Большие цели малого бизнеса - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Большие цели малого бизнеса

Большие цели малого бизнеса

Предпринимательская общественность активно обсуждает пути реализации вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных экономик мира.

  • 7 Июня 2006
  • 1397
Фото - Caravan.kz

Судя по взглядам отечественным предпринимателей, пути достижения этой цели практически совпадают с теми мерами, которые необходимы для развития малого и среднего бизнеса.
Бизнес-сообщество лоббирует свои взгляды (они же и интересы) на эту проблему очень активно. Сначала об этом говорилось на специальной конференции, проведенной недавно в Алматы Форумом предпринимателей, затем — на встрече с алматинскими бизнесменами в офисе Алматинской Ассоциации предпринимателей, прошедшей 6 июня.
Очевидно, идеологи этого «натиска» считают, что чем чаще будут напоминать о своих предложениях, тем больше шансов, что хотя бы что-то будет услышано.
Одной из главных проблем, препятствующих росту экономики в Казахстане, бизнесмены всегда считали комплекс проблем, обуславливающих уход значительной части бизнеса «в тень».
Как заявил активный деятель предпринимательского движения Марал Тампиев, если по оценкам Минэкономики в стране 25% экономики находится в «теневом секторе», то по оценкам общественных организаций предпринимателей — от 50% до 80%.
— И если половина предпринимателей выйдет «из тени», то автоматически объем ВВП увеличивается почти вдвое. То есть, мы сразу выходим по объему экономики на уровень стран Восточной Европы. Это — качественный скачок без дополнительных инвестиций, то есть, ресурс, который существует в самом Казахстане и только от него зависит, — заявил г-н Тампиев.
Однако, что же сделать, чтобы эта половина полулегальной, спрятанной экономики вышла «на свет»?
Бизнес-сообщество предлагает для этого ряд мер, и в первую очередь связанных с налоговой политикой. Здесь, по мнению экспертов, можно внимательнее смотреть на опыт России, где, как известно, НДС уменьшен до 10%.
В то время как в Казахстане остается до сих пор — 15%. «И у нас формулировка самого НДС некорректна — налог на добавленную стоимость платится один раз, а у нас он фактически является налогом с оборота, и 15% в такой ситуации — это очень много», — говорили участники дискуссии в Алматинской Ассоциации предпринимателей.
Часто можно услышать ссылки на опыт высокоразвитых стран, но там налог с оборота не превышает 6%. В США, например, 5%. Это реальный размер налога, и не случайно: если он будет выше, то любое предприятие, выплачивая его регулярно, подвержено риску банкротства.
Второй важный момент, который бизнесмены ставят во главу угла работы по легализации теневой экономики — это корпоративный налог. По результатам исследования, проведенного Ассоциацией, основными плательщиками его являются крупные предприятия, то есть те, где проводится постоянный налоговый мониторинг.
Средний и малый бизнес его фактически не платит. Почему? Потому, что он высокий: «30% для нашей малоразвитой экономики — это очень много», — заметил Марал Тампиев. Да, например, в Германии корпоративный налог тоже составляет 30%, но там все производство автоматизировано. К примеру, недавно делегация казахстанских бизнесменов посетила в Германии один завод, имеющий годовой оборот в несколько миллиардов долларов, и имеющий семь человек работающего персонала!
В такой ситуации и при такой производительности труда можно платить 30% корпоративного налога.
А казахстанские предприятия при их низкой производительности и отсталых технологиях — способны ли? Совершенно логично будет уменьшить его в два раза, как это уже сделано в России, где для торгового сектора этот налог составляет 15%, а для производственного — от 10% до 21%.
Кроме того, поднимают в бизнес-сообществе важный блок вопросов, касающийся легализации имущества. Сейчас он активно обсуждается, но аргументы представителей малого и среднего бизнеса не сказать, чтобы услышаны.
— Есть практика, согласно которой при вложении денег в строительство жилья, источник дохода не декларируется. У нас сейчас иная ситуация чем была десять лет назад, когда принималось это решение. Вот результат — строительство домов, которые плохо раскупаются.
Мы предлагаем ввести такие же условия для инвестировании средств в бизнес, в частности, в производство. Кроме того, мы все время говорим о том, чтобы налог на имущество для предпринимателей был 0,1%, что позволило бы им легализовать стоимость, а не 1%, как есть сейчас.
На сегодня благодаря нашей пиар-работе 1% снизили до 0,5%. Но это тоже много — в Алматы сейчас магазин средней площади, скажем, порядка 200 квадратных метров, стоит в среднем около 1 миллиона долларов. И полпроцента от этого — 50 тыс. долларов.
Или — 4 тыс. долларов в месяц. Это очень значительные деньги даже для оборота среднего магазина. Поэтому чтобы провести легализацию имущества, мы все-таки просим сделать ставку налогообложения в 0,1%, — заявляет г-н Тампиев.
Во всех этих предложениях, просьбах а, порой, и отчаянных требованиях предпринимателей можно усмотреть и отстаивание собственных интересов, а можно — и радение об общегосударственном благе.
В этом случае — мотивы неразделимы, учитывая, тем более, что скоро — ВТО, и серьезная конкуренция станет не только глобальной целью государственной идеологии, но и повседневной жизнью всех участников казахстанского рынка.