Не стал исключением и Казахстан. На днях была представлена Концепция форсированного индустриально-инновационного развития на период 2010-214 годы, с перспективой до 2030 года, разработанная Политсоветом Партии «Нур Отан». Похожих сценариев и предложений сегодня разрабатывается много и разными политическими силами. Однако эта вызывает наибольший интерес, потому что представлена правящей в стране партией, лидер которой является главой государства.
В Партии «Нур Отан» работает инновационный комитет, при котором была создана международная экспертная группа. Она два месяца трудилась над концепцией. Презентовали ее заместитель председателя инновационного комитета партии Канат Тулеметов и руководитель международной экспертной группы Александр Идрисов.
Вкратце положения новой концепции таковы. Страны конкурируют между собой за четыре ключевых ресурса:
1. Природные ресурсы — и здесь у РК сильная позиция;
2. Человеческие ресурсы (таланты) — позади других стран по качеству и количеству трудовых ресурсов;
3. Финансовые ресурсы (иностранные инвестиции) — в этой сфере у нас очень слабая позиция, за исключением инвестиций в сырьевые секторы экономики;
4. Глобальные рынки современных товаров и услуг — в этой сфере мы также существенно уступаем другим странам.
Поэтому предлагаемая стратегия инновационно-индустриального развития предусматривает корректировку государственной политики и содержит ряд существенных нововведений и отличий от того, что предлагалось делать ранее.
Сегодня на повестке дня не просто развитие определенных отраслей или кластеров (как определялось во всех предыдущих стратегиях), а усиление работы по трем взаимодополняющим направлениям, которые обеспечивают главное — рациональное использование ограниченных трудовых и финансовых ресурсов РК:
1. Повышение эффективности существующей экономики (модернизация и диверсификация), с целью повышения производительности труда и добавленной стоимости, а также высвобождения избыточных ресурсов, занятых на низкопроизводительных традиционных предприятиях;
2. Создание основы для экономики будущего, с целью обеспечения устойчивого роста экономики на долгосрочную перспективу и создания условий для эффективной занятости талантов (квалифицированных специалистов, ученых, эффективных менеджеров и успешных предпринимателей);
3. Обеспечение эффективной занятости населения с относительно низким уровнем квалификации (при этом важнейшее внимание следует уделить занятости и развитию малого бизнеса, на территориях преимущественно с сельским населением, а также мигрирующего населения вследствие неизбежной урбанизации). Эта часть населения не должна оставаться «за бортом» развития страны.
Особенный акцент на такие секторы, как туризм и легкая промышленность, в которых имеется значительный нереализованный потенциал.
Действия во всех трех направлениях должны осуществляться одновременно. При этом цели, приоритеты, задачи, а также используемые инструменты и подходы для реализации государственной политики в указанных направлениях существенно отличаются друг от друга.
Концепция предполагает не только госбюджет и долговое финансирование (как раньше), а сосредоточение внимания на прямых иностранных инвестициях. Решение вышеуказанных задач требует масштабных финансовых вливаний, а единственным реальным источником финансирования являются прямые иностранные инвестиции. Их привлечение в первую очередь зависит от способности страны успешно конкурировать за доступ к финансированию на глобальном рынке и от эффективности государственной политики в области инвестиций. Таким образом, привлечение прямых иностранных инвестиций должно стать высшим приоритетом в деятельности Правительства.
Разработчики концепции подчеркивают: невозможно создать развитую индустриальную экономику, не являясь эффективным международным торговым центром.
Правительство должно сфокусироваться на решении фундаментальной проблемы: преодолеть ограниченный потенциал внутреннего рынка, снижающей инвестиционную привлекательность РК. Для этого необходимо активизировать участие Казахстана в международной торговле и усилить вовлеченность страны в глобальную систему распределения труда, реализовав в полной мере потенциал своего уникального геополитического положения в Евразии.
Теперь о приоритетах в стратегической политике. Главной целью инновационной политики является обеспечение конкурентоспособности экономики. При этом инновационная политика, как правило, направлена на два ключевых направления — 1) коммерциализацию национальных научных исследований (посредством финансирования науки и содействия во внедрении разработок в производство), а также 2) трансфер современных и эффективных технологий, доказавших свою состоятельность в мире, с целью повышения технологического уровня национальной промышленности и сферы услуг, для обеспечения высокого уровня производительности труда. Даже развитые страны делают все, чтобы новейшие технологии (где бы они ни были созданы) внедрялись на территории страны.
— Есть хорошее определение инноваций, которое сформулировал бывший Премьер-министр Финляндии: «Когда вы тратите деньги на получение знаний — это называется поддержка науки. А инновации — это когда вы превращаете знания в деньги», — объясняет Александр Идрисов. — Развитые страны (США, Евросоюза), в которых уже достигнут высокий уровень производительности труда, фокусируют инновационную политику преимущественно на коммерциализации результатов научных исследований. В развивающихся странах, в которых сохраняется серьезное технологическое отставание (например, Казахстан отстает от США по производительности труда более, чем в 5 раз!), инновационная политика фокусируется на трансфере современных технологий и масштабном внедрении их в экономику.
Авторы концепции делают неутешительный вывод: существующая инновационная политика пока не привела и не сможет привести в обозримом будущем к повышению конкурентоспособности, так как ее влияние на реальную экономику весьма ограничено. Необходимо кардинально изменить фокус инновационной политики: с избирательной поддержки и коммерциализации результатов национальных научных исследований — на трансферт современных и апробированных технологий, для обеспечения обновления и масштабной модернизации экономики РК.
Затем эксперты в развернутом виде обосновали второй главный тезис. Государства конкурируют не только за ресурсы, но и таланты. Решение проблемы квалифицированных кадров становится критичным как для задачи диверсификации экономики, так и для создания потенциала экономики будущего. При этом необходимо сфокусироваться не только на развитии системы образования и переподготовки кадров, но и разработать эффективную политику по удержанию талантов и привлечению их на территорию Казахстана. Пока такой политики, к сожалению, не ведется.
По мнению разработчиков, сегодня существует опасность другого перекоса — возрождения Госплана в его худшем виде. Жесткое планирование (слишком детальные мастер-планы) может привести к критичным ошибкам, так как не в состоянии учитывать все обстоятельства и изменения, происходящие вокруг. Жесткие планы возможны в таких капиталоемких отраслях, как химия, металлургия и т.п. Но в секторах с дискретными производствами и гибкими бизнес-моделями такое планирование может оказаться опасным. Мир меняется слишком динамично. Необходим «мягкий» индикативный подход, который не станет «тормозом» на пути развития регионов и отраслей, вследствие жестких запланированных ограничений.
Диверсификация экономики — это не только изменение отраслевой структуры, но и существенное снижение степени ее концентрации. Приоритет развития должен отдаваться не промышленным гигантам, а тысячам малых и сотням средних современных промышленных предприятий с количеством занятых 200-300 человек и годовым оборотом около 20-30 млн. долларов США. Кстати, это средний размер машиностроительного предприятия в Германии (жаль, что авторы концепции не указали: где в Казахстане взять такое количество квалифицированных рабочих и бизнесменов-управленцев? — прим.авт.)
В завершении авторы концепции указывают, что сейчас перед исполнительной властью стоят очень масштабные задачи. Требуется новый качественный уровень госуправления, чтобы успешно решить их. В части повышения эффективности госуправления — требуются конкретные рекомендации и институты, которые сделают администрирование более эффективным и результативным. Необходимо сосредоточиться на Demand based— инициативах (предпринимать действия, на которые действительно существует спрос, решать реальные проблемы). Совершенствование системы управления должно идти по результатам в реальной экономике.
Оценивая новую концепцию, в целом можно констатировать, что она в значительной мере совпадает с уже существующими планами правительства по модернизации экономики. Инвестиционная привлекательность, масштабный трансферт технологий, воспитание современных бизнес-кадров — все это есть и в Концепции развития страны до 2030 года.
Однако эффективность и грамотность любой программы выявляются в процессе ее претворения в жизнь. Поэтому сегодня рано судить, насколько представленная программа форсированного развития Казахстана «накладывается» на реальную обстановку. Слишком все неопределенно и в мировой экономике, и тем более, в нашем национальном хозяйстве.