Соблазны тендера - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-4 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Соблазны тендера

Соблазны тендера

Все социологические опросы и исследования в казахстанской предпринимательской среде доказывают: сфера государственных закупок остается наиболее коррупционной во всех звеньях взаимодействия государственного механизма и бизнеса.

  • 20 Августа 2008
  • 1835
Фото - Caravan.kz

Что немудрено: объем государственных закупок в прошлом году превысил 650 миллиардов тенге и ежегодно возрастает на 65 — 70 миллиардов.
Трудно предположить, что недобросовестные чиновники не попытаются «зачерпнуть» из этой полноводной реки «дармовых» государственных денег что-нибудь для своего кармана, изобретая различные хитроумные схемы, используя различные «откаты» и «шапки» для близких им коммерческих структур.
Пару лет назад Генеральная прокуратура проверяла состояние системы госзакупок в стране. Выводы были сделаны однозначные: повсеместно идет лоббирование интересов одних участников тендеров в ущерб интересам других потенциальных поставщиков; ограничение конкурсной среды посредством предъявления требований, не предусмотренных законодательством РК, а иногда и прямо запрещенных; участие в одном конкурсе аффилированных между собой поставщиков; неправомерные решения комиссии об определении победителей, заявки которых подлежат отклонению, ненадлежащее исполнение договоров о государственных закупках — и еще многое, многое другое…
Прокуроры отмечали, что зачастую победителями в тендерах становятся фирмы, которые по многим критериям не соответствуют квалификационным требованиям. Но, тем не менее, с ними администраторы бюджетных программ заключают договоры и покупают за государственные деньги товары и услуги по завышенным ценам, а часто — и на невыгодных условиях. Если учесть, что закон о госзакупках был введен именно с целью развития в стране конкуренции, то нельзя не признать, что наши чиновники, стоящие у финансовых потоков, виртуозно сумели изменить суть этого закона на совершенно противоположную.
Надо прямо сказать, что вся система администрирования и расходования бюджетных средств в стране требует серьезных улучшений. Президент Н. Назарбаев неоднократно требовал искоренить нарушения в системе расходования бюджетных средств, навести порядок в госзакупках.
Премьер Карим Масимов также за последние полгода несколько раз встречался с руководителями Счетного комитета, соответствующих Комитетов Мажилиса, прокуратуры, финансовой полиции все с той же целью — улучшить эффективность использования бюджетных денег. Но этого, несмотря на все усилия, пока не получается. Совсем недавно, на совместной встрече с сенаторами министра финансов Болата Жамишева и председателя Счетного комитета Омархана Оксикбаева были приведены факты, что вольное использование бюджетных средств в министерствах продолжается. Сумма неосвоенных денег министерствами и ведомствами в прошлом году составила 23,4 миллиарда тенге, за финансовые нарушения, в том числе и по госзакупкам, привлечены к ответственности около 700 должностных лиц, за нарушения бюджетного законодательства возбуждено 348 уголовных дел, а вообще правоохранительные органы обнаружили более 2837 различных финансовых нарушений.
Но это лишь малая часть коррупционного «айсберга», считают компетентные специалисты. Сенатор Жумабек Турегельдинов прямо заявил на этом заседании, что все до единого министерства имеют финансовые нарушения, в том числе и по части госзакупок. И административные взыскания для коррупционеров — что слону дробина, поскольку от различных «откатов» при проведении тендеров они имеют огромные суммы, позволяющие им жить вполне безбедно…
Такое положение тем более нетерпимо в пору ужесточения всей финансовой политики, обусловленной обострившейся мировой финансовой обстановкой. Цены на нефть падают, на финансовых рынках — грозное затишье, экономический рост главного «локомотива» мировой экономики — США, снижается, словом — пора начинать экономить деньги, и прежде всего — бюджетные. Страна еще не настолько богата, чтобы позволить себе швырять миллиардные суммы на ветер, по вине недобросовестных чиновников.
В этом же русле идет последнее предложение премьера — сделать нерадивым администраторам бюджетным программ, которые не смогли освоить бюджетные средства, своеобразное «обрезание» — забрать неосвоенные деньги в казну и перераспределить между теми, кто умеет ими правильно пользоваться. Но вот вопрос: кому отдавать дополнительные деньги, если нарушения и недоосвоения средств обнаруживаются практически в каждом государственном учреждении?
И пока Казахстан мучается с проблемой правильного расходования бюджетных средств, совершает геракловы подвиги в борьбе с коррупцией в госзакупках, в странах Запада эту проблему решили давно. Александр Вайцер, бывший казахстанец, а теперь — немецкий бизнесмен, объяснил мне это вполне наглядно.
— В Германии система госзакупок также сосредоточена в специальных отделах министерств и ведомств. Но ее отличие от казахстанской — предельная открытость. Попробуй-ка у вас рядовой бизнесмен, или же просто обычный человек узнать, какие тендеры сегодня проводит министерство, какие условия, какие тендеры будет проводить в будущем! Это же огонь и воду нужно пройти, чтобы только получить информацию…
В Германии каждому соискателю не бюджетный заказ дают два адреса: куда жаловаться, если он не согласен с результатами тендера, и где судиться, если жалоба остается без удовлетворения. Этими делами занимаются самые лучшие адвокаты, и они рассматриваются в ускоренном порядке. Все результаты тендеров, возражения и претензии, а также результаты рассмотрения конфликтных дел обязательно публикуются — таков закон. И если чиновник попадет под подозрение в лоббировании какой-нибудь конкретной фирмы из корыстных интересов — ему не поздоровится! Поэтому в Германии чиновники страшно боятся даже тени подозрения в необъективности. Плюс постоянный общественный контроль, прямая линия для дискуссии в Интернете, так называемый «Форум госзаказа», многочисленные независимые экспертные и аналитические агентства, которые могут разобрать любой госзаказ и любого претендента на бюджетные деньги, буквально, «по косточкам»… В Казахстане, к сожалению, я пока такой открытой, ясной и прозрачной системы публичного обсуждения тендеров я не вижу. А отсюда идут и нарушения, и коррупция.
Когда я рассказал о суждении ныне немецкого предпринимателя о нашей системе госзакупок некоторым казахстанским бизнесменам, мнения разделились. Одни считали, что четкая организация, тщательно разработанные регламенты госзакупок, электронная база данных, прямой доступ к информации, максимальная открытость — это все, что нам нужно, чтобы и у нас было, как в Германии или другой развитой европейской стране. Другие смотрели на это дело пессимистически.
— Пока новые люди, новое поколение бюрократов не придет в систему госуправления — никакие регламенты и никакой общественный контроль нам не поможет, — сказал мне один бизнесмен, который за много лет хорошо изучил эту систему госзакупок. — В любом деле нужны честные, порядочные люди, а в таком как госзакупки, где фигурируют огромные суммы, где соблазн моментально нажиться, практически ничем не рискуя, чрезвычайно велик, они нужны в огромной степени. А у нас пока наши старые бюрократы успешно развращают молодых. Нет, опыт Германии нам сегодня не подходит, нам бы что-нибудь пожестче, что-то вроде Госснаба в советские времена. По крайней мере, число принимающих решение резко сократится, и за ними можно будет установить более жесткий контроль. А сегодня ведь этих тендерных комиссий так много, столько чиновников пристроились к этому делу, что контролировать их совершенно невозможно…
Что ж, в словах бизнесмена тоже есть резон. И не все забытое старое — обязательно плохое.
Например, орган, подобный советскому Госснабу, успешно работает в США. Как рассказали мне некоторые бизнесмены, работавшие в этой стране, там вообще нет никакой такой вольницы при госзакупках, как у нас. За воровство госсредств можно сесть в тюрьму до конца жизни!
Самостоятельно осуществлять тендеры на освоение бюджетных денег имеет право, кажется, только Пентагон и ЦРУ. Все остальные госзакупки осуществляются через государственного «монстра» — General Services Administration (GSA). Это ведомство и проводит все тендеры, и организует снабжение, имея целью прежде всего экономное и эффективное использование бюджетных денег. Американцы очень внимательно следят за расходами бюджета, считая эти деньги по праву своими. Поэтому открытость процедур там также — полнейшая. Случаев какой-либо коррупции или недобросовестного лоббирования там за последние тридцать лет можно пересчитать по пальцам.
Чем черт не шутит: может и нам перенять американскую, а лучше сказать — вспомнить старое советское прошлое и организовать серьезное государственное ведомство по госзакупкам? На новом, современном уровне организации, конечно, с абсолютной прозрачностью всех процедур. А потом, глядишь — и новых, честных чиновников сумеем воспитать…
Все казахстанские бизнесмены, с которыми я говорил, в один голос твердили: в госзакупках и всем, что с ними связано, коренится 80 процентов отечественной коррупционности чиновников.
Наладить эту систему, как следует, и вся страна вздохнет с облегчением. Кроме чиновных воров, разумеется.

Коллаж с сайта http://www.aif.ua