Оралманы нам друзья.Но истина дороже - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Оралманы нам друзья.<br>Но истина дороже

Оралманы нам друзья.
Но истина дороже

Неравномерные миграционные процессы в Казахстане приводят к перенаселенности в одних регионах, на фоне безлюдности других.

  • 30 Мая 2003
  • 1749
Фото - Caravan.kz

Боясь оказаться «политически безграмотными» чиновники Южного Казахстана пока лишь намекают на не совсем здоровую обстановку, сложившуюся в волне мигрантов в Южные области.
Демографическая ситуация в Казахстане, как нигде в Среднеазиатском регионе, напрямую связана с внешней и внутренней безопасностью страны. При наличии огромных территорий, численность казахстанского населения крайне мала. В последнее время демографический кризис настолько обострился, что уже официально одной из государственных задач объявлено стремление довести в 2030 года численность населения до 20 миллионов человек.
Решить проблему заселения территорий возможно двумя способами — естественным приростом населения, то есть когда наши граждане рожают побольше детей. И искусственным, то есть активной миграционной политикой, претворяющей в жизнь идею возвращения этнических казахов проживающих за рубежом на историческую родину.
В первом случае на одной пропаганде далеко не уедешь. Экономические и социальные условия таковы, что для большинства наших соотечественник прибавление в семействе лишнего рта «хуже пистолета».
Во втором случае вариантов побольше. Казахстан, при всех своих недостатках, отнюдь не самое бедное государство. И уж в пределах бывших пост советских стран среднеазиатского региона наша Республика выглядит достаточно привлекательно для граждан с «чемоданными настроениями».
Вообще, как показал прошедший в прошлом году в городе Туркестане второй всемирный курултай казахов, практически во всех странах азиатского континента проживающие здесь этнические казахи очень позитивно настроены на то, чтобы вернуться на историческую родину. Исключения составляют лишь казахские диаспоры из высокоразвитых стран Европы и Америки. Тут историческую родину рассматривают в большей мере как объект очередного туристического вояжа во время отпуска.
То, что к нам стремятся в первую очередь мигранты из стран, скажем так, еще более отсталых чем наш Казахстан — не новость, и не причина для беспокойства. Международная практика миграции вообще основана на факторе перетока «рабочих рук» из регрессирующих регионов в условия более пригодные для существования.
Естественен и тот факт, что значительная часть мигрантов, прибывающих в Казахстан из стран СНГ и дальнего зарубежья — это люди, не имеющие иного капитала кроме собственных рук и голов. Тут бы тоже можно было не беспокоиться. Та же Америка в начале века без ограничений принимала миллионы мигрантов, все имущество которых заключалось в билете на пароход, на котором они пересекали Атлантику. Именно этот приток «свежей крови» в конце концов и сделал Америку реальной сверхдержавой планеты.
Однако у нас практика открытых дверей пошла несколько иным путем.
Мы пойдем двумя путями
С самого начала в нашей стране стали практиковаться два варианта возвращения на историческую родину для этнических казахов, живущих за рубежом. Первый — выезд по так называемым квотам, определяемым государством. Второй — свободная миграция населения, обуславливаемая демократическими принципами, принятыми нашей страной.
В первом случае государство брало на себя ряд существенных расходов по обустройству репатриантов, а потому, естественно, пыталось производить некий отбор мигрирующего населения. Так, репатриантам, прибывающим по квоте, присваивался статус оралмана, дающий право на упрощенное принятие гражданства. Государство же обеспечивало их жильем либо земельным участком, выделяло средства на обустройство, подъемные и ряд других льгот.
Однако подробных критериев, определяющих, кто и в каких случаях может попадать под статус оралманов и получить квоту на переезд, до сих пор не выработано. По словам руководителя Южно-Казахстанского департамента по миграции и демографии Алимжана Куртаева, предпочтение здесь отдавалось гражданам «имеющим заслуги перед нашей страной». Проще говоря, статус оралманов в основном получали персональные пенсионеры и ветераны войны и труда казахской национальности, переезжавшие в Казахстан из стран бывшего Союза. С их заслугами было более менее понятно. Автоматически статус оралманов присваивался и членам их семей. Все остальные категории граждан попадали в квоту только с решения специальной миграционной комиссии. Которая, в основном, ориентировалась на спущенный сверху план о количестве квот.
Отбор посредством квот у нас получился достаточно малоэффективным. В Южно-Казахстанской области, где поселилась треть всех репатриантов, прибывших в РК, департамент миграции смог буквально по пальцам пересчитать всех, кого, грубо говоря можно отнести к «яйцеголовой» элите миграции. Здесь оказалось восемь инженерных кадров — бывших работников Ташкентского авиационного завода, два профессора медицинских наук, и четыре кандидата технических наук. Все — люди весьма преклонного возраста, ныне пребывающие на пенсии.
Именно по причине такой малоэффективности «квотной» миграции, в настоящее время работа миграционных комиссий по присвоению статуса оралманов приостановлена до разработки более детальных критериев.
Где здесь у вас потеплее?
Репатрианты, прибывшие без квот, сразу резко обозначили другую проблему. Новоявленные сограждане в большинстве своем не желали заселять не только северные, но даже и центральные регионы Казахстана. Объективно сложилось так, что преобладающее большинство мигрантов прибывали к нам из более южных, и, следовательно жарких стран. И хотя для многих из них первоначально было все равно где селиться, уже первые зимы, проведенные на исторической родине, существенно откорректировали их выбор места жительства уже внутри Казахстана. По некоторым данным, в настоящее время до 80 % переселенцев из стран дальнего зарубежья, переехавших в Казахстан за последнее десятилетие, обосновались в южных регионах — Жамбыльской, Кзылординской и Южно-Казахстанской областях. Там, где в рамках Казахстана и без того достаточно высокая плотность населения. Скажем, в ЮКО практически нет свободных земель, пригодных для сельскохозяйственной обработки — то, ради чего приехали многие переселенцы из Ирана, Турции, Афганистана. В результате мигранты сразу оказались в жесткой конкурентной борьбе «за выживание» с местным населением.
И естественно, начали проигрывать по всем статьям. Отсутствие стартовых капиталов и массовая безработица привели к тому, что сейчас Шымкент буквально наводнен нищенствующими мигрантами. Что, конечно, не прибавляет плюсов ни в отношения к ним со стороны местного населения, ни в общую социально-экономическую ситуацию региона.
С этим надо что-то делать
До последнего времени, все миграционные процессы практически полностью регулировались на уровне местных областных департаментов по миграции и демографии, которые к тому же очень плохо взаимодействовали между собой.
В результате, как уже было сказано, для южных регионов наплыв переселенцев становиться уже явной проблемой. В то время как северные области по-прежнему констатируют стабильную убыль населения. Дело не спасает даже то обстоятельство, что получить квоту на переселение в северные регионы гораздо легче, нежели на Юг. Так, скажем, в этом году для ЮКО выделены квоты для переселения 471 семьи казахов-оралманов. А заявок принято уже от 2500 семей казахов-иностранцев, желающих переехать сюда на ПМЖ.
Между тем для Северо-Казахстанской, Павлодарской, Кустанайской областях выделено около 3 тысяч квот. Но они остаются невостребованными — потенциальные репатрианты ехать туда просто не хотят.
В прошлом году вообще были зафиксированы несколько фактов откровенного злоупотребления со стороны новоявленных оралманов. Имея квоту на поселение в Павлодаре, они получили через местный департамент все положенные для оралманов средства, а потом переехали в Тараз. И здесь умудрились во второй раз собрать все льготы.
И это только выявленные факты. Специалисты из отделов миграции не исключают, что всевозможных комбинаций злоупотреблений может быть гораздо больше.
На этой неделе в Шымкенте попытались привести миграционные процессы в более менее цивилизованные рамки. На прошедшем здесь республиканском семинаре-совещании работников миграционных служб одной из главных задач для департаментов и управлений было — наладить между собой связь по электронной почти и научиться ею пользоваться. Кроме того создается единый банк данных о переселенцах — «Оралман»
— Нам необходим общий банк данных, куда бы сводилась вся информация о переселенцах — сказала председатель Агентства по миграции и демографии Алтыншаш Джаганова, — это позволит упорядочить получение оралманами пособий, жилья и прочего, а также облегчит распределение квот для желающих вернуться на родину.
Однако дело здесь, по-видимому, в более насущных задачах, — а именно в выработке механизма, позволяющего реально и более жестко контролировать миграцию внутри страны. Не случайно в работе семинара принимали участие ряд специалистов западноевропейских миграционных служб. В свободной, демократичной, но крайне переполненной Европе давно уже научились решать подобные проблемы. И этот опыт весьма пригодится Казахстану.