Даешь форсаж? - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-2 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Даешь форсаж?

Даешь форсаж?

Сегодня мировая экономика, по многим приметам, начинает понемногу выходить из кризиса. Но уже сейчас ясно, что прежней, докризисной она не станет. Светлые умы ищут новые пути развития человечества, рассматривают различные варианты и сценарии взаимодействия всех частей сложнейшего механизма мировой экономики. А каждая страна прокладывает свой путь в нарождающейся новой реальности.

  • 16 Сентября 2009
  • 1304
Фото - Caravan.kz

Не стал исключением и Казахстан. На днях была представлена Концепция форсированного индустриально-инновационного развития на период 2010-214 годы, с перспективой до 2030 года, разработанная Политсоветом Партии «Нур Отан». Похожих сценариев и предложений сегодня разрабатывается много и разными политическими силами. Однако эта вызывает наибольший интерес, потому что представлена правящей в стране партией, лидер которой является главой государства.
В Партии «Нур Отан» работает инновационный комитет, при котором была создана международная экспертная группа. Она два месяца трудилась над концепцией. Презентовали ее заместитель председателя инновационного комитета партии Канат Тулеметов и руководитель международной экспертной группы Александр Идрисов.
Вкратце положения новой концепции таковы. Страны конкурируют между собой за четыре ключевых ресурса:
1. Природные ресурсы — и здесь у РК сильная позиция;
2. Человеческие ресурсы (таланты) — позади других стран по качеству и количеству трудовых ресурсов;
3. Финансовые ресурсы (иностранные инвестиции) — в этой сфере у нас очень слабая позиция, за исключением инвестиций в сырьевые секторы экономики;
4. Глобальные рынки современных товаров и услуг — в этой сфере мы также существенно уступаем другим странам.
Поэтому предлагаемая стратегия инновационно-индустриального развития предусматривает корректировку государственной политики и содержит ряд существенных нововведений и отличий от того, что предлагалось делать ранее.
Сегодня на повестке дня не просто развитие определенных отраслей или кластеров (как определялось во всех предыдущих стратегиях), а усиление работы по трем взаимодополняющим направлениям, которые обеспечивают главное — рациональное использование ограниченных трудовых и финансовых ресурсов РК:
1. Повышение эффективности существующей экономики (модернизация и диверсификация), с целью повышения производительности труда и добавленной стоимости, а также высвобождения избыточных ресурсов, занятых на низкопроизводительных традиционных предприятиях;
2. Создание основы для экономики будущего, с целью обеспечения устойчивого роста экономики на долгосрочную перспективу и создания условий для эффективной занятости талантов (квалифицированных специалистов, ученых, эффективных менеджеров и успешных предпринимателей);
3. Обеспечение эффективной занятости населения с относительно низким уровнем квалификации (при этом важнейшее внимание следует уделить занятости и развитию малого бизнеса, на территориях преимущественно с сельским населением, а также мигрирующего населения вследствие неизбежной урбанизации). Эта часть населения не должна оставаться «за бортом» развития страны.
Особенный акцент на такие секторы, как туризм и легкая промышленность, в которых имеется значительный нереализованный потенциал.
Действия во всех трех направлениях должны осуществляться одновременно. При этом цели, приоритеты, задачи, а также используемые инструменты и подходы для реализации государственной политики в указанных направлениях существенно отличаются друг от друга.
Концепция предполагает не только госбюджет и долговое финансирование (как раньше), а сосредоточение внимания на прямых иностранных инвестициях. Решение вышеуказанных задач требует масштабных финансовых вливаний, а единственным реальным источником финансирования являются прямые иностранные инвестиции. Их привлечение в первую очередь зависит от способности страны успешно конкурировать за доступ к финансированию на глобальном рынке и от эффективности государственной политики в области инвестиций. Таким образом, привлечение прямых иностранных инвестиций должно стать высшим приоритетом в деятельности Правительства.
Разработчики концепции подчеркивают: невозможно создать развитую индустриальную экономику, не являясь эффективным международным торговым центром.
Правительство должно сфокусироваться на решении фундаментальной проблемы: преодолеть ограниченный потенциал внутреннего рынка, снижающей инвестиционную привлекательность РК. Для этого необходимо активизировать участие Казахстана в международной торговле и усилить вовлеченность страны в глобальную систему распределения труда, реализовав в полной мере потенциал своего уникального геополитического положения в Евразии.
Теперь о приоритетах в стратегической политике. Главной целью инновационной политики является обеспечение конкурентоспособности экономики. При этом инновационная политика, как правило, направлена на два ключевых направления — 1) коммерциализацию национальных научных исследований (посредством финансирования науки и содействия во внедрении разработок в производство), а также 2) трансфер современных и эффективных технологий, доказавших свою состоятельность в мире, с целью повышения технологического уровня национальной промышленности и сферы услуг, для обеспечения высокого уровня производительности труда. Даже развитые страны делают все, чтобы новейшие технологии (где бы они ни были созданы) внедрялись на территории страны.
— Есть хорошее определение инноваций, которое сформулировал бывший Премьер-министр Финляндии: «Когда вы тратите деньги на получение знаний — это называется поддержка науки. А инновации — это когда вы превращаете знания в деньги», — объясняет Александр Идрисов. — Развитые страны (США, Евросоюза), в которых уже достигнут высокий уровень производительности труда, фокусируют инновационную политику преимущественно на коммерциализации результатов научных исследований. В развивающихся странах, в которых сохраняется серьезное технологическое отставание (например, Казахстан отстает от США по производительности труда более, чем в 5 раз!), инновационная политика фокусируется на трансфере современных технологий и масштабном внедрении их в экономику.
Авторы концепции делают неутешительный вывод: существующая инновационная политика пока не привела и не сможет привести в обозримом будущем к повышению конкурентоспособности, так как ее влияние на реальную экономику весьма ограничено. Необходимо кардинально изменить фокус инновационной политики: с избирательной поддержки и коммерциализации результатов национальных научных исследований — на трансферт современных и апробированных технологий, для обеспечения обновления и масштабной модернизации экономики РК.
Затем эксперты в развернутом виде обосновали второй главный тезис. Государства конкурируют не только за ресурсы, но и таланты. Решение проблемы квалифицированных кадров становится критичным как для задачи диверсификации экономики, так и для создания потенциала экономики будущего. При этом необходимо сфокусироваться не только на развитии системы образования и переподготовки кадров, но и разработать эффективную политику по удержанию талантов и привлечению их на территорию Казахстана. Пока такой политики, к сожалению, не ведется.
По мнению разработчиков, сегодня существует опасность другого перекоса — возрождения Госплана в его худшем виде. Жесткое планирование (слишком детальные мастер-планы) может привести к критичным ошибкам, так как не в состоянии учитывать все обстоятельства и изменения, происходящие вокруг. Жесткие планы возможны в таких капиталоемких отраслях, как химия, металлургия и т.п. Но в секторах с дискретными производствами и гибкими бизнес-моделями такое планирование может оказаться опасным. Мир меняется слишком динамично. Необходим «мягкий» индикативный подход, который не станет «тормозом» на пути развития регионов и отраслей, вследствие жестких запланированных ограничений.
Диверсификация экономики — это не только изменение отраслевой структуры, но и существенное снижение степени ее концентрации. Приоритет развития должен отдаваться не промышленным гигантам, а тысячам малых и сотням средних современных промышленных предприятий с количеством занятых 200-300 человек и годовым оборотом около 20-30 млн. долларов США. Кстати, это средний размер машиностроительного предприятия в Германии (жаль, что авторы концепции не указали: где в Казахстане взять такое количество квалифицированных рабочих и бизнесменов-управленцев? прим.авт.)
В завершении авторы концепции указывают, что сейчас перед исполнительной властью стоят очень масштабные задачи. Требуется новый качественный уровень госуправления, чтобы успешно решить их. В части повышения эффективности госуправления — требуются конкретные рекомендации и институты, которые сделают администрирование более эффективным и результативным. Необходимо сосредоточиться на Demand based— инициативах (предпринимать действия, на которые действительно существует спрос, решать реальные проблемы). Совершенствование системы управления должно идти по результатам в реальной экономике.
Оценивая новую концепцию, в целом можно констатировать, что она в значительной мере совпадает с уже существующими планами правительства по модернизации экономики. Инвестиционная привлекательность, масштабный трансферт технологий, воспитание современных бизнес-кадров — все это есть и в Концепции развития страны до 2030 года.
Однако эффективность и грамотность любой программы выявляются в процессе ее претворения в жизнь. Поэтому сегодня рано судить, насколько представленная программа форсированного развития Казахстана «накладывается» на реальную обстановку. Слишком все неопределенно и в мировой экономике, и тем более, в нашем национальном хозяйстве.