Казахстан - один из крупных виновников потепления климата на планете? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казахстан - один из крупных виновников потепления климата на планете?

Казахстан - один из крупных виновников потепления климата на планете?

Весь этот год, начиная с зимы и практически непрерывно до этих дней, мы наблюдаем беспрецедентные капризы погоды - беспримерно теплую и сырую зиму, массированные осадки весной и летом, резкие колебания температуры. Поскольку происходит подобное повсеместно, очевидно, что это проблема глобальная, результат того, о чем писали и говорили ученые все последние двадцать лет, но во что мало верилось - потепления климата.

  • 26 Июня 2002
  • 1790
Фото - Caravan.kz

Наблюдающееся на Земле устойчивое потепление климата рассматривается мировым сообществом как одна из реальных современных угроз, которая может принести трудно предсказуемые по своим масштабам последствия для всего человечества. Как известно, основной причиной этого явления признано сжигание органического топлива, в результате чего в атмосферу Земли выбрасываются продукты сгорания топлива, так называемые парниковые газы (ПГ), которые затрудняют теплообмен поверхности Земли с космосом. В результате происходит постепенное повышение температуры в нижних слоях атмосферы. По оценкам международных научных организаций за последние сто лет среднее увеличение температуры на Земле составило около 0,6 градуса, а прогноз на следующие сто лет составляет от 1 до 3,5 градусов. При таком темпе потепления, как природа, так и мировая экономика не сможет адекватно приспособится к новым климатическим условиям, что может повлечь за собой масштабные негативные последствия. Основные ожидаемые изменения, которые больше всего затронут Казахстан, это сдвиг климатический зон, что окажет значительное влияние на сельскохозяйственное производство (снижение урожая зерновых), а также увеличение количества таких атмосферных явлений, как бури, ураганы.
Учитывая угрозу глобального изменения климата, мировое сообщество на всемирной конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992г приняло Рамочную Конвенцию ООН по изменению климата, призывающую все страны принять действия, препятствующие процессу потепления климата и снижающие выбросы в атмосферу парниковых газов, проще говоря, стараться снижать потребление и сжигание топлива.
Казахстан, в числе других стран мира подписал и ратифицировал этот документ. То есть, принял на себя добровольные обязательства по принятию мер, препятствующих изменению климата и способствующих сокращению выбросов парниковых газов.
Казалось бы, эта проблема нас касается лишь опосредованно, постольку поскольку — ведь мы не богатая Америка или Япония с огромным промышленным потенциалом. Но на самом деле все наоборот: Казахстан является заметным источником выбросов ПГ в мире. Инвентаризация парниковых газов в Казахстане, проведенная в течении 1994-1998 годов при содействии ряда международных организаций, показала, что годовой объем выбросов ПГ на уровне 1990 составлял около 350 млн. тонн эквивалента двууглекислого газа. По удельным показателям выбросов парниковых газов на единицу валового продукта (по данным Международного Энергетического Агентства за 1993г) Казахстан находится на первом месте в мире, а по выбросам на душу населения, на тринадцатом месте. То есть, наш вклад в глобальные экологические проблемы более чем солиден.
Основным потребителем топлива и, соответственно, главным источником выбросов ПГ в Казахстане является энергетический сектор. Республика с ее резко континентальным климатом и достаточно суровыми зимами на большей своей территории, вынуждена потреблять значительное количество топлива для нужд отопления. Основная часть городов Казахстана имеет централизованное теплоснабжение, на чьи нужды тратится примерно 30 млн. тонн условного топлива в год. И только затраты на топливо могут составлять порядка 600 млн. долларов ежегодно. В то же время, эффективность систем теплоснабжения , т.е то, как тепло производится и как используется, остается достаточно низкой, что соответственно приводит к перерасходам топлива, увеличивает затраты на него и соответственно на теплоснабжение, а также приводит к существенным выбросам парниковых газов. Таким образом, повышение эффективности систем теплоснабжения отвечает интересам Казахстана в плане выполнения обязательств по Рамочной Конвенции ООН по изменению климата, так и экономическим интересам Казахстана по сокращению затрат, связанных с теплоснабжением.
Здесь можно наблюдать тесную связь и даже переплетение глобальных экологических и местных экономических проблем. Проводимая в Казахстане политика реформ и либерализации экономики направлена на внедрение рыночных механизмов, в том числе и в коммунальной сфере. Потребители теплоснабжения должны оплачивать все расходы, связанные с коммунальными услугами. Но, практика, когда отпущены цены на топливо, а уровень доходов населения останется низким, приводят к тому, что стоимость тепла становится не по карману значительной части населения. Существующее дисбаланс между стоимостью теплоснабжения и платежеспособным спросом населения в условиях тарифной политики, ориентированной на платежеспособность населения, приводит к тому, что теплоснабжение становится убыточным и дотационным. В ряде городов централизованное теплоснабжение существует только благодаря поддержке из местного бюджета.
В таких условиях неизбежно, как и всякая другая дотационная отрасль, системы централизованного теплоснабжения постепенно приходят в упадок. Плохое техническое состояние теплоснабжения приводит к необходимости еще больших затрат на топливо, что в целом усугубляет, экономическое состояние систем теплоснабжения . Такие проблемы в сфере теплоснабжения характерны для всех стран СНГ. Эксперты считают, что для выхода из сложившейся ситуации необходимы меры, направленные на техническое перевооружение теплоснабжения в плане повышения его эффективности и адаптации к новым условиям, а также совершенствование нормативной и законодательной базы для работы в рыночных условиях.
Таким образом, проблемы теплоснабжения затрагивают как глобальные процессы, связанные с потеплением климата, так и социально-экономические стороны жизни населения. Несколько утрированно, но в целом справедливо, можно сказать, что глобальные изменения климата начинаются с наших отопительных батарей в квартирах.
Учитывая сложившуюся ситуацию с теплоснабжением, Глобальный Экологический Фонд через Программу развития ООН оказывает техническую поддержку странам Восточной Европы, а также новых независимых государств. в повышении эффективности систем централизованного теплоснабжения
По договоренности с правительством Казахстана, при поддержки Программы развития ООН и Глобального Экологического Фонда (ПРООН-ГЭФ) в Казахстане осуществляется проект, призванный помочь в решении вопросов, связанных с реабилитацией систем централизованного теплоснабжения. Проект осуществляется в двух городах Казахстана: Алматы и Кокшетау. Проведенные исследования показали, что техническое и экономическое состояние централизованного теплоснабжения в обоих городах можно оценить как достаточно сложное. Так, общие потери тепла в системах теплоснабжения, определенные как разница между теплом топлива и теплом, доставленном потребителю, достигают 40-50% (для современных систем теплоснабжения в западных странах эта величина составляет 15-25%). Низкая эффективность систем централизованного теплоснабжения во многом определяется техническим состоянием оборудования. Необходимы инвестиции для восстановления оборудования. В рамках проекта подготовлены инвестиционные предложения для осуществления ряда демонстрационных проектов, имеются заинтересованные международные финансовые организации и иностранные компании.
Однако, есть и ряд проблем с привлечением инвестиций в реабилитацию теплоснабжения. Эти проблемы в первую очередь касаются тарифного законодательства, а также необходимости привлечения гарантий под кредиты. Как ни парадоксально, но при существующем тарифном законодательстве, в условиях, когда компании теплоснабжения нерентабельны, невозможно привлечь инвестиции для улучшения технического состояния систем теплоснабжения. Таким образом, тарифное законодательство, призванное оберегать потребителя от чрезмерных тарифов на тепло, в то же время препятствует и проведению мероприятий по повышению энергоэффективности систем теплоснабжения, что, в конце концов, отразится на потребителях.
Тем не менее, эксперты Программы Развития ПРООН-ГЭФ считают, что успешный опыт осуществления подобных проектов в ряде стран, том числе и постсоветских, при поддержке Глобального Экологического Фонда вполне может быть применим и для Казахстана.