Бомба, скальпель и немного чистого воздуха - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+19 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Бомба, скальпель и немного чистого воздуха

Бомба, скальпель и немного чистого воздуха

Мы вот тут все суетимся с правами для какого-то человека. Даже целый День этого человека (вернее его прав) на этой неделе широко отметили. А паровоз цивилизации все прет и прет мимо нас. Мы его пассажирам про экологию свою обгаженную. А они нам про то, что на них мировой терроризм со всех сторон наступает.

  • 13 Декабря 2002
  • 858
Фото - Caravan.kz

Мы не сдаемся, и плачем по поводу недостаточности собственных сил для поднятия местного медицинского обслуживания на невиданную высоту. Нам же в ответ, — тут ядерная война на носу, а вы с больными лезете!
Нападайте на нас, нападайте!
На самом деле, конечно, никаких претензий к старшим собратьям по цивилизованной «Оси Добра» у нас нет. Да и не лезет сейчас Казахстан никуда, поперек американского батьки. Сидит себе Астана тихо, и за ветром следит. Куда, мол, подует: к нам или от нас? А то, и впрямь, рванет на Ближнем Востоке войнушка с применением оружия массового поражения, подует ветер «не туда», — и придется «склеивать ласты». Будучи совершенно не причем. Ну…, почти не причем.
На этой неделе ведущим международным информагентствам стал известен новый текст интересного документа. Называется он: «Стратегия поведения США в случае применения против них оружия массового поражения». Так вот, в этом 6-страничном документе английским по белому написано, что, если против США будет применено такое оружие, то Вашингтон сразу же начинает бомбить врагов ядерными бомбами. Ни больше, ни меньше.
В последний раз, такой катаклизм в головах генералов Пентагона случился более десятка лет назад, когда еще Дж.Буш-старший был президентом США и воевал с Ираком. Тогда-то он, как рассказывают, и послал письмо Саддаму Хуссейну с намеком: мол, только попробуй применить против моих бравых вооруженных сил химическое, биологическое иль, какое другое ненормативное оружие, — враз пасть ядерным зарядом разорву!
Но тогда между Америкой и Ираком шла война. Тогда Багдад напал на Кувейт. И Вашингтон вел свой атомный торг с агрессором, противником. Сегодня же Ирак выполняет все резолюции ООН. Пускает ее инспекторов, куда только они захотят. Срок в срок предоставляет международной общественности доклад о своих исследованиях в области оружия массового поражения на 11807 страницах публично извиняется перед Кувейтом за свое нападения в конце прошлого века. И, самое главное, Ирак не является военным врагом де-юре ни для одной страны мира.
И, что же он получает взамен? Правильно! «Стратегию США в случае применения…». Ведь даже любому тафгаю клуба НХЛ ясно, что заявление, допущенное в этом документе, — только факт в череде бесконечно подготовки Дж.Буша-младшего к войне против Багдада. Вернее, против Саддама Хуссейна, — продолжающего мешать американцам иметь у себя нефть по той цене, которой им хочется.
Какой год был! Самый здоровый из всех!
Дней пять назад президент нашей страны участвовал в открытии нового здания одного из лучших санаториев в стране — «Окжетпес». Все там, конечно, сделано по последнему слову техники. И тому, кому посчастливится попасть туда, отдохнуть, да поправить свое здоровье, — можно только позавидовать.
Но я не стану идти легкой тропкой наших оппозиционеров, и рассуждать на тему: КОМУ «повезет» полечиться в новом здании санатория «Окжетпес», а лучше вспомню, что чуть раньше глава государства выступил на Втором съезде врачей и провизоров республики. Выступая на нем, Нурсултан Назарбаев фактически подвел итоги проведения Года здоровья в Казахстане, и отметил наличие ряда серьезных проблем в здравоохранении, которые необходимо учесть при проведении государственной политики в области охраны здоровья.
Правда, чиновники от здравоохранения нынешнюю ситуацию драматизировать не стараются, и все больше говорят о том, что им в 2002-м году удалось. И там, что-то выросло, и здесь где-то увеличилось. А уж, вот тут (правда, извините, отсюда не видно), так просто благодать настала! Как говорится: есть еще больные в наших пенатах!
Напомню нашим читателям, что Год здоровья у нас был объявлен Указом президента РК от 2 января 2002 года. Основными направлениями подобного мероприятия в том документе были названы:
· улучшение здоровья народа Казахстана;
· поддержка системы здравоохранения;
· пропаганда здорового образа жизни.

Честно говоря, не знаю, как вы, а я, кроме «антирекламных» выпадов казахстанских депутатов по поводу времени показа на телевидении роликов про водку и пиво, — никаких других мероприятий по пропаганде здорового образа жизни в нашей стране в этом году не заметил. Но это, к слову.
Какие же конкретные цели ставило перед собой государство в Год здоровья? Официально они звучат так:
1-я: создание сети первичных медучреждений;

2-я: широкая борьба с инфекционными заболеваниями;

3-й: профилактика населения, особенно в сельской местности;

4-я: ремонт старых и строительство новых медучреждений.
И, что же на самом деле получилось?..
Надо признать, что в чем уж, чем уж, а во взаимоотношениях больных и медучреждений мы — казахстанцы добились почти 100-процентного соответствия с цивилизованным миром. Правда, только по стоимости медицинского обслуживания. Сегодня в республике уже просто опасно хоть чем-нибудь заболеть, — сразу же окажешься нищим. Почти любой анализ является теперь платным, любая медуслуга стоит денег. Я уж не говорю о лекарствах или, не дай Боже, попадании в больницу. Тут пациенту впору уж просто помирать, дабы не видеть, как его родственники, из последних сил ищут и занимают деньги, чтобы он всего лишь нормально полежал в стационарном лазарете.
На съезде врачей президент страны отметил невысокую квалификацию современного медперсонала. По его мнению. Это связано с проблемами в медицинских вузах, которые «гонят вал», и совсем не беспокоятся о качестве учебы будущих врачей. Удивительно, но факт: с этим тезисом главы государства топ-менеджеры государственной медицины полностью согласились…
Как мы видим, самим врачам сегодня трудно говорить о развитии своей отрасли. Они теряются в лабиринтах высокой политики и, так называемой, «паркетной медицины». В тоже время, в регионах Год здоровья, если и заметили, то только там, куда приезжал министр здравоохранения г-н Доскалиев сотоварищи. Однако сразу по отъезде шумной бригады сановных врачевателей в этих районах опять становилось тихо. И им еще повезло…
Если вы помните, то в 1998 году в нашей стране была принята программа здоровья народа. Сегодня о ней ни слуху, ни духу. В 2001 году в Казахстане была принята госпрограмма по обеспечению чистой водой. И о ее выполнении ныне мало, что слышно.
И вот теперь заканчивается еще и целый Год здоровья. Ах, как бы не хотелось, чтобы и о здоровье нашей нации чиновники забыли сразу по окончании этого года!..
Вахту сдал! Лучше б и не брал!
Когда начинают подводить итоги года, чаще всего вспоминают о том, сколько перестановок в правительстве за это время произошло. При этом жарко обсуждается каждая, пришедшая во власть и вышедшая из нее, персоналия. «Грешил» этим и я. Особенно, в отношении бывшего министра экологии республики — Андаря Шукпутова. Кстати, ныне он спокойно отдыхает в ранге посла в одной из постсоветских республик. На большее, видимо, не заработал.
Так вот, Андарь Шукпутов, как министр, — это своеобразный феномен для современного Казахстана. Но не в силу своей уникальности, а в силу того, что он был очень похож на многих других наших министров. Которых, сначала по полгода, вообще, не видно, а потом они начинают «тусоваться» чуть ли не на всех мероприятиях, где есть телекамеры. Хорошо хоть, что нынешняя руководительница природоохранного ведомства Айткуль Самакова в подобном пока не сильно не замечена. Но вы дайте время!..
Но дело, конечно, не в светских наклонностях казахстанских министров. А в том, ЧТО после них остается в различных отраслях. Вариантов бывает несколько:
1-й: обыкновенная разруха;
2-й: тишь, да благодать потёмкинских деревень;
3-й: реформированные хозяйствующие субъекты и коррумпированные чиновники;
и, наконец, 4-й, — самый неинтересный для журналистов, — это, когда и в отрасли денег, много, и в госбюджет налогов достаточно доставляется, и топ-менеджмент ни в чем таком, его «порочащем», замечен не был.
Что любопытно, ни к одному варианту бывшее «хозяйство» г-на Шукпутова отнести нельзя. Хотя бы, потому что в августе — сентябре природоохранное министерство «разделали под орех», передав добрую половину подведомственных ему государственных комитетов в другие госструктуры. Так что, после этого министра и министерства, как такового не осталось.
Год, как год. А гляди ты, — выжили!
Зато остались тысячи нерешенных экологических проблем. Охрана же природы со стороны государства разбилась на сотни отдельных проектов. Большинство из которых страдает одним и тем же недостатком — отсутствием финансирования…
Касаясь других аспектов охраны природы в 2002 году, нельзя не отметить, что набрало обороты участие республики в международном движении за устойчивое развитие и воспроизводство природных ресурсов. Казахстан участвовал во многих совместных мероприятиях, связанных с разработкой планов устойчивого развития, как внутри республики, так и за ее пределами. Отмечу из них выступление президента РК Нурсултана Назарбаева на Всемирном форуме по устойчивому развитию в Йоханнесбурге. Но были и более печальные события. Главным из которых явилось признание специалистами того факта, в Казахстане есть регионы, в которых природные ресурсы воспроизвести уже не удастся. И, значит, жить там людям фактически уже нельзя. Я, прежде всего, имею в виду Приаралье…
Другим регионом, который не давал правительству покоя в 2002 году опять стал Восточно-Казахстанский. Но в нем проблемы охраны природы имеют особый оттенок. Из года в год чиновники различных рангов, считающие, что местные уникальные боры, — чуть ли не их частная собственность, — всячески сопротивляются усилиям правительства и независимых экологов: навести здесь хоть какой-нибудь порядок. Хотя бы элементарный.
Принимаются постановления, привлекаются известные зарубежные эксперты. Но Прииртышские леса так и остаются без защиты. Без защиты от пожаров, от браконьеров, от насекомых-вредителей, от чиновников, которые продолжают зарабатывать на этом бардаке деньги. Кстати, нынешний г-н посол — тов. Шукпутов в этих метах так ни разу и не побывал, — все некогда было…
Ну, а что же наши депутаты? Они тоже не стояли в этом году в стороне от проблем охраны природы. Правда, действия их в этом направлении, вряд ли, можно назвать систематическими. Так от случая к случаю, от заседания к заседанию. Ну, и, если, к тому же, еще посмотреть на список наших политический партий, которые «выживут» после перерегистрации под лозунгом: «Даешь 50 тысяч членов!», многое становится понятным. Потому что, ясно: широкого движения, так называемых, «зеленых» в Казахстане ждать еще ох, как долго!
А все, потому что, не считают наши политики защиту природы выгодным «политическим товаром». Вот и задают нынешние парламентарии неудобные вопросы правительству по поводу проблем экологии. Резко так задают. Но редко. Другое дело, что ни природе, ни правительству от этого легче не становится…
Вот к таким итогам пришла природоохранная система страны в 2002 году. Вроде бы они и не слишком плохие в масштабе всей республики.
Но это — «в масштабе государства»…
Если же применить более цивилизованный масштаб, — а именно жизнь одного казахстанца, — то получится, что и работы еще невпроворот, и проблем нерешенных, выше крыши, и экология в стране постоянно ухудшается. Так что, охрана природы остается одной из самых болезненных и значимых проблем для нашей республики.
Хотят этого наши власти или нет.