Хохшуле или Университет? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Хохшуле или Университет?

Хохшуле или Университет?

Часть 1.

  • 8 Июня 2006
  • 8503
Фото - Caravan.kz

Советская система образования от 11-летней школы до ПТУ, института и университета знакома каждому. И даже сейчас, через 15 лет после распада «могучего» СССР у нас есть определенные ожидания от и представления, скажем, об университетах Москвы или Львова.
Вряд ли с тех далеких времен что-то кардинально изменилось. А вот сможем ли мы так же оценить образовательную систему Германии? Скажем, провести параллель между нашим университетским образованием и немецким?
Или на 100% утверждать, что немецкая фах-хохшуле — это наше ПТУ (такое мнение зачастую можно встретить на образовательных форумах)?
Не думаю, что здесь стоит проводить параллели или искать сходства. Они есть только в названиях, а вот различий множество.
Как же выбрать ВУЗ, который нужен именно вам, перед тем, как отправляться за знаниями? Провести очередное маркетинговое исследование: критически и объективно оценить образовательный рынок Германии, составить свой топ-лист, а уже потом прилагать все усилия, чтобы попасть в число счастливых студентов. Или же параллельно оценить свои возможности, соответственно которым и выбирать — чем не альтернатива. Так или иначе, давайте посмотрим на основные составляющие.
Цифры, цифры
В Федеративной республике Германия 16 административно-территориальных единиц, по-немецки, земель (bundeslaender). На их территории находятся более 300 университетов, профессиональных и технических высших школ, которые предлагают учебные программы более чем по 400 специальностям.
Среди стран, наиболее привлекательных для учащихся из-за рубежа, Германия занимает третье место (после США и Великобритании). За последние 25 лет количество иностранных студентов и аспирантов в ФРГ увеличилось в 4 раза, что может говорить только об одном — перспективе и растущем престиже.
И не только извне. Германское правительство также прилагает множество усилий для привлечения иностранных студентов, а также активно развивает межвузовское партнёрство.
Зная все это, непременно хочется попытать счастья за границей и получить достойные знания и диплом международного образца. Тем более, что для казахстанских студентов это не так трудно. Отношения наших двух стран укрепляются, а значит и перспективы расширяются.
Наши страны являются партнерами более 15 лет. После обретения республикой независимости, уже в первые месяцы были установлены дипломатические отношения с ФРГ. И за последнее десятилетие отношения перешли в активную фазу, регулярно подпитываясь экономическими и культурными контактами.
На основании Соглашения между Министерством образования Республики Казахстан и Германской службой академических обменов (DAAD) об отправке стипендиатов Правительства Казахстан в высшие учебные заведения Германии по программе «Болашак», DAAD обеспечивает администрирование программы «Болашак» на территории ФРГ. За 10 лет в вузах Германии по стипендии «Болашак» прошли обучение 118 граждан РК.
DAAD — организация, объединяющая 230 немецких высших учебных заведений и способствующая развитию академических отношений за рубежом, прежде всего посредством обмена студентами и учеными.
Представительство DAAD в Казахстане при поддержке Посольства ФРГ в РК ежегодно проводит конкурс на образовательные и научные стипендии. С 1990 по 2003 года по стипендии DAAD в вузах ФРГ прошли обучение и научную стажировку 430 человек.
«Количество заявлений каждый год, конечно, разное, в среднем 260-270 анкет. На счет популярности и востребованности тех или иных ВУЗов сказать однозначно не могу, ведь выбор ВУЗа студенты делают сами. Но предпочтения отдают крупным городам. Думают, что там уровень обучения выше, но это не всегда так, — объясняет Ирина Коденцева, сотрудник Информационного центра DAAD в Алматы. — Университет или хохшуле, для наших студентов обычно не имеет значения. Очень мало подают документов по техническим специальностям, но это в основном из-за отсутствия знания немецкого или английского языков».
ВУЗы бывают разные
В Германии существуют разные типы высших учебных заведений: университеты, технические университеты и вузы типа гезамт-хохшуле (Gesamt Hochschule) и фах-хохшуле (Fachhochschule).
Самые крупные западногерманские университеты и технические университеты находятся в Мюнхене, Кельне, Мюнстере, Гейдельберге, Гамбурге. Из восточногерманских университетов можно отметить технический университет Фрайберга, Университет Грайфвольда и Университет им. Гумбольдта в Берлине, Технический университет в Дрездене.
Не стоит также больше делить ВУЗы на восточногерманские и западногерманские, подразумевая, что восточногерманские хуже. Техническое оснащение ВУЗа никак на качестве образования не отражается, ведь стандарты в Германии одни. А в последнее время после объединения в Восточную Германию вливают немало финансов, и зачастую может случиться так, что слишком много — некоторые ВУЗы технически оснащены лучше, чем их западногерманские братья.
Принципиальной разницы между университетом и техническим университетом нет. Понятие «технический университет» появилось в Германии недавно. Раньше эти заведения назывались «политехнические институты», в которых студенты изучали преимущественно инженерные и естественные науки. В какой-то момент в них стали открываться новые факультеты, что и послужило причиной переименования.
Те студенты, которые хотят получить не столько теоретические знания, сколько практические навыки по выбранной специальности, могут поступить в вуз типа фах-хохшуле (Fachhochschule). Пять крупнейших фах-хохшуле находятся в Кельне, Мюнхене, Гамбурге, Аахене, земле Райнланд-Пфальц.
Фах-хохшуле готовят студентов-практиков, специалистов прикладных наук (инженерные науки, экономика, агрономия и так далее). Хотя студенты изучают также и предметы по университетской программе, упор больше делается на практику. Во время обучения студенты работают над проектами, обсуждают конкретные ситуации из реальной жизни, а в дипломных работах обычно анализируют задачи из собственной производственной практики (пишут дипломную работу вместе с каким-нибудь предприятием, анализируя те или иные проблемы, а не в библиотеках, питаясь исключительно теорией).
Еще в Германии есть объединенные высшие школы (Gesamt Hochschule). Они представляют собой своеобразный микс из всех типов вузов. Самых крупных гезамт-хохшуле в Германии два: в земле Эссен и в Северной Рейн-Вестфалии — оба по уровню преподавания не уступают обычным университетам.
Промежуточные итоги
Каковы же промежуточные итоги можно подвести на этом качественно-количественном уровне исследования?
Со стороны Казахстана: прочность экономических и политических отношений проверена временем. Обе стороны взаимодействуют достаточно активно в плане упрочнения связей и создания общих проектов. Контакты устанавливаются не только на высшем государственном уровне, немецкие компании и совместные предприятия успешно работают на территории двух государств.
Больше того, обе стороны заинтересованы в успешном продолжении сотрудничества и растят собственные кадры, развивая программы обмена специалистами и партнерства. Наши студенты заканчивают бакалавриат, а уж потом (большинство) едут через программы «Болашак» и «DAAD» в Германию получить второе высшее, совершенствоваться, писать научные работы, чтобы потом применять знания на родине. По словам работников бюро DAAD в Алматы, студенты после учебы возвращаются в страну, потому что видят свои перспективы.
Со стороны Германии: перед нами совершенно другая система высшего образования, сложившаяся за многие сотни лет, одна из древнейших в мире, со своими университетскими традициями и канонами, но которая к тому же на данном этапе находится в стадии глубокого реформирования (Болонский процесс, не решен вопрос с платнымусловно бесплатным образованием (studenten gebuehren).
В ценности немецкого диплома и качестве знаний никто не сомневается, однако прежде чем начинать писать письма и заполнять всевозможные анкеты, нужно исследовать рынок и послушать советы тех, кто уже получил немецкий диплом или находится на учебе в Германии, кто может подсказать и предостеречь.
Ведь, как известно, знания и отличный диплом — это две разные вещи. Не всегда, будучи гением, можно получать одни только единицы (высшая оценка в Германии). Зачастую хорошее знание механизма, как функционирует система, — солидное дополнение.
О механизмах и ключиках их открывающих — я расскажу во второй части.
Справка
Болонский Процесс
Болонским процессом с 1999 года, — года подписания Болонской декларации министрами образования 29 европейских государств, — стали именовать движение, цель которого заключается в «гармонизации» систем образования, прежде всего высшего, стран Европы.
Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять все лучшее, что есть у партнеров — за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы.
В результате единая Европа приобретет большую привлекательность на мировом «образовательном рынке».
Для обеспечения «гармонизации» системы высшего образования должны стать «прозрачными», максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат — магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и так далее.

Продолжение следует.