С сожалением приходится констатировать, что ныне средне-специальное образование находится в нашей стране в полном упадке. А это означает только одно: экономика страны постоянно недополучает специалистов нужных профессий.
Мало того, что рабочий класс республики неуклонно стареет, так он еще оказывается не готовым к технологическим вызовам 21-го века.
И знаете, чем это грозит? Тем, что уже в ближайшее время многотысячной армии молодых казахстанских менеджеров будет просто некем управлять.
Нельзя сказать, что в правительстве об этой проблеме не говорят.
Говорят. Но, как вяло и не заинтересовано. Скорее всего, это связано с тем, что у работников правительства редко кто в семье идет обучаться рабочим профессиям. Впрочем, перед телекамерами вам любой сановник скорчит торжественную мину и запоет печальную песнь о несчастном казахстанском профтехобразовании.
В тоже время необходимо отметить, что пока властные люди бьют себя в грудь и сокрушаются по поводу бедственного положения большинства казахстанских профессиональных училищ, те наши сограждане, кто тесно связан с реальным производством, тихо продолжают готовить рабочую смену. И примеры тому существуют в Восточном Казахстане. Ну, оно и понятно: там ведь заводов никто не останавливал (даже после приватизации). А, значит рабочие профессии, как были, так и остались в цене.
Впрочем, надо признать, что подобных положительных примеров пока не так уж и много. Объясню, почему.
Во-первых, правительство, которое все еще грезит экономическими макропоказателями, так и не вспомнило об интенсивных способах повышения производительности труда (в частности, о повышении квалификации рабочих). Безработных ныне хватает, — зачем кого-то еще чему-то обучать? Надо будет, кинем клич и на каждое рабочее место у нас будет по 10 претендентов. И зачем тут какие-то расходы на профессиональную учебу?..
Во-вторых, бизнесмены в своей гонке за «длинным тенге» напрочь забыли об обучении собственных кадров (им проще и дешевле привезти нужных специалистов из-за рубежа). Вот и получается, что приходит на производство инвестор, и часто тащит за собой кого попало. Но своего «кого попало». Соображения экономической целесообразности в этот момент никого не интересуют. Как и стратегические интересы страны.
И, в-третьих, не отстаем от двух первых «пунктов» и мы с вами, — т.е. современное казахстанское общество. Сегодня некоторое помешательство на так называемых «легких деньгах» стало, чуть ли не самой модной идеей среди экономически активной части населения. А у многих наших тинэйджеров даже появился особый лозунг: «Все и сразу!».
Учеба, рабочие профессии — это ныне совсем не актуально для подавляющего большинства казахстанской молодежи. А это влечет за собой не только моральные, но и социальные проблемы. С которыми мы, кстати (верее сказать, очень некстати), сталкиваемся почти ежедневно на улицах наших городов, где неприкаянная и незанятая делом часть молодежи ищет себе приключений.
Особо же печально то, что в нашем правительстве все никак не разберутся со специальным профессиональным образованием тех молодых сограждан, которые волей обстоятельств воспитываются в детских домах. Честно говоря, так и хочется, чтобы какой-нибудь член нашего Кабинета министров хотя бы недельку пожил бы среди сирот, и понял: каково быть фактически не нужным обществу с детства…
Прохладное отношение государства к средне-специальному образованию особенно удивительно сегодня, когда власти все время заявляют о дополнительных суммах поступающих в бюджет. Неужели, из всех этих «чудесных» миллиардов невозможно выделить средства, хотя бы, на техническое переоснащение училищ и колледжей?
Непонятно также и то, почему, правительство до сих пор не создало для владельцев «заводов, домов и пароходов» таких условий, при которых им было бы экономически выгодно тратить свои деньги на профессиональное образование. В результате чего, все процессы в этой сфере образования происходят необычайно спонтанно. Только вот оборудование в нынешних колледжах стоит там еще с 80-х годов прошлого столетия. И это в лучшем случае.
Подводя итоги разговора, подчеркну лишь то, что, излишнее увлечение государственных менеджеров идеями универсальной полезности рыночной экономики, — привели к тому, что система обучения рабочим профессиям оказалась в нашей стране на обочине реформ. И, главное: сегодня никто не даст гарантий тому, что завтра эта проблема будет разрешена.
Печальная, надо признать, перспектива…