А если собрать в одно место всех людей, живущих на Земле и состоящих, как известно, на 90 процентов также из воды, то получится «кубик», с гранями примерно по 300 метров. Несопоставимые, разительные по своим масштабам, размеры!
И все — таки человечество, которое могло бы раствориться в океанской Вселенной, просто как мельчайшая крупинка соли, сумело «победить» природу. И на очень простом и немудреном пути: загрязнив и замусорив ее.
Люди смогли загрязнить воду, воздух, отравить миллионы гектаров земли, превратить в мертвые сточные канавы грандиозные реки и озера, истребить тысячи видов растений и животных. Путем своей неудержимой экспансии и своим бытовым и промышленным мусором так, что сегодня впрямую идет вопрос о том, как бы нам всем не задохнуться под завалами отходов нашей собственной жизнедеятельности…
Один только город Алматы «производит» в настоящее время до 1200 тонн твердых отходов в сутки.
Представьте себе — это почти 17 полных грузовых железнодорожных вагонов! Младенец, пачкающий свои памперсы, домохозяйка, сметающая со стола остатки ужина, красотка, выбрасывающая в мусоропровод коробку от новых туфель, гуляка, освобождающий квартиру от бремени пустых бутылок — все они вносят свою посильную лепту в круговорот мусора в природе.
Мусор сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни и выбрасывать отходы своей жизнедеятельности стало нашей обыденной привычкой. А вот убирать их — задача совсем других людей…
В Алматы есть немало предприятий, занимающихся сбором и вывозом бытовых отходов, но основную часть этой работы выполняет коммунальное предприятие «Тартып».
За все годы существования оно не перестает подвергаться критике, как со стороны горожан, так и городских властей.
Что только с ним не делали: преобразовывали, меняли руководство, пытались решить его организационные проблемы — а воз и ныне там.
Мусорные контейнеры убираются не вовремя, горы мусора вокруг них, особенно после праздников, растут с угрожающей быстротой, график уборки мусора постоянно срывается….
Кстати, лишь каждый десятый алмаатинец (11%) оценивает работу городских служб по уборке мусора как «хорошую».
Осыпаемые упреками со всех сторон «тартыповцы» сетуют на нехватку специальной техники. Действительно, это признал и аким Алматы И. Тасмагамбетов, такая проблема существует. В «Тартыпе» всего около 180 мусороуборочных машин, но на маршрутах работает ежедневно не более 100-120, остальные — в ремонте.
Большую часть автопарка предприятия составляют российские «Камазы», главная техническая часть которых — гидравлика для погрузки контейнеров, — постоянно ломается. И вот, проклиная все на свете, грузчики чуть ли не руками должны опрокидывать тяжеленные контейнеры в чрево мусоровозов…
В акимате решили одним махом избавиться от этой проблемы. «Тартып» в прошлом году получил в лизинг 40 спецавтомобилей Hundai, производства Южной Кореи. Каждая из этих машин способна вывозить за один раз от 4, 5 до 7,5 кубометров мусора. Они имеют небольшие габариты, что облегчает работу в местах плотной застройки.
В акимате с гордостью отмечали, что данная спецтехника приобретена не за счет бюджетных средств. В прошлом году в городе была создана корпорация «Развитие Алматы», которая закупает необходимое оборудования для предприятий городской инфраструктуры за счет привлечения инвестиций. Стоимость партии из сорока спецмашин для уборки мусора — 289 миллионов тенге.
Но, против ожиданий, дело с уборкой мусора не улучшилось. Новые машины почему-то появляются на улицах южной столицы в ограниченном количестве. К тому же, за их лизинг предприятие должно платить немалые деньги, а тарифы за уборку мусора акимат поднимать не разрешает. Да и вообще, машин этих нужно городу гораздо больше. Так считает руководство вывозящих мусор предприятий.
Но у простых рабочих, тех, кто своими руками перетаскивает, грузит, вывозит «ароматные» мусорные контейнеры, другой взгляд. Водитель одного из мусоровозов, назовем его Маратом, с которым мне удалось поговорить, уверен, что хаос и неразбериха в их ведомстве — дело рукотворное, кому-то выгодное, чтобы в мутной мусорной воде ловить свой интерес.
— Может быть, эти машины и приобрели, но тогда для меня загадка: где же они? В нашем подразделении, обслуживающем один из районов города, работает всего одна такая. Да я считаю, что не только в технике дело, но и в правильной организации работ, в отношении к людям. Ведь у нас, рабочих, долго никто не задерживается: месяц, два поработают люди — и увольняются…
Причин такой текучести рабочих кадров долго искать не надо. Водителю и грузчику на машине надо в день объехать и загрузить девяносто контейнеров. Это — норма, за которую спрашивают. Машины старые, гидравлика на них работает плохо, многие контейнеры побиты, помяты, без колесиков. Поэтому время на погрузку увеличивается.
В машину входит максимум тридцать контейнеров. Значит — обязательно три рейса, а везти далеко, под Каскелен, или на мусорный завод в микрорайоне Дорожник… Заканчивают работу иногда поздно, а потом еще часами добираться до базы, а потом — до дома… А что сделаешь: не будет плана — останешься без денег.
И с оплатой их труда водители и грузчики недовольны, в среднем заработок не превышает шестидесяти тысяч тенге в месяц.
А работа тяжелая и очень неприятная: в жаре, в холоде, в грязи! Многие ли согласятся за такие деньги вонючий мусор убирать?
Но шестьдесят тысяч — это заработок водителей машин, хотя и он не всегда выходит. В «Тартыпе» идет постоянная чехарда с нормами и методами расчета, а «крайними», как всегда, остаются работяги. И не водители здесь самые обездоленные.
Грузчики получают вообще 27-32 тысячи тенге — за десять часов тяжелой и вредной работы. Поэтому и идут туда те люди, у которых вообще никакого выхода нет.
— Мне надо до пенсии доработать два года, — рассказывает работающий с Маратом в паре грузчик Василий. — На другую работу пожилого человека нигде не берут. Вот и пришлось устраиваться сюда, разгребать мусорные кучи. А поднимешь вопрос о достойной зарплате, ответ один: «Не нравится — увольняйся…». А куда идти? Таких, как я, у нас в южной столице сейчас много, приехали со всей страны.
Расценки постоянно срезают. Профсоюза у нас нет, или есть, но я что-то про него ничего не слышал. А вот был бы у нас профсоюз мусорщиков, как в Америке! Я видел раз по телевизору: там мусорщики в Нью — Йорке на день забастовали, так мэр сам к ним прибежал, умолял выйти на работу и зарплата у них там поднялась в несколько раз.
А у нас люди тихие, безответные, многие обиженные жизнью. У них один план — поработаю месяц — другой, как-нибудь перекантуюсь, чуть заработаю на хлеб — и уволюсь…
Сегодня ходят слухи, что предприятие «Тартып» опять находится в стадии преобразования, на сей раз — в акционерное общество.
Но будет ли от этого толк — большой вопрос. «Внизу», на уровне реальных исполнителей, там, где рабочие руки с напряжением и матами толкают, грузят, везут тяжелые мусорные контейнеры — ничего не меняется… Упорными усилиями и чрезвычайными мерами городских властей смогли добиться, что центр города от мусора, худо-бедно, очистили.
Но в целом проблема полноценной, качественной уборки так и не решена, особенно в отдаленных районах, в частном секторе.
Мусор наступает на город и победа в этой борьбе в пользу горожан далеко еще не обеспечена…
Фото с сайта http://www.ecolife.ru/