Вопрос и вправду очень важный, если вспомнить, что по настоящему широкой дискуссии в стране, фактически, не было. Поэтому вдвойне интересно было услышать что думает об этом представитель USAID.
Простой и прямой ответ состоит, продол жил г-н Шинн, в том, что Казахстан получит экономические преимущества в виде доступа к рынкам других стран-членов ВТО, а также те плюсы, которые происходят от унификации законодательных норм между странами-членами Организации. Но есть и альтернативный ответ на этот вопрос.
— Он состоит в том, что ВТО — это действительно Всемирная организация, в которую сегодня входят более 150 государств, в том числе наиболее значимые торговые страны. Кроме того, порядка 35 стран сейчас находятся в процессе вступления в ВТО, включая Казахстан и Россию, которые тоже станут ее значимыми участниками. Если государство хочет стать серьезным «игроком» на мировой торговой «арене», то оно не сможет оставаться в стороне от ВТО. Чтобы государство воспринимали серьезно, оно должно входить во Всемирную Торговую Организацию, и, возможно, это главный ответ на наш вопрос.
Зарубежные участники круглого стола подчеркивали, что ВТО отличается от других международных организаций тем, что вступить в нее очень трудно. Это требует больших усилий по приведению национального законодательства в соответствие с нормами и требованиями Организации, и в этот процесс реформирования должны быть включены все государственные органы, включая, в том числе, и таможенные. И, конечно, требуется большая политическая воля правительства. Когда страна стала членом ВТО, это означает, что ее законодательство действительно приведено в соответствие с нормами организации.
— Я хочу поздравить вас с тем, что процесс переговоров по вступлению Казахстана в ВТО идет очень активно. Я вижу серьезный прогресс, который был достигнут за последнее время, и думаю, что вступление не за горами, -торжественно заявил г-н Шинн.
Со сказанным не поспоришь; коль скоро большинство стран входят в ВТО и число ее участников все растет, видимо, этот процесс глобальный объективный. Но, все-таки, многие вопросы, связанные с вступлением в Организацию Казахстана, так и «висят в воздухе». Раньше, чаще всего звучали опасения за судьбу отечественного сельского хозяйства, которому предстояло, со вступлением республики в ВТО, конкурировать с зарубежной аграрной продукцией на внутреннем рынке без поддержки государства: ни в виде мероприятий в рамках таких программ, как «Год села», ни в виде продажи крестьянам ГСМ по фиксированным ценам. Хоть нечасто и в ограниченных объемах, но такое бывало. После вступления, на подобную поддержку рассчитывать уже будет нечего. Но, может быть, ограничения на поддержку сельского хозяйства, накладываемые ВТО, будут компенсированы резким ростом цен на продовольствие, начавшимся в прошлом году. Более проблемным выглядит будущность казахстанской перерабатывающей промышленности. Директора многих крупных и средних компаний в различных секторах производства на вопрос о том, не опасаются ли они последствий вступления страны в ВТО, часто отвечают отрицательно. Мол, они и так работают последние годы в очень сложных условиях, и хуже уже не будет. Это так, те производства, что смогли сформироваться, а затем выжить в 1990-2000-е годы, наверное обладают достаточным «иммунитетом», чтобы выдержать и усиление конкуренции на казахстанском рынке после вступления в ВТО. Но вопрос не только в этом, а в том, смогут ли в новых условиях появиться новые казахстанские фирмы. Ведь действующих-то у нас очень немного, какую сферу экономики ни возьми. Это самый главный вопрос из связанных с ВТО, и ясного ответа на него нет. Может ведь оказаться так, что г-н Шинн окажется по своему прав, и «Казахстан получит экономические преимущества в виде доступа к рынкам других стран-членов ВТО», но предложить на этих рынках будет нечего.
Фото static.liga.net