таким образом, обычная пешая прогулка в городе, становиться занятием, сопряженным с риском для жизни даже нормального взрослого человека, не говоря уже об инвалидах, молодых мамах с колясками и маленьких детях.
И никто у нас не подсчитывает, косвенной причиной скольких трагедий являются заборы, перегораживающие земли общего пользования.
Тротуар в Шымкенте, больше чем тротуар
В Шымкенте редко встретишь такой тротуар, который бы являлся чисто пешеходной зоной. Тротуар у нас, это и место парковки автомобилей, и полоса предназначенная для объезда дорожных пробок, и торговая площадка, и точка общепита, обязательно с мангалом создающим солидную дымовую завесу, и удобная площадка для хранения и перемешивания стройматериалов типа щебня, песка и цемента (лопатами, при сильном ветре в сторону пешеходов), и резиденция многочисленных попрошаек.
Принцип «общее, значит, ничье», усвоенный нами во вчера советской власти, пустил глубокие корни и в наше капиталистическое сегодня. Тротуар — земля ничейная, значит, что хотим там, то и воротим. Хотим — захватываем, хотим — обгаживаем. А на громкие обещания городских властей разобраться, можно наплевать с высокой колокольни. Обещаниям этим, озвученным ни одним официальным лицом, «в обед сто лет».
А воз, и ныне там. То есть здесь. Вот и приходится, гуляя с ребенком по городу, крепко держать его за руку.
Так как, никогда не предскажешь, из-за какого, огороженного трехметровым глухим забором, проулка выскочит местный «шумахер на феррари».
Мне известны случаи, когда дети гибли под колесами автомобилей во внутриквартальном пространстве.
По окончанию строек и перестроек, большинство «хамских» заборов никуда не исчезают со своего места, а просто превращаются из временных в капитальные. Нововозведенные бетонные стены или кованые решетки, вообще непонятно что и от кого охраняют?
Созданные в советское время фонтаны или аллеи , места, где мы свободно гуляли в детстве вдруг, оказываются за забором чьей-то собственности. И опять непонятно, за какие такие заслуги земли всегда бывшие общими и чудом, уцелевшие в тяжелые времена, передаются в эксклюзивное пользование горстке людей? Ведь создавалось это все не ими и не для них одних!
Другой бедой шымкентских пешеходов стали многочисленные автомойки и заправки. Каждой из них требуется как минимум два подъезда. Естественно, что подъезды эти пересекают в лучшем случае тротуары, а в худшем, строятся прямо на тротуарах. Учитывая количество таких объектов в городе, а также что сооружением проезжих частей поперек «ничейных» тротуаров занимаются также кафе, стоянки и магазины, можно сказать, что грань между пешеходной и проезжей частью у нас давно стерлась.
Пространства, пространства!
Тоскливо, когда взгляд все время упирается в заборы, стены и свалки мусора возле них. Опять же, проблема ничейных земель. Если их не захватывают, так загаживают. В любое время года, чем попало. Все кому не лень, а точнее лень — донести мусор до положенного места. Проще выкинуть его за забор, и не надо никуда ходить.
Да и сами «положенные» места у нас могут кочевать по ничейным землям, как им вздумается. Стоит ровная контейнерная площадка на ничьей земле, и вдруг, оказывается, что земля то уже чья-то. Хозяин такого соседства не терпит, и вот уже она кривая стоит в другом месте, но и там не прижилась, обретя свой новый приют прямо поперек дороги, по которой детки идут в казахскую школу, с музыкальным уклоном, заметьте!
Вот такой вот ужастик. В Голливуде — ходячие мертвецы, а у нас — прыгающие помойки, что пострашнее будет.
Стоит ли потом удивляться что сознание некоторых жителей города, особенно молодых, напоминает наши улицы? Куча комплексов и психологических барьеров, понаставленных неизвестно кем и зачем. Глухие стены религиозных табу и завышенных самооценок, через которые трудно пробиться здравой мысли.
Зато рождающиеся на «свалках ничейных зон» мыслишки могут неожиданно выскакивать из темных закоулков.
Часто, задержанные после совершения преступления люди, в свое оправдание говорят одну и ту же фразу: «Не знаю, что на меня нашло». А то и нашло. Вспоминаются слова Артемия Лебедева: «Та среда, в которой вырастают люди, формирует сознание лучше любой школы. С раннего детства неокрепший мозг наблюдает за окружающей средой. Вокруг человека открывается целый мир, созданный теми, кто жил до него».
Среда формирует сознание, а сознание изменяет среду. Вырвемся ли мы из этого замкнутого круга?
Будет ли Шымкент городом парков, зеленых улиц и фонтанов, или городом заборов, свалок и стоянок?
И еще раз об обещаниях разобраться. Вообще, борьба со стихийными застройками и свалками у нас в городе ведется не один год. Проводятся рейды, наказываются виновные. Возможно, не ведись она, картина была бы еще хуже. Но, видно, неравная эта борьба…