В тисках нищеты - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-1 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В тисках нищеты

В тисках нищеты

Необходимо резко увеличить социальную поддержку одиноких родителей. К такому выводу пришли участники исследования, которое проводилось в Алматы и Алматинской области.

  • 21 Сентября 2009
  • 2534
Фото - Caravan.kz

Вот история довольно типичной судьбы одной казахстанской женщины. Султанова Альмира Мухтаровна, приехала в г. Алматы из села Георгиевка со своей мамой и 6-месячным ребенком. Ей 23 года, по национальности казашка.
В данное время они живут у родственников в недостроенном доме в 2-х жилых комнатах (8 человек), в районе новостроек, где нет света и воды. Пособие было начислено в местном акимате в сумме 5 840 тенге, за которым Альмира должна ездить ежемесячно и тратить на дорогу деньги. Жить в поселке не может, так как там нет работы. Женщина вынуждена оставлять ребенка с матерью (отнять от кормления грудью 6-месячного ребенка) и устроиться на работу в детский сад №4 «Акку» няней с окладом 13 000 тенге. В рационе питания ребенка преобладает кефир. На фрукты, овощи, мясное пюре не хватает денег. Ребенок совсем не бывает на свежем воздухе. Бабушка не может гулять с ребенком на улице из-за отсутствия коляски (бабушка после операции). Купить коляску нет возможности…
Исследование проводила неправительственная организация ОО «Ассоциация женщин «Молдiр». Данная работа была проведена в рамках Учебной программы ИНТРАК по Аналитическим Методам (УПАМ) и состояла из трех основных этапов: сбора информации, анализа, написания отчета и распространения результатов исследования. Сбор информации проводился с участием местных НПО-партнеров — ФГСП «Каракоз» (3 общежития Ауэзовского района г. Алматы), Жамбылский районный центр поддержки женщин (пос. Узунагаш, Жамбылский район), ОФ «Молодежный центр «Арай» (пос. Лепсы, Саркандский район), ФГСП «Карлыгаш» (с. Шымыр, Ескельдинский район). Местоположение партнерских НПО и их целевых групп определило географию исследования. Работа проводилась в 2008-м и закончилась в августе 2009 года. Результаты ее не просто удручающие. Их можно назвать катастрофическими…
Вначале исследователи оценили общую ситуацию в стране. Экономические преобразования в Казахстане имеют свой положительный результат, но есть еще много проблем, которые предстоит решить. Самой уязвимой группой населения являются одинокие матери, которые ранее получали пособие по статусу одиноких матерей. С 1 января 1997 года пособия одиноким матерям (отцам) отменены, хотя в 1997 году количество родившихся внебрачных детей как раз резко увеличилось. Одиноким матерям на общих основаниях предоставляется пособие как малообеспеченным семьям, имеющим детей.
По данным переписи населения 1999 года насчитывалось 3,5 млн. семей, из них 11% или 445 тысяч — одинокие матери с детьми. Среди граждан Казахстана старше 28-30 лет женщин, приблизительно, на 10% больше, чем мужчин.
Все еще существует дискриминация женщин: ограничение и ущемление прав и свобод, принижение достоинств. Особенно страдают женщины при приеме на работу, их принимают на работу с меньшей заработной платой, чем мужчин. В отношении бедности из женщин в группе риска на первом месте находятся одинокие матери. «У безработицы и бедности женское лицо».
При рождении ребенка женщины получают ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1-го года. У безработных мам эта сумма составляет 5 840 тенге. Получить одинокой маме место в яслях чрезвычайно сложно. По результатам анкетирования из 34 детей дошкольного возраста посещают детский сад — 21% детей. Высокая оплата (от 10 000 до 20 000 тенге) за детские сады также затрудняет устройство ребенка в детское учреждение. Устроиться на работу одинокой матери с маленьким ребенком очень трудно, хотя они составляют немалую долю работников. При устройстве на работу для женщин с детьми не предусмотрены никакие льготы.
В Казахстане растут показатели рождаемости, но вместе с тем обостряется и проблема нехватки детских садов и яслей. Сегодня в Казахстане только 27% детей дошкольного возраста посещают детские учреждения, 90 тыс. детей стоят в очереди на получение места в детский сад. В республике 1 283 детских садов, из них 179 — частные, остальные государственные.
Рассмотрели НПО-шники и вопрос государственной социальной защиты материнства и детства. И пришли к выводу: неполная семья находится на высоком уровне социальной уязвимости и нуждается в социальной защите и материальной поддержке государства, особых льготах и услугах. Хотя государство пытается обеспечивать эту поддержку через систему социальных и экономических мер.
С 1 января 2006 года в стране действует Закон Республики Казахстан «О государственных пособиях семьям, имеющим детей». В 2008 году единовременное пособие в связи с рождением ребенка увеличилось в два раза и составило сумму равную 35 040 тенге. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года рассчитывается дифференцировано, в зависимости от количества детей и в 2008 году увеличилось до размера пособия от 5 840 тенге на первого ребенка до 7 592 тенге на четвертого и более детей. С этого же года введено обязательное социальное страхование беременности, родов и материнства для работающих женщин.
Информация об изменениях в законодательстве подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации. Но из опроса женщин, проведения анализа фокус — группы и анкетирования (из 77 анкетируемых получают пособия 34% респондентов), была отмечена слабая информированность респондентов о государственных социальных выплатах. Препятствиями в получении пособий может служить и отсутствие прописки граждан.
Итоги анкетирования (77 анкет) показали, что доход семьи ниже прожиточного минимума (15 302 тенге) имеют 72% респондента. Безработных из числа респондентов — 55%. Из 34 детей дошкольного возраста посещают детский сад — 21% детей. Оплата за детский сад составляет от 10 000 до 20 000 тенге.
Ежемесячные государственные пособия на детей до 18 лет получают 6 человек. Единовременное пособие при рождении ребенка — 7 человек. Ежемесячное государственное пособие по уходу за ребенком до года — 13 человек. Помощь от родственников — 24 человека. Считают необходимым увеличить размер пособия по уходу за ребенком до прожиточного минимума и продления его до 2-х лет — 96% респондентов.
При сборе информации при анкетировании были такие трудности, как нежелание женщин заполнять анкеты, признавать себя одинокой матерью (менталитет казахского населения сельской местности).
В исследовании представлена сравнительная таблица затрат на приобретение питания и товаров первой необходимости для ребенка до года. Она красноречивее любых деклараций ответственных чиновников, утверждающих порой, что казахстанские одинокие женщины с детьми чуть ли не процветают!

Что можно приобрести для ребенка на сумму пособия в месяц Что необходимо ребенку до года в месяц
Наименование продуктов питания Сумма, в тенге Наименование продуктов питания Сумма, в тенге
Молочные продукты 860 Молочные продукты 7490
Овощи и фрукты 1540 Овощи и фрукты 15550
Мясные и яйцо 520 Мясные и яйцо 4550
Аптечка для новорожденного и товары первой необходимости 2920 Аптечка для новорожденного и товары первой необходимости 2920
Итого: 5840 Итого: 30510

Данный расчет не включает оплату коммунальных услуг (5000-6000 тенге), которая примерно равна сумме пособия, покупку коляски, кроватки, одежды для ребенка, лекарственных препаратов и расходов для матери.
Размер ежемесячного социального пособия по уходу за ребенком до достижения им 1-го года 5 840 тенге в три раза ниже прожиточного минимума, который составляет 15 302 тенге. Прожиточный минимум — это необходимый денежный доход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины.
Минимальная потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека, в натуральном и стоимостном выражении. Прожиточный минимум рассчитывается ежеквартально по республике и по регионам в среднем на душу населения и по половозрастным группам. Черта бедности — граница дохода, необходимого для удовлетворения минимальных потребностей человека, устанавливаемая в республике в зависимости от экономических возможностей. Чертой бедности в Казахстане считается 40% от суммы прожиточного минимума. В случае, когда прожиточный минимум равен 15 302 тенге, границей черты бедности будет сумма 6 121 тенге. Значит, семья из двух человек (мать и ребенок), имеющая доход в сумме 5 840 тенге, живет за чертой бедности. То есть — в безысходной нищете.
Исследователи из «Молдiра» видят в этой ситуации один реальный выход: необходимо резко увеличить социальную поддержку одиноких родителей (ведь есть в стране немало и одиноких мужчин с детьми!), исходя из возможностей национального бюджета, путем перераспределения бюджетных средств в социальной сфере, для полноценного развития детей, будущих граждан РК.
В частности: увеличить пособие по уходу за ребенком до размера не ниже прожиточного минимума для его воспитания и полноценного содержания; определить статус для одинокого родителя в целях повышения уровня социальной защищенности, организовать доступность детских учреждениях для детей одинокого родителя.
Только экстренными мерами можно вырвать десятки тысяч одиноких матерей с детьми из ямы нищеты.