После «разборок» между руководителями силовых ведомств, которые завершились отставкой всех участников инцидента, западноказахстанцы рассчитывали на спокойную дальнейшую жизнь. Но в высших эшелонах власти местного значения спокойствием даже не пахнет.
Особенно плохо спят по ночам работники городского акимата. Под прокурорский артобстрел попали именно они, начиная с самого акима Уральска.
Их обвинили в незаконном распределении коммунального жилья. Понятно, что они недовольны действиями надзорного органа, который под них «копает».
Изначально акиматовцы заняли оборонительную позицию, мол, мы сделали все, что могли: распределили квартиры, дали ключи всем нуждающимся, а кого мы считаем нуждающимися, это уже наше дело.
Обвинения в незаконности подобной политики они, похоже, восприняли как шутку. Зато сейчас, когда дело зашло гораздо дальше, прибегли к обкатанному методу: через собственные проакиматовские СМИ попытались обвинить саму прокуратуру в незаконности.
А вот сказать свое веское слово через независимые средства массовой информации они почему-то не решаются, любые попытки журналистов получить хоть какой-то комментарий от акимата заканчиваются ничем. Такая вот игра — в одни ворота. Но что кроется за этим молчанием, легко читается.
Как и любого отдельно взятого гражданина РК, уральцев интересует кровный вопрос, особенно тех, кто годами стоит в очереди на получение жилья от государства. И звучит он следующим образом: выселят или нет чиновников из коммунальных квартир, которые они получили бесплатно, в обход существующей очереди?
В межрайонном экономическом суде проходит беспрецедентный процесс по иску прокуратуры к акимату Уральска о незаконном распределении государственного коммунального жилья.
Квартиры в девятиэтажном кирпичном доме, построенном в прошлом году в рамках государственной жилищной программы, получили отнюдь не те, для кого вообще-то государство старалось. Инвалиды, ветераны войны, сироты, многодетные матери остались за бортом, впрочем, как всегда, они продолжают оставаться в списках очередников.
Вот только акиматовская очередь никак не сдвигается с места. А все потому, что квартиры чиновники получают в обход очереди.
Распоряжается процессом аким города и комиссия, созданная при нем же. В списках счастливых обладателей «халявного» жилья — руководители государственных органов, начальники отделов, всевозможные работники акимата, включая водителей.
Большинство из них на момент получения бесплатной квартиры уже имели в собственности по две-три, а то и четыре квартиры. Правда, некоторые заблаговременно подсуетились, произведя отчуждение имеющейся у них недвижимости. Проще говоря, они продали, подарили или обменяли свои квартиры, записав на своих многочисленных родственников, а сами, формально, как бы оказались на улице. И сердобольный акимат тут же пошел им навстречу, даже в очередь не надо было вставать, просто — позвонить нужным людям, и долгожданные ключи от новой квартиры уже в кармане.
Между тем, согласно закону, отчуждение пригодного для проживания жилья, либо преднамеренное ухудшение своих жилищных условий в течение последних пяти лет является основанием для отказа в постановке на учет и выделении жилища из государственного жилищного фонда.
Но это, если следовать букве закона.
«Мы считаем, что служебное жилье согласно закона должно представляться только тем работникам, которые в связи с исполнением трудовых функции должны проживать по месту работы», — считает заместитель прокурора Уральска Айгуль Жамансариева.
«Однако должности работников госструктур, которые получили жилище, отсутствуют в списке, установленном постановлением правительства», — продолжает Жамансариева.
К тому же для наших чиновников не имеет значения коммунальное это жилье или служебное, они его в любом случае приватизируют, а затем продадут. Дело в том, что в списках лиц, получивших служебное жилье, люди приехавшие в область по приглашению акима области — это журналисты заместители, специалисты ( список можно продолжить). Проработав в лучшем случае год, они начинают собирать чемоданы, и в первую очередь, приватизируют квартиры и продают за баснословные цены.
Это уже сложившаяся практика. Затем приезжают другие, и история повторяется, ибо они по определению местной власти относятся к категории «остронуждающихся».
Между тем очередь на получение жилья в местном исполнительном органе почти не сдвигается с места. У очередников была большая надежда на реализацию государственной жилищной программы, люди искренне поверили государству и надеялись, что теперь-то их почти несбыточная мечта осуществится. Увы, на деле ничего не изменилось.
В очереди на жилье в Уральске стоит более 8 тысяч семей, многие из которых, несмотря на старческий возраст, никогда в жизни не имели собственной крыши над головой. Некоторые десятилетиями числятся одними из первых в списке, вот только очередь до них все равно не доходит…
На протест прокуратуры акимат привел железный аргумент, дескать, лица получившие квартиры, настолько остро нуждались в них, что отказать им было бы кощунством. Прокурорский протест акимом был отклонен. Надзорному органу ничего не оставалось, как обратиться в суд. Теперь, в случае его удовлетворения, исполнительному органу придется отменить свое постановление о предоставлении жилья 72 чиновникам различного ранга и расторгнуть договор найма. Но еще неизвестно, как поведет себя суд и какой вердикт вынесет.
Слушание дела о незаконном распределении коммунального жилья в Уральске обещает быть одним из самых громких, ибо слишком высокие чины здесь задействованы.
Суд в качестве заинтересованных лиц пригласил всех 72 чиновников. И если в начале процесса они чувствовали себя растерянно, то теперь вовсю атакуют, видно, что хорошо проконсультировались у нужных людей.
Сегодня они обвиняют саму прокуратуру в незаконных действиях. Один из главных и обоснованных аргументов — это факт изначальной осведомленности прокуратуры в действиях акимата. О том, что акимат распределяет жилье среди чиновников, прокуратуре стало известно давно. Но она не предприняла никаких попыток, чтобы остановить произвол со стороны исполнительного органа. Более того, она в какой-то степени потакала акимату, пока не сменилось руководство в самой прокуратуре.
Теперь здесь совсем другая политика, направленная на установление законности во всех сферах. А ответственный работник прокуратуры, который допустил сей произвол, получил дисциплинарное взыскание.
А наши чиновники от исполнительной власти вряд ли рискнут открыто «бодаться» с самим прокурором. Скорее всего, они займут другую — проверенную и излюбленную позицию: во-первых, начнут писать исключительно порочащие анонимные письма во все вышестоящие инстанции, в первую очередь, в генеральную прокуратуру на нового прокурора. И, во-вторых, это тоже проверенный метод, — начнут в суде защищать свои попранные честь и достоинство, исчисляя моральный ущерб миллионами, а то и миллиардами.
А вообще, будет любопытно понаблюдать, как же на самом деле поведут себя наши доблестные слуги народа.
Фото с сайта www.atvoutdoorsystems.ru