Деньги не пахнут? - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+24 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Деньги не пахнут?

Деньги не пахнут?

Абстрактное понятие "экономическая безопасность" становится совершенно осязаемым. Во властных структурах только и говорят о том, чтобы риски Казахстана в экономической сфере свести к минимуму.

  • 26 Мая 2003
  • 1200
Фото - Caravan.kz

Эта цель, по мнению экспертов, будет достигнута тогда, когда страна присоединится к Страсбургской Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации от преступной деятельности.
То, что борьба с финансовыми преступниками в последнее время активизировалась, несомненно. Еще бы, председателю Агентства Финансовой полиции Болатбеку Булгакбаеву то и дело приходится выступать с отчетами и докладами. А в таких условиях быть голословным не получится.
Именно поэтому финансовые полицейские сосредоточили свое внимание на «отмывании» денег, на выявлении и пресечении деятельности хозяйствующих субъектов, зарегистрировавшихся в налоговых органах без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность и занимающихся незаконным обналичиванием денежных средств.
По данным Финансовой полиции, только за 2002 год по результатам оперативно-розыскных мероприятий зарегистрировано 1028 уголовных дел, из них 359 — за незаконное предпринимательство, 135 — лжепредпринимательство, 40 — за легализацию денежных средств, добытых преступным путем, и абсолютное большинство — 494 — за уклонение от уплаты налогов. «Обнальные» фирмы, против которых возбуждены уголовные дела, причинили ущерб государству в виде недопоступления налогов и других платежей в бюджет на сумму 3,7 миллиарда тенге. И полностью возместить эти деньги практически не возможно, поскольку они обналичивались по подложным документам на поставных лиц. Из общей суммы ущерба лишь 60 миллионов тенге удалось вернуть в государственную казну. Но, как пытался успокоить общественность г-н Булгакбаев на одном из последних круглых столов, посвященных проблеме финансовой преступности, «многие из таких преступлений нами раскрываются». И привел пример увода денег из легального в нелегальный оборот в АО «Семей-Комир», бывший президент которого совместно с другими руководителями коммерческих структур обналичил 126 миллионов тенге.
В принципе, финансовые преступления становятся возможными во многом и «благодаря» несовершенству законодательства. Взять хотя бы статью 193 Уголовного кодекса. Ее редакция не определяет достаточно четко понятие легализации денежных средств и допускает различное толкование при применении данной статьи. Еще два года назад Агентству финансовой полиции и Минюсту было дано поручение инициировать изменения и дополнения в законодательные акты, чтобы сделать легитимной и эффективной борьбу с лжепредпринимательством и незаконным обналичиванием денег. А в конце прошлого года стало ясно, что без специального закона, противодействующего легализации доходов, полученных преступным путем, не обойтись. Тем более, что последние события в мире (авиаатака террористами Нью-Йорка и Пентагона, активизация экстремистских группировок) заставляют задумываться над проблемами глобальной безопасности. Именно из этих побуждений Международная группа по борьбе с отмыванием денег, полученных преступным путем (FATF) подталкивает страны СНГ, в том числе и Казахстан, к скорейшему подписанию европейской конвенции по борьбе с «грязными» деньгами, заявляя о том, что борьба на этом фронте недостаточно последовательная и эффективная.. По мнению FATF, чем раньше это будет сделано, тем лучше.
Казахстан, в принципе, в этом тоже заинтересован. Именно поэтому он сократил срок рассмотрения проекта закона РК «Об обязательном мониторинге отдельных банковских операций» на целый год, что почти сенсация в отечественной законодательной практике.
Впрочем, не только FATF стимулирует Казахстан к подписанию конвенции. Периодически в информационном поле появляются разного рода «сенсации», которые очень сильно бьют по имиджу республики.
Недавно на одном из сайтов появилась скандальная информация о том, что США якобы озабочены возможностью превращения Казахстана в центр транзита денег для исламских террористов. Караван.kz попросила прокомментировать эту «новость» председателя Национального банка Григория Марченко. И он отреагировал очень эмоционально: «Я не знаю, кто там в США озабочен. Нет никакой угрозы!» Он пояснил, что недавно встречался с заместителем министра финансов США господином Тейлором. И тот никакой озабоченности по этому поводу не высказывал. «Возможности финансовых систем развитых государств гораздо активнее используются исламскими террористами, — сказал глава Нацбанка. — Поэтому нужно их искать в Нью-Йорке, Лондоне, в Швейцарии. У нас размер финансовой системы относительно небольшой, и большие деньги сразу привлекут внимание». Здесь стоит дополнить главу Нацбанка. Дело в том, что Казахстан еще 2 октября 2002 года присоединился к международной Конвенции о борьбе с финансированием терроризма. И теперь банкиры просто обязаны отслеживать ситуацию и включать «меры противодействия» легализации подозрительных средств в стране, а таможенники должны бороться с незаконным транзитом наличных денег.
Что касается другой проблемы — оттока капитала за рубеж (ведь невозврат валютной выручки — одна из самых опасных форм транснациональной преступности), то «у нас уровень статьи «ошибки и пропуски» в платежном балансе, которая, как считается, отражает уровень вывоза капитала, поступательно сокращается,» — не без гордости заявил Григорий Марченко, при этом, правда, размеры означенной статьи не уточнил. Он предпочел рассмотреть оборотную сторону медали. Потому что наряду с «бегством капитала» существует совершенно легитимный вывоз капитала. Например, если наши инвесторы захотят инвестировать кыргызские ГЭС, производство сельскохозяйственного оборудования в России или производство необходимых нам железнодорожных вагонов в Украине, то с лицензией на вывоз капитала никаких проблем не будет. «Последние годы в стране наблюдается избыточная ликвидность, и если есть нормальные возможности на других рынках для вложения денег, то надо ими пользоваться». Дело в том, что денежная масса Казахстана составляет 4,8 миллиарда долларов.
Если все эти деньги вложить внутри страны, денежная масса возрастет почти на 50 процентов. «Какая у нас была бы инфляция? Ясно, что больше 10 процентов годовых!» Поэтому решение проблемы Марченко видит в том, чтобы монетарные власти, в том числе и Нацбанк, создавали условия для выгодного вложения капитала внутри страны. Если люди будут иметь такую возможность, проблема «бегства капитала» решится сама собой. Но для этого нужны три «нормальных» составляющих — макроэкономическая политика, налоговый режим и инвестиционный климат.