Инвалидам доступ ограничен - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+5 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Инвалидам доступ ограничен

Инвалидам доступ ограничен

В течение нескольких лет, постоянно общаясь с жамбылскими инвалидами, я восхищаюсь их стойкости, умению не пасовать перед трудностями, с которыми приходится сталкиваться ежедневно, ежечасно.

  • 14 Августа 2008
  • 1057
Фото - Caravan.kz

Они живут наперекор всем испытаниям: в виде недуга, в позе равнодушия со стороны некоторых чиновников. И порой им удается одержать победу, которая позволяет надеяться на изменение ситуации.
Вот только когда оно произойдет, неизвестно, так как решения по обеспечению инвалидов-колясочников свободным доступом к объектам социальной инфраструктуры принимаются ежегодно, а вот исполнения пока не видно.
То есть, имеются кое-какие подвижки. Например, в виде пандуса, устроенного на остановке «Театральная» города Тараза и вызвавшего невероятный шквал иронии как со стороны простых жителей, так и средств массовой информации. Небольшое бетонное возвышение и по сей день тревожит умы горожан: «Для чего его построили? Чтобы, наконец, обеспечить инвалидам-колясочникам возможность передвижения в общественном транспорте? Или оно стало ярким примером «отмазки» руководства городского отдела архитектуры и градостроительства? Мол, хотели пандус — так получите!»
Сразу видно, что пандус возведен скорее по второй причине, так как воспользоваться им рискнет только камикадзе. Да и то не каждый раз, потому что не все городские автобусы способны принять на борт человека в коляске — двери слишком узкие. А больших вместительных автобусов в городе раз-два и обчелся. Так что, прикажете удобный транспорт несколько часов на остановке ждать? Вот и передвигаются спинальные больные по городу либо самостоятельно, либо с помощью родных и близких.
Ладно, к «автобусной» проблеме уже привыкли и свыклись с мыслью, что решена она будет не скоро. Но есть другая головная боль — пандусы на входах в дома, магазины и здания общественного назначения. Они имеются практически при каждом из них, но воспользоваться ими тоже трудно. А наиболее удобный пандус устроен лишь при входе в здание управления финансов акимата Жамбылской области по улице Желтоксан. В остальных случаях строители устраивают пандусы так, что сразу видно: их проблемы инвалидов колясочников не волнуют. Потому что они сами чувствуют себя прекрасно и никогда не попадут в ситуацию, из-за которой окажутся в инвалидном кресле…
Не хотелось бы усугублять проблему, но она назрела настолько, что на днях руководитель общественного объединения «Молодежное общество инвалидов» Руслан Тулегенов и его единомышленники из ОО «Общество защиты парализованных граждан г.Актобе» организовали общественные слушания на тему «Обеспечение инвалидам доступа к объектам социальной инфраструктуры».
— Сотни инвалидов-колясочников в городах Казахстана страдают от плохой организации беспрепятственного доступа в жилища, сооружения, медицинские, образовательные учреждения. Это положение усугубляют высокие бордюры, отсутствие перил и звуковых светофоров, — говорит Руслан. — Сегодня мы решили обсудить проблему с участием всех, от кого зависит дальнейшее положение наших инвалидов.
На призыв, надо сказать, откликнулись не все. И причина, скорее всего, не в чрезвычайной занятости должностных лиц, а в нежелании лишний раз смотреть в глаза людей, поставленных в сложное положение чьим-то элементарным бездействием. Так, проигнорировали общественные слушания руководители отдела архитектуры и градостроительства акимата г.Тараза, а ведь от них напрямую зависит то, насколько удобные и безопасные пандусы будут впредь устраиваться в городе.
Вот и обсуждали проблемы в узком почти семейном кругу, с теми, кто постоянно находится рядом и знает всех инвалидов по именам.
Не знаю, насколько осуществилась в процессе обсуждения цель общественных слушаний, обозначенная в пресс-релизе просто: «Добиться принятия действенных мер от лиц, осуществляющих контроль и надзор за исполнением законов РК: «О социальной защите инвалидов», «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК», «О защите прав потребителей». Создать инвалидам с поражением опорно-двигательного аппарата условия для беспрепятственного передвижения в населенных пунктах страны».
Сразу замечу, что если в отношении двух первых законах, обозначенных в пресс-релизе еще можно чего-нибудь добиться, то с законом «О защите прав потребителей» может ничего не получиться. Так как закон, если и используется нашими гражданами, то силу закона утратил, а законопроект «О защите прав потребителей» на долгие годы «застрял» в Парламенте РК.
По всей видимости, господа депутаты не считают его столь важным, чтобы обсудить и принять в более короткие сроки. Тем более что сама госпожа Савченко советует нашим гражданам-потребителям, среди которых есть немало инвалидов, защищать свои права с помощью других законов. Например, ссылаясь на Кодекс об административных правонарушениях.
В наш просвещенный век, когда на каждом шагу гражданам страны советуют быть грамотными во всех сферах, сами чиновники не слишком стремятся выполнять свои обязанности. А вы говорите, пандусы…
Не первый год Руслан Тулегенов озвучивает идею создания социального такси для инвалидов города Тараза. Идея каждый раз принимается на «ура», до дальше этого вопрос не продвигается. Потому что как всегда «упирается в финансы». Для организации службы социального такси, во-первых, необходим транспорт, во-вторых — помещение, в-третьих — люди, готовые работать «за идею».
Все три условия могут быть выполнены только в одном случае — прямой заинтересованности руководства области и города. Присутствовавший на слушаниях депутат городского маслихата Гулам Умаров пообещал вынести этот вопрос на обсуждение в ближайшее время. Кто знает, может и получится реализовать хорошую, в общем-то, идею.
Больно бьет по людям с ограниченными возможностями галопирующая инфляция. Небольшие даже по жамбылским меркам пенсии в последнее время превратились в жалкие крохи, которых не хватает ни на приобретение лекарств и средств гигиены, ни на питание. А надо же и коммунальные услуги оплачивать (без телефона нашим инвалидам никак не обойтись), и одеваться, и средства передвижения — коляски — ремонтировать. Некоторые «колясочники» уже сумели освоить и другой вид транспорта — автомобиль. А цены на бензин тоже стали «кусаться».
— Нельзя ли найти возможность обеспечивать инвалидов ГСМ по льготной цене? — прозвучал вопрос.
— Подумаем, — был ответ.
Хотя чего тут думать, когда не раз на разных уровнях говорилось о благотворительности. Чего стоит владельцам заправок организовать талоны на бензин по спискам? Впрочем, не нам поднимать эту деликатную тему. А жаль…
Судя по всему, в который раз свои проблемы инвалиды будут решать сами, надеясь только на собственные силы и возможности, в очередной раз доказывая, что возможности эти отнюдь не ограниченные.

Рисунок с сайта http://www.3dnews.ru